Основное значение для уяснения роли и значения Банка России для экономики в целом и финансового сектора в частности имеют его цели деятельности, закрепленные в ст. 3 Закона о Банке России. Цель - это представляемое и желаемое будущее событие или состояние, с которым сообразуются средства, необходимые для ее достижения, т.е. цели деятельности Банка России - это те результаты, которые должны достигаться в процессе его деятельности.

В соответствии со ст. 3 Закона о Банке России целями деятельности Банка России являются:

1) защита и обеспечение устойчивости рубля (основная - конституционная - цель, так как наличие национальной валюты является одним из признаков государственного суверенитета, а способность государственных органов обеспечить ее устойчивость - одним из критериев эффективности государственной власти. Законодатель определил, что основная цель деятельности Банка России в области денежно-кредитной политики связана с ценовой устойчивостью, отказавшись от приоритета курсовой устойчивости);

2) развитие и укрепление банковской системы РФ (развитие и укрепление банковской системы является второй важнейшей целью деятельности Банка России, носящей государственный, публичный характер, поскольку банковская система является составной частью финансовой системы государства. Термин "устойчивость" характеризует качество банковской системы, которое позволяет ей выполнять функции даже при условии того, что отдельные элементы системы могут исключаться из нее. Устойчивость банковской системы прежде всего связана с ее возможностью осуществлять расчеты, предоставлять кредиты, принимать депозиты, а в экономическом смысле - трансформировать сбережения в инвестиции);

3) обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы (Банк России играет ключевую роль в развитии и функционировании национальной платежной системы, что соответствует международным принципам построения и функционирования платежных систем, в частности Принципу 1 Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов. Банк России выполняет функции регулятора, оператора, источника изменений, органа наблюдения и пользователя национальной платежной системы. В 2011 г. был принят Федеральный закон "О национальной платежной системе", которым впервые в Российской Федерации были введены основные понятия в сфере платежной системы, установлен порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, и использования электронных средств платежа, определен субъектный состав национальной платежной системы и требования к их деятельности, к организации и функционированию платежных систем, а также закреплен порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Наличие Закона о НПС позволяет реализовать Банку России закрепленные за ним функции путем осуществления таких мероприятий, как разработка прозрачной комплексной нормативной правовой основы, развитие операционной политики, обеспечение развития наиболее эффективной и стабильной национальной платежной системы, а также внедрение и использование новых эффективных и безопасных платежных услуг. Кроме того, сохранение за Банком России главной роли в национальной платежной системе отражает принцип ответственности центрального банка за устойчивость национальной валюты и обеспечение использования денег в качестве эффективного платежного средства);

4) развитие финансового рынка РФ;

5) обеспечение стабильности финансового рынка РФ (Закон о Банке России был дополнен указанными двумя целями в связи с созданием на базе Банка России мегарегулятора. Законодатель счел, что развитие финансового рынка страны, с одной стороны, и обеспечение его стабильности - с другой, отличаются друг от друга, и закрепил их как две различные цели, хотя очевидно, что они неразрывно связаны между собой).

Анализируя указанные цели деятельности Банка России, следует выделить их следующие характеристики:

  • публичность (государственно-властный характер);
  • макроэкономический характер;
  • легитимность;
  • длящийся, непрерывный характер;
  • взаимосвязанность и взаимообусловленность всех целей.

Закон о Банке России подчеркивает, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России, т.е. не является коммерческой деятельностью.

В ст. 4 Закона о Банке России закреплены функции Банка России.

Под функциями (лат. functio - исполнение) понимают основные направления деятельности, поэтому функции Банка России можно определить как основные направления деятельности Банка России.

В настоящее время функции Банка России имеют тенденцию к расширению. С момента принятия Закона о Банке России в 2002 г. перечень функций Банка России, закрепленный в комментируемой статье, был дополнен несколькими новыми функциями Банка России. Направления деятельности Банка России могут расширяться и уточняться, однако при этом должно соблюдаться требование о соответствии выполняемых центральным банком функций законодательно установленным целям его деятельности.

В соответствии со ст. 4 Закона о Банке России Банк России выполняет следующие функции.

1. Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, а также политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ.

