Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс экономических, информационных, правовых мероприятий, частично с использованием т.н. инструментов денежно-кредитной политики, направленных на балансирование денежного предложения исходя из стратегических и текущих целей, таких как сдерживание инфляции (ценовая стабильность), экономический рост, обеспечение занятости населения. Помимо ценовой стабильности, в качестве целей денежно-кредитной политики выделяют также устойчивый валютный курс, комбинацию макроэкономических приоритетов, финансовую стабильность.

Эффективность проведения денежно-кредитной политики обусловлена степенью независимости центрального банка от государственных органов. Также результаты денежно-кредитной политики зависят от осуществляемой государственной финансовой, бюджетной политики и политики регулирования финансовых рынков. Реализация стратегии денежно-кредитной политики во многом определяется успешностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков, а результативность денежно-кредитной политики во многом зависит от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение дефицита и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для достижения целей денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика Банка России имеет аналогичные цели и осуществляется теми же методами, что и в других странах с рыночной экономикой. Вместе с тем в последние годы приоритеты при осуществлении денежно-кредитной политики в большинстве центральных банков сместились от поддержания покупательной способности национальной валюты в сторону т.н. инфляционного таргетирования, т.е. поддержания ценовой стабильности. Мировой опыт реализации политики таргетирования инфляции в различных странах выработал устойчивый перечень инструментов (методов, способов, приемов), к которым, как правило, относятся: обязательные резервы, депозитные операции, маржинальное рефинансирование, операции на открытом рынке и операции по купле-продаже ценных бумаг, репо, валютные свопы.

Конституционные начала денежно-кредитной политики определены в ст. 75 Конституции РФ, а содержание важнейших вопросов, включая инструменты и методы денежно-кредитной политики, раскрыто в гл. VII Закона о Банке России.

Важнейшим условием качественного формирования и практической реализации денежно-кредитной политики в России является разработка и совершенствование соответствующего нормативно-правового обеспечения, в том числе правовых норм для осуществления денежно-кредитной политики Банком России, среди которых юридические конструкции таких важных инструментов денежно-кредитной политики, как заключение и исполнение сделок репо с государственными ценными бумагами РФ, регулирование рынка ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России, эмиссия облигаций Банка России.

Реализация инструментов денежно-кредитной политики, применяемых центральным банком, как в условиях нормального развития экономики, так и в кризисных условиях, тесно взаимосвязана с принципом независимости центрального банка. Так, возможность использования центральным банком тех или иных инструментов денежно-кредитной политики без каких-либо ограничений многие исследователи определяют как сущность экономической независимости центрального банка. Безусловно, в процессе принятия центральным банком решений при проведении денежно-кредитной политики о выборе того или иного инструмента проявляется функциональная автономия центрального банка.

В России единая государственная денежно-кредитная политика находит свое отражение в таком документе, как Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, которые разрабатываются Банком России.

Порядок рассмотрения проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики включает несколько этапов.

Банк России представляет проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики:

  1. Президенту РФ и Правительству РФ;
  2. Государственной Думе.

После утверждения Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Советом директоров Банка России Банк России представляет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики в Государственную Думу (не позднее 1 декабря), которая рассматривает и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Таким образом, Государственная Дума РФ рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Закрепление такого порядка направлено на обеспечение адекватности проводимой Банком России денежно-кредитной политики и ее соответствия основным показателям государственного бюджета РФ на соответствующий год.

В ч. 3 ст. 45 Закона о Банке России закреплен исчерпывающий перечень вопросов, обязательных к отражению в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики. К примеру, Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 г. и период 2015 - 2016 гг. включают следующие разделы:

  1. принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу;
  2. развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2013 г.;
  3. цели денежно-кредитной политики и сценарии макроэкономического развития;
  4. реализация денежно-кредитной политики в 2014 - 2016 гг.

Банк России в 2014 г. продолжил проводить курсовую политику, не препятствуя формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов, не устанавливая каких-либо фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты. При этом в течение данного периода Банк России осуществлял постепенное повышение гибкости курсообразования, в том числе путем сокращения объемов интервенций Банка России, направленных на сглаживание колебаний обменного курса рубля, а также увеличения чувствительности границ операционного интервала к объему совершенных Банком России интервенций, тем самым создавая условия для адаптации участников рынка к колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.

В 2014 г. была завершена работа по созданию условий для перехода к режиму плавающего валютного курса, который предполагает отказ от использования операционных ориентиров курсовой политики, связанных с уровнем валютного курса, что позволит Банку России сконцентрироваться на управлении рыночными процентными ставками для достижения цели по инфляции. Банк России продолжает проводить операции на внутреннем валютном рынке, связанные с пополнением или расходованием средств суверенных фондов и позволяющие транслировать спрос или предложение иностранной валюты со стороны Федерального казначейства на внутренний валютный рынок. Также Банк России сохраняет за собой право проводить валютные интервенции в рамках решения задач по регулированию уровня ликвидности банковского сектора. Подобная практика не противоречит концепции режима плавающего валютного курса и успешно применяется развитыми странами, имеющими суверенные фонды. Кроме того, данный режим не исключает возможности проведения точечных операций на валютном рынке в целях поддержания финансовой стабильности в случае шоковых событий.

3.2. Правовое регулирование инструментов денежно-кредитной политики