Под операциями Банка России на открытом рынке согласно ст. 39 Закона о Банке России понимаются:

  1. купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами;
  2. купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами.

Операции на открытом рынке признаются одними из наиболее эффективных, т.н. косвенных или рыночных инструментов денежно-кредитной политики, влияющих на объем денежных средств, которые находятся у финансовых институтов, прежде всего у банков. Как следствие, операции на открытом рынке влияют через эффект денежного мультипликатора на предложение кредита и экономическую ситуацию в целом. С точки зрения экономической теории операции на открытом рынке (open market operation) включают операции на открытом рынке с ценными бумагами и иные операции, например валютные свопы.

В целом операции на открытом рынке - это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков путем размещения государственного долга. Изменяя процентные ставки на открытом рынке, Банк России осуществляет воздействие на денежный рынок и рынок капитала путем создания выгодных условий кредитным институтам по покупке и продаже государственных ценных бумаг для повышения своей ликвидности. Покупка ценных бумаг приводит к понижению процентных ставок, вследствие чего повышается объем кредитов; эффект от их продажи - обратный.

Определяя сущность данных операций, можно заключить, что для Банка России они не носят коммерческий характер. Действительно, для самого Банка России такие операции носят публичный характер, являясь одним из инструментов реализации единой государственной денежно-кредитной политики, при этом для его контрагентов - кредитных организаций они, безусловно, являются операциями коммерческими.

Операции на открытом рынке, перечисленные в ст. 39 Закона о Банке России, можно классифицировать по различным основаниям:

1) по типу ценных бумаг на операции:

  • с государственными ценными бумагами;
  • с ценными бумагами Банка России;
  • с негосударственными ценными бумагами;

2) по виду ценных бумаг на операции:

  • с долговыми инструментами (векселями и облигациями);
  • с ценными бумагами, удостоверяющими права участия в капитале (акции);

3) по виду сделок:

  • сделки купли-продажи;
  • сделки репо;

4) по срочности сделок:

  • на краткосрочные;
  • среднесрочные;
  • долгосрочные.

Банк России, как и любой центральный банк, отдает в своей текущей деятельности предпочтение государственным ценным бумагам, которые обладают максимальной ликвидностью и минимальным кредитным риском. Однако после кризиса 2008 г. Банку России было предоставлено право осуществлять операции и с негосударственными ценными бумагами.

В состав операций Банка России, закрепленных в ч. 1 ст. 39 Закона о Банке России, входят:

  • купля-продажа казначейских векселей;
  • купля-продажа государственных облигаций;
  • купля-продажа прочих государственных ценных бумаг;
  • купля-продажа облигаций Банка России;
  • заключение договоров репо с указанными ценными бумагами.

Казначейские векселя относятся к долговым ценным бумагам, которые представляют собой обязательства, размещенные эмитентами на фондовом рынке для заимствования денежных средств, необходимых для решения текущих и перспективных задач.

Министерство финансов РФ вправе выпускать ценные бумаги в виде облигаций, которые могут быть номинированы как в валюте РФ (государственные краткосрочные облигации, облигации федерального займа), так и в иностранной валюте (облигации государственного валютного облигационного займа, облигации внешних облигационных займов), а также в виде векселей (казначейские векселя). Поскольку государственные ценные бумаги составляют часть государственного долга (при этом ценные бумаги, номинированные в рублях, относятся к части внутреннего долга, а номинированные в валюте - к части внешнего долга), то законодательно определены некоторые дополнительные условия, соблюдение которых обязательно при эмиссии государственных ценных бумаг, позволяющие контролировать объем государственного долга. Так, представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня.

Правом эмитировать облигации обладают публично-правовые образования - Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Государственные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг, удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

При рассмотрении закрепленного в комментируемом Законе перечня ценных бумаг, с которыми вправе совершать операции Банк России, в первую очередь необходимо отметить, что указанные объекты должны отвечать требованию надежности. Традиционно считается, что государство - наиболее надежный эмитент, который не может не расплатиться по своим обязательствам. В этом особая привлекательность инскрипций для инвесторов. В то же время в мировой практике инскрипции, являясь наиболее надежными ценными бумагами, являются и наименее доходными.

Облигации Банка России. Как следует из названия указанной ценной бумаги, ее эмитентом может выступать исключительно Банк России. При этом статуса государственной ценной бумаги облигации Банка России не имеют. Выпуская облигации, Банк России обеспечивает участников финансового рынка, прежде всего кредитные организации, весьма надежным и ликвидным инструментом для вложения свободных денежных средств.

Общие положения о порядке эмиссии и обращения облигаций Банка России закреплены в Законе о рынке ценных бумаг, а именно ст. 27.5-1 "Особенности эмиссии и обращения облигаций Банка России", которая была введена Федеральным законом от 18 июня 2005 г. № 61-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

При этом процедура выпуска облигаций Банка России имеет несколько особенностей по сравнению с общим порядком выпуска ценных бумаг. Так, облигации Банка России выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением. Размещение и обращение облигаций Банка России осуществляются только среди российских кредитных организаций. Также существенным отличием процесса эмиссии облигаций Банком России от эмиссии ценных бумаг кредитными организациями является отсутствие необходимости государственной регистрации выпуска или дополнительного выпуска таких облигаций. Кроме того, в отношении таких облигаций не требуется составления проспекта и государственной регистрации отчета об итогах выпуска облигаций.