В целом под денежно-кредитной политикой центрального банка понимается совокупность мероприятий, направленных на обеспечение стабильности цен, а также на достижение и сохранение финансовой стабильности, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса. Закрепление в Законе о Банке России данной функции как общей функции Банка России и Правительства РФ основано на п. 1 ст. 114 Конституции РФ, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Данная норма конкретизирована в ст. ст. 14 и 15 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", согласно которым Правительство РФ обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Данная функция реализуется в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона о Банке России, путем представления проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Президенту РФ и Правительству РФ. В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики закреплены конкретные задачи Банка России на предстоящий год и среднесрочную перспективу (последующие два года). В данном документе отражены принципы денежно-кредитной политики, направления развития экономики, сценарии макроэкономического развития и прогноз платежного баланса Российской Федерации, цели и инструменты денежно-кредитной политики, а также содержатся приложения (мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы, банковского надзора, финансовых рынков, платежной системы). Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики можно рассматривать как плановый документ на среднесрочную перспективу, который обеспечивает прозрачность денежно-кредитной политики и доверие к государственному политическому курсу и учитывает экономические и социальные аспекты развития финансовой сферы.

2. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; утверждает графическое обозначение рубля в виде знака.

Данная функция включает две взаимосвязанные, но при этом самостоятельные функции Банка России: эмиссионную функцию и функцию по организации наличного денежного обращения.

Под эмиссией понимается выпуск безналичных и наличных денег, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Эмиссия денег является основной функцией подавляющего большинства центральных банков. Закрепление монопольного права на эмиссию призвано обеспечить самостоятельность центрального банка и защиту денежно-кредитной системы, устранить влияние иных государственных органов на процесс эмиссии денег.

Впервые Государственный банк Российской империи был наделен правом на монопольную эмиссию денег в 1897 г., что нашло отражение в его Уставе.

В настоящее время эмиссионная функция Банка России нашла закрепление в Конституции Российской Федерации и конкретизирована в ст. ст. 4, 29 Закона о Банке России.

Банк России организует наличное денежное обращение на территории Российской Федерации. По своему экономическому содержанию наличный денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения наличных денег, часть денежного оборота. Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между:

  • юридическими лицами;
  • физическими лицами;
  • физическими и юридическими лицами;
  • физическими лицами и государственными органами;
  • юридическими лицами и государственными органами.

В процессе организации денежного оборота Банком России решаются такие экономические задачи, как:

  • определение общего объема налично-денежного оборота, его структуры;
  • изучение складывающихся тенденций;
  • направление и регулирование денежных потоков;
  • размещение денежной массы по территории страны;
  • определение массы денег в наличной форме, находящейся в обращении, величины денежных агрегатов;
  • расчет эмиссионного результата за (на) определенный период;
  • другие.

Решение указанных задач невозможно без точного и эффективного регламентирования Банком России наличного денежного обращения, с одной стороны, и неукоснительного исполнения правил наличного денежного обращения всеми его участниками, с другой стороны. В этой связи правила наличного денежного обращения, установленные Банком России, обязательны для исполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, а также всеми организациями, предприятиями и учреждениями.

Функция Банка России по утверждению графического обозначения рубля в виде знака была предоставлена Банку России в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2006 № 85-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Вместе с тем представляется, что утверждение графического обозначения рубля относить к функциям Банка России некорректно, поскольку оно представляет собой не основное направление деятельности Банка России, осуществляемое им постоянно и непрерывно, а может рассматриваться как разовое мероприятие Банка России.

Официально графический знак рубля был утвержден Банком России в декабре 2013 г. (представляет собой букву "Р" с дополнительным элементом в виде горизонтальной черты).

3. Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования.

Современные центральные банки являются кредиторами последней инстанции, или, как их еще называют, "банком банков". Смысл данной функции сводится к поддержанию кредитных организаций путем предоставления им недостающей ликвидности в виде кредитов. В настоящее время существуют две концепции центрального банка как кредитора последней инстанции:

  1. по отношению к банковской системе в целом и
  2. по отношению к конкретной кредитной организации.

Кредитование последней инстанцией, реализуемое за счет предоставления ликвидности кредитным организациям посредством операций на открытом рынке, в западной научной литературе называется кредитованием последней инстанции по отношению к рынку (к банковской системе) в целом. В этом случае центральный банк не заключает двусторонние кредитные договоры с банком-заемщиком для поддержания его ликвидности, а осуществляет кредитование на обезличенной (аукционной) основе. Сторонники концепции центрального банка как кредитора последней инстанции по отношению к конкретным кредитным организациям придерживаются избирательного подхода при оказании помощи кредитной организации, т.е. временного предоставления ликвидности значимым для финансового сектора банкам, утратившим платежеспособность, которое осуществляется на индивидуальной договорной основе (двухсторонней основе). Таким образом, кредитование Банком России путем предоставления ликвидности банковской системе в целом представляет собой рефинансирование, а временное предоставление ликвидности Банком России конкретной кредитной организации является восстановлением ее платежеспособности.

