С 1 сентября 2013 г. в связи с образованием на основе Банка России единого регулятора в соответствии с ч. 1 ст. 76.1 Закона о Банке России в функции Банка России была включена защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).

Законодатель формально не предоставил Банку России полномочия по защите прав потребителей банковских услуг, которые формально остаются в компетенции Роспотребнадзора. Однако и по факту, и в силу дальнейшего развития законодательства Банк России активно работает с жалобами граждан на действия кредитных организаций, а также реализует отдельные полномочия, предоставленные ему в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)".

Для реализации функции защиты прав потребителей финансовых услуг Совет директоров Банка России в ноябре 2013 г. принял решение о создании в структуре Банка России специального подразделения - Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг. Деятельность этой Службы постепенно должна охватить все регионы России.

В функции данной Службы входят такие основные направления ЗППФУ, как:

  • оказание содействия доступности финансовых услуг;
  • принятие мер по повышению информированности населения об институтах и инструментах финансового рынка;
  • реализация программ финансовой грамотности;
  • рассмотрение заявлений и жалоб граждан - потребителей финансовых услуг (кроме банковских услуг);
  • анализ и обобщение практики, связанной с ЗППФУ, определение основных рисков, возникающих в отношениях между некредитными финансовыми организациями и потребителями финансовых услуг;
  • предоставление необходимых сервисов "финансовому уполномоченному" (финансовому омбудсмену) при рассмотрении споров с участием потребителей финансовых услуг, взаимодействие с иными институтами гражданского общества в сфере ЗППФУ;
  • экспертиза проектов нормативных правовых актов на предмет их соответствия ЗППФУ;
  • экспертиза стандартов по ЗППФУ, разработанных СРО участников финансовых рынков, при их отсутствии - разработка стандартов по ЗППФУ;
  • экспертиза стандартов финансовых услуг, а также оценка отдельных финансовых продуктов.

Основная специфика Банка России, как органа по ЗППФУ, состоит в том, что это направление деятельности им будет осуществляться одновременно с иным, более традиционным направлением финансового регулирования и надзора, - обеспечением финансовой стабильности. В то же время Банк России с 1 сентября 2013 г. стал ответственным за развитие финансового сектора. Иными словами, в его полномочия вошли в том числе вопросы доступности финансовых услуг. Эта триада - защита прав, устойчивость и доступность - образуют интегральное, хотя и достаточно напряженное, единство. Не случайно, что законодатель, наделяя Банк России полномочиями по осуществлению надзора за некредитными финансовыми организациями, по контролю поведения на рынке финансовых услуг и по защите прав потребителей финансовых услуг, потребовал от него организовать работу по предупреждению конфликта интересов, понимаемого как конфликт между целями, характерными для различных направлений деятельности Банка России.

13.4. Правовое регулирование защиты прав потребителей финансовых услуг