Термин "система банковского надзора" часто встречает в официальных документах и литературе.

Система банковского надзора включает:

  • субъекты банковского надзора;
  • объекты банковского надзора;
  • отношения, возникающие между субъектом (субъектами) и объектами банковского надзора;
  • регулятивную подсистему (нормы права, регулирующие осуществление банковского надзора, а также экономические нормативы, определяющие деятельность кредитных организаций);
  • цели банковского надзора;
  • принципы банковского надзора.

Субъектом банковского надзора в Российской Федерации является Банк России, который в соответствии со ст. 56 Закона о Банке России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Также возможно в качестве субъекта банковского надзора рассматривать Агентство по страхованию вкладов, которое не только участвует в проведении проверок кредитных организаций для целей реализации Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", но и с 2008 г. осуществляет полномочия по предупреждению банкротства кредитных организаций.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 5 ноября 1999 г. № 182-О "По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в рамках надзорной деятельности Банка России достигаются цели, определенные ст. 3 Закона о Банке России, исходя из содержания ст. 75 (ч. 2) Конституции Российской Федерации. Таким образом, при осуществлении надзорных полномочий Банк России пользуется теми же правами и несет те же обязанности, которые имеются у него как у органа, основной целью деятельности которого является защита и укрепление рубля, в частности, он независим от органов государственной власти.

Органами управления Банка России являются Председатель и Совет директоров, которые осуществляют общее руководство, в том числе и в сфере банковского надзора. Кроме того, определенными полномочиями в сфере организации надзорной деятельности обладает Национальный финансовый совет.

Специальным органом банковского регулирования и банковского надзора Банка России является действующий на постоянной основе Комитет банковского надзора (КБН), который объединяет руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций (т.н. надзорный блок), и в своей деятельности руководствуется федеральными законами, Положением Банка России "О Комитете банковского надзора Банка России", а также иными актами Банка России.

КБН возглавляет председатель Комитета, назначаемый Председателем Банка России из числа членов Совета директоров Банка России.

К компетенции Комитета относятся вопросы, связанные с осуществлением регулирующих и надзорных функций Банка России, в том числе совершенствованием методологии банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций, а также отдельных функций Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля. В частности, Комитет по вопросам, отнесенным к его компетенции: проводит обсуждения; подготавливает по поручению Председателя Банка России необходимую информацию Национальному финансовому совету Банка России по вопросам, входящим в его компетенцию; готовит предложения Совету директоров Банка России и Председателю Банка России; принимает решения по вопросам государственной регистрации кредитных организаций при их создании; выдачи генеральных лицензий на осуществление банковских операций, лицензий на привлечение во вклады денежных средств физических лиц банкам, ранее не имевшим такого права; вынесения заключения о соответствии банков требованиям к участию в системе страхования вкладов; формирования собственных средств (капитала) кредитных организаций с использованием инвесторами ненадлежащих активов; введения и изменения пруденциальных норм деятельности кредитных организаций в тех случаях, когда для этого не требуется решения Совета директоров Банка России; назначения временной администрации по управлению кредитной организацией; аннулирования и отзыва у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций, а также государственной регистрации кредитных организаций в связи с их ликвидацией; выдачи кредитным организациям разрешений на создание на территории иностранного государства дочерних организаций; применения к кредитным организациям мер воздействия за допущенные нарушения в случаях, предусмотренных ст. 74 Закона о Банке России, а также отмены (изменения) ранее принятых (в том числе территориальными учреждениями Банка России) решений о применении мер воздействия к кредитным организациям, за исключением решений о применении мер воздействия, принятых Председателем Банка России, и решений об отзыве лицензии на осуществление банковских операций; осуществляет в соответствии с ч. 1 ст. 75 Закона о Банке России анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации; в случае возникновения ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций (банковских групп), стабильности банковской системы Российской Федерации, в соответствии с ч. 2 ст. 75 Закона о Банке России принимает меры, предусмотренные ст. 74 указанного Федерального закона, а также ходатайствует перед Советом директоров Банка России об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций; КБН в обязательном порядке рассматривает проекты нормативных актов Банка России, введение которых может повлиять на достижение целей банковского регулирования и банковского надзора, установленных законодательством Российской Федерации, а также на выполнение Банком России функций органа банковского регулирования и банковского надзора; КБН принимает по вопросам его ведения рекомендации и представляет их на утверждение Совета директоров Банка России.

В "надзорный блок" входят различные структурные подразделения Банка России, имеющие свои задачи и полномочия в сфере осуществления банковского надзора. На сентябрь 2015 г. к таким подразделениям можно было отнести: Департамент банковского регулирования, Департамент банковского надзора, Департамент лицензирования деятельности кредитных организаций и их финансового оздоровления, Департамент надзора за системно значимыми банками, Департамент финансового мониторинга и валютного контроля, Главная инспекция. В состав КБН также входят руководители ряда иных подразделения Банка России (например, Юридический департамент, Главное управление безопасности и защиты информации), включая территориальные учреждения (ГУ по ЦФО).