Безусловно, при осуществлении Банком России функции кредитора последней инстанции важнейшее значение играют инструменты и методы поддержания ликвидности как банковской системы в целом, так и отдельных кредитных организаций. Среди таких инструментов можно выделить инструменты как гражданско-правового характера, так и административно-правового характера (резервные требования). Правовой характер конкретного инструмента находит отражение в правовом характере соответствующих ему методов и мероприятий: гражданско-правового характера - банковские операции и сделки Банка России; административно-правового характера - установление обязательных для кредитных организаций резервных требований.

4. Устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе.

Особенностью правового закрепления осуществления расчетов и наделения Банка России функцией по их регулированию выступает регулирование расчетов как гражданским, так и банковским законодательством. Так, виды расчетов и формы безналичных расчетов предусмотрены в гл. 46 ГК РФ, устанавливающей два вида расчетов - наличные и безналичные. Общие правила о расчетах (как сделках) закреплены в гражданском законодательстве и содержат отсылочную норму на полномочия Банка России по установлению банковских правил осуществления расчетов. В ст. 861 ГК РФ прямо установлено, что Банк России обладает правом на издание банковских правил для осуществления лицами расчетов.

Вопрос о конституционности ст. 861 ГК РФ и ст. 4 Закона о Банке России в части наделения Банка России полномочием по установлению правил осуществления расчетов был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который отметил, что введение определенных правил наличных расчетов не нарушает принципов, закрепленных ст. ст. 8 и 74 Конституции РФ. Установление Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, будучи одним из механизмов организации наличного денежного обращения, само по себе не является препятствием для свободного перемещения финансовых средств, поскольку не лишает юридические лица возможности производить расчеты между собой в безналичном порядке без ограничения сумм и в любой из форм, предусмотренных законом. Этим не ограничивается и право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, закрепленные ст. ст. 34 и 35 Конституции РФ.

Таким образом, не нарушая конституционные нормы, гражданское законодательство рассматривает расчеты в качестве сделок между различными субъектами, а банковское законодательство и правила Банка России регулируют банковские расчетные операции.

Согласно ст. 31 Закона о НПС основными целями надзора и наблюдения в национальной платежной системе являются обеспечение стабильности национальной платежной системы и ее развитие. Надзор в национальной платежной системе означает деятельность Банка России по контролю за соблюдением операторами по переводу денежных средств, являющимися кредитными организациями, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры требований Закона о национальной платежной системе и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России. Наблюдение в национальной платежной системе означает деятельность Банка России по совершенствованию операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры, другими субъектами национальной платежной системы своей деятельности и оказываемых ими услуг, а также по развитию платежных систем, платежной инфраструктуры на основе рекомендаций Банка России.

При осуществлении надзора в национальной платежной системе Банк России:

  1. анализирует документы и информацию (в том числе данные отчетности), которые касаются деятельности поднадзорных организаций и участников платежных систем, а также организации и функционирования платежных систем;
  2. проводит инспекционные проверки поднадзорных организаций;
  3. осуществляет действия и применяет меры принуждения в случае нарушения поднадзорными организациями требований Закона о НПС или принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.

Наблюдение в национальной платежной системе включает следующие виды деятельности:

  1. сбор, систематизацию и анализ информации о деятельности наблюдаемых организаций, других субъектов национальной платежной системы и связанных с ними объектов наблюдения;
  2. оценку деятельности наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения;
  3. подготовку по результатам указанной оценки предложений по изменению деятельности оцениваемых наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения (ст. 35 Закона о НПС).

5. Устанавливает правила проведения банковских операций.

Понятие "банковская операция" не имеет однозначного толкования и используется для обозначения определенного вида деятельности, что следует из наименования Закона о банках, нормы абзаца второго ч. 3 ст. 49 ГК РФ, т.е. банковская операция означает как право на совершение определенных действий, которое предоставляется определенным лицам (кредитным организациям), так и само действие, точнее совокупность юридически значимых и фактических действий.

Исчерпывающий перечень банковских операций, на осуществление которых имеют исключительное право только кредитные организации, установлен в ст. 5 Закона о банках. К банковским операциям относятся:

  1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  2. размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
  3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  4. осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  5. инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  6. купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  7. привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  8. выдача банковских гарантий;
  9. осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

6. Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов.

Данное положение Закона о Банке России корреспондирует с нормами БК РФ. Согласно ст. ст. 152, 155 БК РФ Банк России является участником бюджетного процесса и обслуживает счета бюджетов, т.е. осуществляет бюджетные полномочия в соответствии с БК РФ.

Помимо функции Банка России по обслуживанию счетов бюджета, указанный пункт содержит порядок ее осуществления, а именно посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов.

