В отечественной научной литературе существуют хотя и не противоположные, но все же различные точки зрения по проблеме определения форм и методов банковского надзора в Российской Федерации.

Так, в качестве основной формы банковского надзора предлагается рассматривать проверку, основным методом которой является применение мер принуждения.

Л.Г. Ефимова в качестве форм банковского надзора выделяет наблюдение и проверку. По ее мнению, наблюдение - это разновидность оперативного (текущего) контроля. Оно ведется непрерывно в течение всего периода существования кредитной организации по всем без исключения направлениям ее деятельности, при этом Банк России обязан обеспечить нейтральность наблюдения. Наблюдение осуществляется в ходе изучения отчетности кредитных организаций, на основе которой Банк России обязан производить анализ их деятельности в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации. В свою очередь, проверка отличается исследованием обстоятельств дела с привлечением всех возможных документальных источников информации.

Авторы учебника "Организация деятельности центрального банка" используют иную терминологию для определения форм и методов банковского надзора - направления и инструменты, что, однако, не меняет сути дела.

В качестве направлений банковского надзора выделяются:

  • лицензирование и государственная регистрация банковской деятельности;
  • дистанционный надзор;
  • контактный надзор.

С ними корреспондируют соответствующие инструменты:

  • разработка методологических документов, определяющих требования к кредитным институтам для их лицензирования;
  • аналитическая работа по изучению представляемой банками отчетности и материалов инспекционных проверок; по оценке перспектив финансовой устойчивости кредитных институтов;
  • контрольная работа, охватывающая оценку достоверности представляемой банком отчетности, его финансового состояния и качества управления;
  • организация дифференцированных отношений с каждым банком: предоставление права на получение от центрального банка определенных кредитов или введение режима предписаний и ограничений.

Н.Ю. Ерпылева отмечает, что банковский надзор осуществляется в следующих формах:

  1. документарного надзора;
  2. инспекционных проверок;
  3. применения мер воздействия.

Таким образом, под формами банковского надзора понимаются способы выражения его содержания и внутренняя организация, представляющие собой способ конкретного выражения контрольных действий надзорного органа, направленных на достижение целей банковского надзора на стадии создания, функционирования, ликвидации кредитных организаций.

В соответствии с определением банковского надзора его формы должны определяться исходя из этапов "жизнедеятельности", или стадии функционирования, кредитной организации.

Банковский надзор в Российской Федерации осуществляется в трех формах:

  1. предварительный (на этапе выдачи лицензии на осуществление банковских операций);
  2. текущий (в ходе текущей деятельности кредитной организации);
  3. последующий" надзор (надзор за "проблемными" банками (частично), вопросы отзыва лицензии на осуществление банковских операций, вопросы ликвидации (в том числе в порядке банкротства) кредитных организаций).

Для каждой формы банковского надзора характерны свои цели и методы.

Вместе с тем для всех форм банковского надзора характерны такие методы, как:

  1. установление на уровне федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России специфических требований;
  2. методы надзора за выполнением указанных требований (документарные либо предполагающие непосредственное исследование деятельности кредитной организации на месте (проверки, в том числе инспекционные));
  3. принуждение кредитной организации к выполнению указанных требований (отказ в выдаче лицензии, применение мер предупреждения или пресечения нарушений, применение наказания).

Документарный надзор основан на анализе представляемой банком отчетности и включает:

  • системный анализ деятельности банка на основании изучения как баланса банка, так и отдельно балансов его головного офиса и филиалов;
  • анализ сложившихся значений показателей, по которым установлены обязательные нормативы, и тенденций их изменения;
  • анализ качества активов на основании форм общей финансовой отчетности;
  • анализ управления ликвидностью;
  • анализ соответствия положения о внутрибанковском контроле требованиям Банка России и эффективности деятельности службы внутреннего контроля.

Таким образом, дистанционный надзор направлен на выявление на оперативной основе банковских рисков, с которыми сталкивается банк. Одно из главных ограничений, связанных с документарным надзором, состоит в том, что он основывается на статистических данных и сведениях, передаваемых самими банками.

Проверить степень достоверности передаваемой информации, получить наиболее полное представление о банковских операциях, финансовом положении банка, провести качественный анализ его кредитного портфеля, в полной мере оценить деятельность руководства можно только во время проверки на месте.

Для осуществления функции банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов).

Предварительный банковский надзор