Определенные полномочия при организации банковского надзора есть у территориальных учреждений Банка России. В частности, они рассматривают документы, необходимые для регистрации кредитных организаций и получения ими лицензии на осуществление банковских операций, а также согласовывают уставы кредитных организаций и вносимые в них изменения; согласовывают назначение руководителей исполнительных органов и главных бухгалтеров кредитных организаций и их филиалов и руководителей служб внутреннего контроля в кредитных организациях; ведут базу данных учредителей (участников), а также формируют базу данных по крупным кредитам и направляют указанную информацию в центральный аппарат Банка России; рассматривают аудиторские заключения, представленные кредитными организациями по итогам их деятельности за год; контролируют соблюдение кредитными организациями обязательных нормативов, установленных Банком России, иных пруденциальных норм деятельности; осуществляют надзор за деятельностью филиалов кредитных организаций, находящихся на подведомственной территории, независимо от места нахождения головного офиса кредитной организации; применяют меры воздействия, предусмотренные Законом о Банке России, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России к кредитным организациям, допустившим нарушения; и т.д.

Поскольку банковский надзор направлен прежде всего на поддержание стабильности банковской системы и, следовательно, недопущение банкротства кредитных организаций, территориальные учреждения Банка России на основе имеющейся отчетности и данных, полученных в порядке банковского надзора, проводят анализ деятельности кредитных организаций и филиалов, выявляют кредитные организации, испытывающие временные финансовые трудности или имеющие признаки несостоятельности (банкротства), определяет степень их проблемности. В необходимых случаях в кредитных организациях реализуются планы мероприятий по их финансовому оздоровлению, а территориальные учреждения осуществляют контроль за их выполнением, а также проводят в проблемных кредитных организациях проверки в целях экспертной оценки их активов и пассивов, установления их реальной стоимости и оказывают содействие в проведении работы по их реорганизации.

К полномочиям территориальных учреждений Банка России относится также подготовка материалов об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и направление соответствующих заключений в Банк России. В случае если Банк России принимает решение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, территориальные учреждения обращаются в арбитражные суды с исками о принудительной ликвидации либо с заявлениями о признании кредитной организации банкротом.

Следующим элементом системы банковского надзора является объект (объекты) банковского надзора, к которым в соответствии со ст. ст. 4, 56 Закона о Банке России относятся кредитные организации и банковские группы.

Отношения, складывающиеся между субъектами и объектами банковского надзора, разнообразны и включают экономические, политические, информационные и иные отношения. В случае урегулирования нормами права указанные общественные отношения становятся правоотношениями.

Общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления банковского надзора, регулируются различными отраслями права: финансовым, конституционным, административным и др. Однако основная роль принадлежит финансовому праву.

К финансовым правоотношениям в области банковского надзора следует прежде всего отнести правоотношения, возникающие между Банком России и кредитными организациями по поводу создания кредитных организаций; лицензирования банковской деятельности; оценки финансовой устойчивости учредителей кредитной организации; осуществления текущего надзора; проведения проверок; применения мер воздействия и т.д.

Следующим элементом системы банковского надзора являются нормы права, регулирующие осуществление банковского надзора, а также обязательные (экономические) нормативы, определяющие деятельность кредитных организаций. Такие нормы устанавливаются в Российской Федерации на уровне Конституции РФ (принципы, статус Банка России), федеральных законов, подзаконных актов Банка России.

Законом о банках определены основы организации банковской деятельности в Российской Федерации, в том числе определены субъекты банковской системы, нормативные правовые акты, регулирующие банковскую деятельность; перечислены лицензируемые банковские операции и иные сделки, осуществляемые кредитными организациями, установлен порядок создания, лицензирования, ликвидации кредитных организаций, дан закрытый перечень оснований для отзыва лицензии, правовые последствия отзыва лицензии и другие вопросы.

Закон о Банке России определил правовой статус Банка России, его цели, функции, систему органов управления, принципы взаимоотношения с органами государственной власти и местного самоуправления, основные инструменты денежно-кредитной политики, порядок и особенности осуществления Банком России банковских операций, основы банковского регулирования и банковского надзора, принципы построения системы Банка России, правовой статус служащих Банка России, порядок принятия нормативных правовых актов Банка России и другие вопросы.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" определил понятие банкротства кредитной организации, установил основные меры по предотвращению банкротства кредитных организаций и порядок их применения, а также особенности, основания и порядок проведения процедур банкротства, включая ликвидацию кредитной организации.

Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" определил порядок создания и функционирования Агентства по страхованию вкладов, установил страховые случаи, требования, предъявляемые к банкам при вступлении в систему страхования вкладов, определил правовой статус фонда страхования вкладов.

Помимо перечисленных законов, правовые основы банковского надзора установлены и иными федеральными законами.

Особое место в системе банковского надзора занимают нормативные правовые акты Банка России, так как в соответствии со ст. 7 Закона о Банке России Банк России разрешает вопросы, отнесенным к его компетенции Законом о Банке России и иными законами (т.е. по вопросам денежно-кредитной политики, банковского надзора, расчетов, валютного регулирования и т.д.).

4.3. Формы банковского надзора