Следует отметить, что вопрос о конституционности закрепления такого порядка был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который подтвердил, что п. 2 ст. 155 и п. 2 ст. 156 БК РФ не противоречат Конституции РФ, и указал, что, поскольку из смысла этих положений и исходя из их места в системе бюджетно-правового регулирования, можно заключить, что установленный ими порядок обслуживания счетов бюджетов не нарушает финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также не исключает возможности открытия счетов бюджетов в кредитных организациях в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Действительно, ст. 156 БК РФ предусматривает возможность выполнения кредитными организациями функции по обслуживанию счетов бюджетов, но при наличии хотя бы одного из следующих условий: 1) отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или 2) невозможности выполнения ими этих функций (к примеру, с наличными денежными средствами). При этом в силу прямого закрепления функции по обслуживанию счетов бюджетов за Банком России территориальное учреждение Банка России не вправе отказаться от заключения с органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления соответствующего договора по обслуживанию их бюджетных счетов.

Согласно мнению Конституционного Суда РФ, под "соответствующей территорией" понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территория определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).

7. Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России.

К золотовалютным резервам государства, как правило, относятся внешние активы, которые находятся под контролем органов денежно-кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платежного баланса, для интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для иных аналогичных целей.

Международные резервы состоят из:

  1. средств в иностранной валюте;
  2. специальных прав заимствования;
  3. резервной позиции в Международном валютном фонде и
  4. монетарного золота.

1. К средствам в иностранной валюте относятся:

  • наличная иностранная валюта;
  • остатки средств на корреспондентских счетах, включая обезличенные металлические счета в золоте;
  • депозиты с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно, в том числе депозиты в золоте, кредиты, предоставленные в рамках сделок обратного репо, в центральных банках за рубежом, в Банке международных расчетов и других кредитных организациях - нерезидентах, имеющих высокие рейтинги долгосрочной кредитоспособности;
  • долговые ценные бумаги, выпущенные нерезидентами с высоким рейтингом выпусков долговых ценных бумаг (или эмитентов долговых ценных бумаг), и иные финансовые требования к нерезидентам с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно. При этом ценные бумаги, переданные контрагентам в рамках операций займов ценных бумаг (предоставленные в обмен на другие ценные бумаги), учитываются в составе международных резервов.

2. Специальные права заимствования - международные резервные активы, эмитированные Международным валютным фондом и находящиеся на счете Российской Федерации в указанном фонде. Так, согласно разд. 6 ст. V Статей Соглашения Международного валютного фонда (далее - Статьи Соглашения МВФ) фонд может принимать специальные права заимствования, предлагаемые государством-участником, в обмен на эквивалентную сумму в валютах других государств-членов, а также фонд может по просьбе участника предоставлять ему специальные права заимствования в обмен на эквивалентную сумму в валютах других государств-членов.

3. Резервная позиция в Международном валютном фонде представляет собой сумму позиции по резервному траншу (валютной составляющей квоты Российской Федерации в Международном валютном фонде) и требований страны к данному фонду в рамках новых соглашений о заимствованиях. В соответствии с разд. 1 ст. III Статей Соглашения МВФ для каждого государства-члена устанавливается квота, которая выражается в специальных правах заимствования. Взнос каждого государства-члена равен его квоте и выплачивается фонду в полном размере через соответствующее учреждение - депозитарий. Роль депозитария Российской Федерации выполняет Банк России.

4. Монетарное золото определяется как принадлежащие Банку России и Правительству Российской Федерации стандартные золотые слитки, монеты, изготовленные из золота с пробой металла не ниже 995/1000. В эту категорию включается как золото в хранилище Банка России, так и находящееся в пути и на ответственном хранении, в том числе за границей. Аффинированное золото в слитках, находящееся в федеральной собственности, является частью золотовалютных резервов Российской Федерации и называется золотым запасом Российской Федерации. Золотой запас предназначен для проведения финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях. Часть золотого запаса Российской Федерации хранится на счетах Банка России, решение о расходовании которой принимается Банком России в порядке, согласованном с Правительством РФ. Следует отметить, что с 1 июня 2010 г. Банк России по рекомендации МВФ начал включать в международные резервы и золотые монеты.

Управление международными резервами осуществляется путем проведения Банком России операций с золотовалютными резервами без взимания комиссии.

Размер золотовалютных резервов является одним из макроэкономических показателей эффективности развития экономики, рост которого выступает показателем стабильности экономики.

8. Принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов.