Согласно Положению Банка России от 29 марта 2006 г. № 284-П "О порядке эмиссии облигаций Банка России" (далее - Положение № 284-П) эмиссия облигаций Банка России осуществляется на основании принятого Советом директоров Банка России решения о размещении облигаций Банка России и утвержденного Советом директоров Банка России решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России. Объем каждого выпуска облигаций Банка России определяется с учетом рассчитанного согласно ст. 44 Закона о Банке России предельного размера общей номинальной стоимости облигаций. Банк России присваивает выпуску облигаций Банка России идентификационный номер. Выпуск облигаций Банка России оформляется сертификатом облигаций Банка России. Размещение облигаций Банка России начинается не ранее трех дней с даты раскрытия Банком России информации, содержащейся в решении о выпуске облигаций Банка России, путем опубликования ее на странице Банка России в сети Интернет и осуществляется в течение срока, установленного в решении о выпуске облигаций Банка России. Банк России осуществляет ведение реестра выпусков облигаций Банка России в электронном виде и на бумажном носителе. Информация о выпусках облигаций Банка России, находящихся в обращении, раскрывается путем опубликования ее на странице Банка России в сети Интернет.

Условия проведения операций с облигациями Банка России в 2010 г. были изменены. В соответствии с принятым решением Банк России перешел к эмиссии трехмесячных облигаций Банка России с периодичностью размещения один раз в два месяца. Кроме того, в связи с повышением ликвидности вторичного рынка с 15 декабря 2010 г. Банк России прекратил выполнение функций маркетмейкера и, соответственно, регулярное выставление котировок покупки (продажи) облигаций Банка России на вторичном рынке. Указанные решения Банка России были направлены на повышение эффективности денежно-кредитной политики за счет усиления воздействия операций Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка. В дальнейшем Банк России предполагал, что будет продолжать проведение депозитных операций и операций по размещению облигаций Банка России для абсорбирования избыточной ликвидности банковского сектора, однако начиная с 2012 г. операции с облигациями Банка России последним не проводятся.

Заключение договоров репо с ценными бумагами как операция Банка России на открытом рынке обладает несколькими особенностями. Во-первых, заключение договоров репо возможно только с теми ценными бумагами, которые предусмотрены в ст. 39 Закона о Банке России. Во-вторых, понятие договора репо закреплено в специальном законодательстве (в Законе о рынке ценных бумаг), а не в гражданском законодательстве. В-третьих, стороной по такому договору всегда выступает Банк России. В-четвертых, данная норма корреспондирует с налоговым законодательством, где операцией репо признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам репо Законом о рынке ценных бумаг. При этом первой и второй частями репо признаются соответственно первая и вторая части договора репо (ст. 282 НК РФ).

Под договором репо понимается договор, по которому одна сторона (продавец по договору репо) обязуется в срок, установленный этим договором, передать в собственность другой стороне (покупателю по договору репо) ценные бумаги, а покупатель по договору репо обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (первая часть договора репо) и по которому покупатель по договору репо обязуется в срок, установленный этим договором, передать ценные бумаги в собственность продавца по договору репо, а продавец по договору репо обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (вторая часть договора репо).

В п. 2 ч. 1 ст. 39 Закона о Банке России предусмотрено несколько требований к иным ценным бумагам, купля-продажа которых признается операцией Банка России на открытом рынке.

В качестве первого требования закреплена специальная процедура их утверждения. Так, иные ценные бумаги, прямо не предусмотренные в указанной статье, должны быть определены решением Совета директоров Банка России.

Вторым требованием является допуск ценных бумаг к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Одним из основных условий допуска ценных бумаг к торгам на фондовой бирже является их соответствие требованиям законодательства РФ. Например, в общем случае ценные бумаги допускаются к обращению на фондовой бирже, если: проведена регистрация проспекта ценных бумаг (правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом); осуществлена государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитента или в Банк России представлено уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; эмитентом ценных бумаг соблюдаются требования законодательства РФ о ценных бумагах и нормативных актов Банка России, в том числе о раскрытии информации на рынке ценных бумаг, а управляющей компанией паевого инвестиционного фонда - требования законодательства РФ об инвестиционных фондах и иных нормативных правовых актов. Допуск ценных бумаг к торгам на фондовой бирже осуществляется путем их включения в список ценных бумаг, допущенных к торгам. Возможны два варианта включения ценных бумаг эмитента в список торгуемых на фондовой бирже ценных бумаг:

  1. в перечень внесписочных ценных бумаг. Данный вариант доступен для всех эмитентов, новых или существующих выпусков ценных бумаг. Это наиболее простой способ вывода ценных бумаг на фондовый рынок, поскольку эмитент осуществляет минимальные предварительные действия. Включение ценных бумаг в перечень внесписочных ценных бумаг может стать первым шагом к их последующему переводу в один из котировальных списков для дальнейшего повышения статуса компании;
  2. в один из котировальных списков (с прохождением процедуры листинга).

Часть 2 ст. 39 Закона о Банке России устанавливает несколько ограничений при осуществлении Банком России операций на открытом рынке с акциями. Так, с акциями допускается только заключение договоров репо, а реализация Банком России акций возможна только в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств по договору репо.

Рефинансирование