В Российской Федерации функции по регистрации и лицензированию кредитных организаций разделены, поскольку Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлена единая процедура государственной регистрации юридических лиц, введен Единый государственный реестр юридических лиц, определен единый регистрирующий орган, определены порядок и сроки регистрации юридических лиц. Однако порядок регистрации кредитных организаций по сравнению с иными юридическими лицами обладает рядом особенностей, а именно: решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России, а государственную регистрацию кредитной организации как юридического лица осуществляет регистрирующий орган. Указанная особенность разделения регистрации кредитной организации обусловлена спецификой правового статуса кредитной организации как юридического лица и как кредитной организации, т.е. специальной организации, осуществляющей свою деятельность на основании лицензии Банка России.

Регистрационная и лицензионная функции Банка России, предусмотренные ст. 59 Закона, корреспондируют с гл. 2 Закона о банках, в которой содержится специальный порядок государственной регистрации кредитных организаций, включая особенности принятия Банком России решения о регистрации, взаимодействия Банка России с регистрирующим органом, а также о выдаче, отказа в выдаче и отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Лицензирование банковской деятельности представляет собой систему правоотношений, возникающих между Банком России и кредитными организациями и существующих на всем протяжении функционирования последних, по поводу выдачи, переоформления, отзыва лицензий на осуществление банковской деятельности, а также осуществления надзора за соответствием деятельности кредитных организаций требованиям банковского законодательства в общем и отдельным нормативам в частности.

9. Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор); осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.

Ключевым с точки зрения организации регулирования и надзора на финансовом рынке является определение объекта этой деятельности. Для определения объекта регулирования и надзора законодатель вводит понятие некредитной финансовой организации (НФО), под которой понимаются субъекты, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в ст. 76.1 Закона о Банке России.

Надзорные полномочия Банка России в отношении НФО заключаются в том, что Банк России:

  1. устанавливает требования к собственным средствам (капиталу) или чистым активам некредитных финансовых организаций, обязательные (финансовые, экономические) нормативы, а также иные требования в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность соответствующих организаций;
  2. проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры;
  3. устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами;
  4. ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него функций.

Более конкретный набор полномочий определяется законами, которые регулируют деятельность каждой из названных в Законе о Банке России НФО, а полномочия по применению административных наказаний - соответствующими нормами КоАП РФ.

10. Осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг; контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах; регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах.

Эмиссия ценных бумаг представляет собой необходимое условие деятельности кредитных организаций, поскольку является одним из способов привлечения финансовых ресурсов и увеличения кредитными организациями размера своего уставного капитала. Правовое регулирование отношений, возникающих при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг кредитных организаций, при обращении иных ценных бумаг, а также особенностей создания и деятельности кредитных организаций как профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг.

Законодательное определение эмиссии содержится в ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг. Так, эмиссия ценных бумаг - это установленная Законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Указанная последовательность действий кредитной организации зависит от того, является ли размещение ценных бумаг публичным. Публичное размещение ценных бумаг - это размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Не является публичным размещением размещение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Функции по контролю и надзору за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах, а также по регулированию, контролю и надзору в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах были переданы Банку России в 2013 г. в связи с созданием на его базе мегарегулятора.

11. Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России.

Данная функция отражает как гражданско-правовой статус Банка России как юридического лица, так и его публично-правовой статус как кредитора последней инстанции, поскольку операции и сделки Банк России может осуществлять как в публичных целях, например в целях регулирования денежно-кредитной политики (валютные интервенции), так и в целях обеспечения своей организационно-хозяйственной деятельности.

Непосредственно перечень банковских операций и сделок Банка России установлен законодательно в ст. 46 Закона о Банке России, а перечень запрещенных Банку России операций и сделок - в ст. 49.

Операции и сделки Банк России может также осуществлять по поручению Правительства РФ. Такие операции и сделки могут касаться, например, управления золотовалютными резервами, а также средствами Фонда национального благосостояния и др.

12. Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль.

Указанная норма, регламентирующая функцию Банка России по организации и осуществлению валютного регулирования и валютного контроля, корреспондирует с положениями Закона о валютном регулировании и валютном контроле (ст. ст. 5, 22).

В российском законодательстве нет легальных определений терминов "валютное регулирование" и "валютный контроль". В доктрине финансового права под валютным контролем понимается контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций, который является разновидностью государственного финансового контроля.

В государствах с рыночной экономикой валютное регулирование используется в целях уравновешивания платежных балансов, изменения структуры импорта либо его ограничения, сокращения платежей за границу, концентрации валютных ресурсов под контролем государства для использования их в интересах развития национальной экономики. Целью валютного регулирования является создание эффективного механизма управления курсом национальной валюты.

13. Определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

В международном праве международная организация определяется как учрежденная международным договором организация, призванная на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями. К характерным чертам международной организации относятся: создание путем заключения особого договора, являющегося учредительным актом (устав, статут); система постоянно действующих органов; автономный статус и соответствующие функции. Международные организации являются категорией международного обычного права и органом сотрудничества государств, но при этом они не носят надгосударственного характера. Классификацию международных организаций можно осуществить по различным основаниям. В зависимости от круга членов различают международные организации всеобщие и организации ограниченного состава. Всеобщие (универсальные) международные организации потенциально рассчитаны на участие всех государств, например, Организация Объединенных Наций. Международные организации могут заниматься общеполитическими проблемами или специальными видами сотрудничества (транспорт, связь, здравоохранение). Членами международных организаций могут являться только суверенные государства, а не их административные единицы или государственные органы.

Понятие "иностранное государство" в законодательстве Российской Федерации не раскрывается, однако употребляется в правовых актах различных уровней. Под иностранным государством по отношению к Российской Федерации выступает любое иное государство.

Законодательных ограничений в отношении круга участников расчетов в лице юридических и физических лиц нет.

14. Утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения.

Регулирование общих вопросов бухгалтерского учета и отчетности осуществляется на основании Закона о бухгалтерском учете. Так, согласно ст. 1 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями, установленными Законом о бухгалтерском учете, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Объектами бухгалтерского учета являются:

  1. факты хозяйственной жизни;
  2. активы;
  3. обязательства;
  4. источники финансирования его деятельности;
  5. доходы;
  6. расходы;
  7. иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Полномочия по утверждению Банком России отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций были переданы Банку России в 2013 г. в связи с созданием на его базе мегарегулятора.

15. Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.

Указанная функция Банка России является важнейшим элементом валютной политики и направлена на защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты путем государственного регулирования соотношения курса рубля к иностранным валютам. Под валютным курсом понимается цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны или в международных валютных единицах. Так, Банк России устанавливает официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю ежедневно (по рабочим дням) или ежемесячно без обязательства Банка России покупать или продавать указанные валюты по установленному курсу. Перечни иностранных валют, официальные курсы которых по отношению к рублю устанавливаются Банком России, публикуются в "Вестнике Банка России" и на официальном сайте Банка России в сети Интернет.

16. Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ; принимает участие в разработке методологии составления финансового счета РФ в системе национальных счетов и организует составление финансового счета РФ; осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством РФ; самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения.

Указанная функция взаимосвязана с функцией защиты национальной валюты, обеспечение свободного обращения которой является залогом успешного функционирования денежно-кредитной системы в целом. Формирование валютного курса оказывает определяющее значение на состояние платежного баланса.

Платежный баланс - это таблица, ведомость, отражающая движение денежных средств в виде платежей из государства и в государство. Платежный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и поступивших в страну в течение того же периода. Платежный баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным, а в противоположном случае - пассивным. Частью платежного баланса являются баланс по текущим операциям (в том числе торговый баланс, который включает сальдо экспорта и импорта товаров, баланс "невидимых" текущих операций, состоящий из чистого экспорта услуг, доходов от инвестиций, переводов) и баланс движения капитала (отражающий отток из страны и приток капитала в страну). Платежный баланс представляет собой обобщенный итог международных операций того или иного государства в стоимостном выражении с учетом соотношения показателей ввоза и вывоза товаров, услуг и капиталов. При этом показатели валютных потоков по всем операциям рассматриваются как платежи и поступления. Важнейшее значение платежного баланса подвигает государство к необходимости осуществления постоянного контроля за его состоянием.

Согласно Федеральному закону от 19.10.2011 № 285-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 2 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (вступил в силу 01.11.2011) Банк России включен в перечень субъектов официального статистического учета.

Финансовый счет является составной частью системы национальных счетов и отражает, в частности, распределение финансовых активов (монетарное золото, валюта, депозиты, ценные бумаги и т.д.) и финансовых обязательств между основными секторами экономики.

Следует отметить, что до настоящего времени в рамках российской системы национальных счетов показатели финансового счета не формировались, что в значительной мере затрудняло проведение мониторинга финансовых ресурсов государства, осуществление системного анализа экономического и финансового положения субъектов российской экономики. Кроме того, предоставление статистической информации, включающей данные финансового счета, является обязательным условием членства Российской Федерации в международных организациях. Необходимость дополнения функций Банка России такой функцией, как принятие участия в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организация составления финансового счета Российской Федерации, обусловлена международной практикой. Международный стандарт системы национальных счетов, принятый Статистической комиссией Организации Объединенных Наций и другими международными организациями, предусматривает составление набора счетов, характеризующих состояние и движение всех имеющихся ресурсов. Кроме того, Российская Федерация, являясь кандидатом для вступления в ряд международных организаций, в том числе в Организацию экономического сотрудничества и развития, имеет обязательства по предоставлению определенного набора статистической информации, включающего данные финансового счета. В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 420, Росстат разрабатывает и утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики. В то же время основная доля информационных ресурсов, необходимых для построения финансового счета, находится в ведении Банка России, в связи с чем указанная функция и была закреплена за Банком России.

18. Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

Прогнозирование представляет собой основу и важнейший этап планирования рыночной экономики. Результаты мониторинга используются Банком России для анализа и прогнозирования тенденций развития ситуации на микроуровне как важнейшего элемента созданной в Банке России системы анализа и прогнозирования общеэкономических процессов на региональном и федеральном уровнях, комплексного анализа финансового положения производственных компаний, оценки текущих тенденций в сфере экономической конъюнктуры и прогнозирования их возможного изменения и т.д.

Под государственным прогнозированием социально-экономического развития понимается система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночной экономики. По мнению специалистов, данные, полученные в рамках мониторинга Банка России, достаточны для текущего контроля за изменениями финансового состояния хозяйствующих субъектов и его оценки.

18.1. Осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ.

Пункт 18.1 введен в ст. 4 Закона о банке Федеральным законом от 29.07.2004 № 97-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Правовые основы функционирования данной системы установлены Законом о страховании вкладов физических лиц в банках. В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" Банк России осуществляет выплаты по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Банк, не участвующий в системе страхования вкладов, - это банк, не внесенный на дату отзыва лицензии на осуществление банковских операций в реестр банков, состоящих на учете в системе страхования вкладов. Указанные законы являются ключевым элементом правового регулирования института обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и направлены на максимальную защиту интересов вкладчиков - физических лиц. Смысл данной функции - выравнять положение вкладчиков банков, вошедших в систему страхования, и банков, не вошедших в эту систему, однако имеющих к моменту принятия Закона о страховании вкладов физических лиц в банках задолженность перед вкладчиками.

18.2. Является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте РФ, осуществляет операции и сделки, предусмотренные Статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом.

Банк России является депозитарием средств МВФ в валюте Российской Федерации и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Статьями Соглашения МВФ и договорами с МВФ. Статьи Соглашения МВФ, как отмечалось ранее, регламентируют деятельность МВФ, в частности предусматривают его операции и сделки, ограничения при их осуществлении, вознаграждение за их осуществление и иные условия. Так, каждое государство-член поддерживает отношения с МВФ только через свое казначейство, центральный банк, стабилизационный фонд или иное аналогичное фискальное агентство. Фонд также поддерживает отношения только с этими учреждениями или через них. Каждое государство-член назначает свой центральный банк депозитарием всех средств МВФ в своей валюте, либо, если в нем нет центрального банка, оно назначает иное учреждение, приемлемое для МВФ (разд. 2 ст. XIII). Таким образом, функции депозитария Российской Федерации выполняет Банк России. Анализ Статьей Соглашения МВФ выявляет следующие операции и сделки государств - членов МВФ, предусмотренные в данном документе: покупка и продажа валют государств - членов МВФ, покупка и продажа специальных прав заимствования, продажа авуаров МВФ в валюте государств - членов МВФ и др. При этом данные операции и сделки Банк России осуществляет за счет собственных средств.

Данный пункт был введен Федеральным законом от 03.11.2010 № 291-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступил в силу 21 ноября 2010 г.

18.3. Осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

18.4. Осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению.

Полномочия по осуществлению контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; осуществлению защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению были переданы Банку России в 2013 г. в связи с созданием на его базе мегарегулятора.

19. Осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

В качестве иных федеральных законов, предусматривающих функции Банка России, можно указать следующие.

1. В соответствии со ст. 119 БК РФ Банк России осуществляет функции генерального агента Правительства РФ по обслуживанию долговых обязательств Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению. Указанная функция осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации. Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

2. Согласно Закону о банкротстве Банк России: требует от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, а также реорганизации, назначает временную администрацию, устанавливает порядок и особенности деятельности временной администрации, устанавливает форму, порядок и сроки представления плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, устанавливает форму реестра требований кредиторов, вводит мораторий на удовлетворение требований кредиторов, выступает участником в деле о банкротстве и др.

3. Функции Банка России в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма предусмотрены в Законе о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, № 115-ФЗ (2001 г). К примеру, согласно ст. 7 указанного Закона Банк России устанавливает порядок предоставления информации о лицах, которым кредитной организацией поручено проведение идентификации; устанавливает требования к правилам внутреннего контроля; устанавливает порядок идентификации клиентов и выгодоприобретателей; устанавливает квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления; устанавливает требования к подготовке и обучению кадров; устанавливает порядок представления информации в уполномоченный орган, а также предоставляет уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, и др.

4. Банк России является участником системы обязательного страхования вкладов как орган банковского надзора. На основании ст. ст. 44, 48 Закона о страховании вкладов Банк России осуществляет надзор за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов, определяет состав, методики расчета показателей финансовой устойчивости банков, выносит решение о соответствии или несоответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов, а также вводит банку запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и иные функции. Исходя из специфики статуса Банка России как участника системы страхования, можно заключить, что осуществление перечисленных функций является составляющей надзорной функции Банка России. Вместе с тем особенности и пределы ее осуществления Банком России в сфере страхования вкладов предусмотрены в специальном законе - Законе о страховании вкладов физических лиц в банках.

5. К иным федеральным законам, устанавливающим функции Банка России, можно отнести и Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ "О кредитных историях". В соответствии с указанным Законом Банк России создает Центральный каталог кредитных историй - подразделение Банка России, которое ведет базу данных, создаваемую в соответствии с указанным Федеральным законом для поиска бюро кредитных историй, содержащих кредитные истории субъектов кредитных историй. Кроме того, Банк России устанавливает формы и порядок представления в Центральный каталог кредитных историй информации из бюро кредитных историй, а также устанавливает порядок передачи в Центральный каталог кредитных историй и получения из Центрального каталога кредитных историй субъектами кредитных историй и пользователями кредитных историй информации в виде электронного сообщения без использования кода субъекта кредитной истории через бюро кредитных историй, кредитные организации, отделения почтовой связи и нотариусов по согласованию с уполномоченными органами и организациями, регулирующими их деятельность, и др.

6. Также отдельные функции Банк России осуществляет в антимонопольной сфере, а именно по согласованию с Центральным банком Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает условия признания доминирующим положения кредитной организации, а также утверждает порядок установления доминирующего положения кредитной организации (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

7. Нельзя не отметить функции Банка России, предусмотренные антикризисным законодательством и направленные на поддержание банковской системы и стабилизацию ситуации на российском финансовом рынке в 2008 - 2009 гг. Так, в соответствии с Законом о дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Банк России со дня вступления в силу данного Закона и до 31 декабря 2010 г. включительно был наделен правом заключать с кредитными организациями соглашения, в соответствии с которыми Банк России брал обязательства компенсировать таким кредитным организациям часть убытков (расходов), возникших у них по сделкам с другими кредитными организациями, совершенным со дня вступления в силу данного Закона и до 31 декабря 2010 г. включительно, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Помимо указанного, Банк России размещал во Внешэкономбанке депозиты на общую сумму не более 50 млрд. долларов США по ставке, превышающей на 1-процентный пункт ставку ЛИБОР в долларах США сроком на 1 год, установленную на дату размещения депозита, с возможностью продления срока размещения. Кроме того, Банк России предоставлял Сберегательному банку Российской Федерации субординированные кредиты (займы) без обеспечения на общую сумму, не превышающую 500 млрд. руб., на срок до 31 декабря 2019 г. включительно по ставке 6,5% годовых. В рамках антикризисных мер на Банк России также возлагались функции по осуществлению мер по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, совместно с Агентством по страхованию вкладов. При наделении Банка России указанными полномочиями, усилия законодателя были направлены на смягчение процесса выхода из кризиса, на создание режима, позволяющего обеспечить сохранение платежеспособности и ликвидности финансовых институтов на необходимом уровне.

Функции Банка России можно классифицировать по различным основаниям:

  • по источнику закрепления: функции, установленные в Законе о Банке России, и функции, предусмотренные иными федеральными законами;
  • по степени конкретизации: общие и специфические. Общие функции характерны для большинства центральных банков государств (например, эмиссионная, операционная, аналитическая), а к специфическим функциям Банка России можно отнести регистрационную функцию (по регистрации выпусков кредитными организациями ценных бумаг);
  • по способу осуществления: функции, осуществляемые Банком России монопольно, и функции, выполняемые во взаимодействии с иными органами, например с Правительством РФ;
  • по сфере осуществления: функции Банка России в денежно-кредитной сфере, валютно-финансовой сфере, внешнеэкономической сфере, а также в организационно-хозяйственной сфере и др.;
  • по предмету: эмиссионные, регистрирующие, нормотворческие, надзорные, аналитические, операционные и др.

Кроме того, классификация функций может быть осуществлена и по иным основаниям.

Банк России при осуществлении функций, предусмотренных федеральными законами, обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов.

К числу важнейших властных полномочий Банка России относится его право издания нормативных актов, которые обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ст. 7 Закона о Банке России).

Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством РФ.

Банк России также вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

2.7. Ценовая стабильность как основная конституционно-правовая функция Банка России