Надзор за соблюдением требований к организации контроля рисков в кредитных организациях включает несколько компонентов:

1) установление предельных значений рисков, зависящих, как правило, от капитала кредитной организации и особенностей ее стратегической бизнес-модели, и осуществление надзора за соблюдением этих требований;

Например, особые подходы к контролю за рисками применяются к кредитным организациям, осуществляющим функции центрального контрагента, или к кредитным организациям, которые являются эмитентами облигаций с ипотечным покрытием или облигаций с залоговым обеспечением денежными требованиями либо осуществляют уступку денежных требований, залогом которых обеспечивается исполнение обязательств по облигациям ипотечного агента или специализированного общества.

2) установление требований к системам управления рисками в кредитных организациях.

Предельные значения конкретных рисков установлены на основании ст. ст. 62 - 71 Закона о Банке России рядом нормативных актов Банка России, в частности Инструкцией Банка России от 3 декабря 2012 г. № 139-И "Об обязательных нормативах банков", Положениями Банка России № 254-П, № 283-П, Положением № 387-П и рядом других.

В частности, Инструкция № 139-И определяет обязательные нормативы, которые и представляют собой ограничение рисков.

Среди установленных Инструкцией № 139-И нормативов особое значение для регулирование кредитного риска имеет норматив Н6, ограничивающий риск на одного заемщика или группу связанных заемщиков

Положения № 254-П и № 283-П определяют особенности методов выявления и управления кредитным риском. В соответствии с данными актами уполномоченными органами кредитной организации принимаются внутренние документы по вопросам классификации ссуд и оценки качества активов, условных обязательств кредитного характера, а также портфелей однородных требований (условных обязательств кредитного характера), которые должны соответствовать требованиям указанных положений и иных нормативных правовых актов по вопросам кредитной политики кредитных организаций и (или) методов ее реализации.

В принимаемых локальных актах кредитная организация обязана в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России отразить такие вопросы, как:

  • систему оценки кредитного риска, позволяющую классифицировать активы;
  • порядок и критерии оценки ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера;
  • процедуры принятия и исполнения решений по формированию резерва;
  • порядок принятия решений о признании задолженности по ссудам безнадежной и процедуру исполнения решений по списанию с баланса кредитной организации безнадежной задолженности;
  • описание методов, правил и процедур, используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, а также полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении указанной оценки, и др.

При этом Положения № 254-П и № 283-П содержат требования о соблюдении соответствия фактических действий кредитной организации по классификации активов внутренним документам кредитной организации и требованиям Положения № 254-П. Соблюдение указанного принципа контролируется в рамках системы внутреннего контроля кредитных организаций и надзорным органом, в том числе в ходе проведения проверок кредитных организаций (их филиалов).

Пункт 3.6 Положения № 254-П также содержит требование о том, чтобы в рамках системы внутреннего контроля кредитная организация в первую очередь осуществляла контроль за правильностью оценки ссуд и определением величины резерва в случае, если ссуда предоставлена связанному с кредитной организацией лицу и ее размер превышает один процент от величины собственных средств (капитала) кредитной организации. Кроме того, кредитная организация обязана классифицировать ссуды, предоставленные связанным с нею лицам, не выше чем в третью категорию качества в случае, если по заемщику отсутствует информация о его финансовом положении более одного квартала.

Банк России в ходе дистанционного надзора и проверок кредитных организаций изучает и оценивает внутренние документы банков по определению кредитной политики и регламенту процессов кредитования, а также их реализацию. В соответствии с п. 9.2 Положения № 254-П Банк России вправе запросить у кредитной организации копии утвержденных ею внутренних документов по вопросам кредитной политики, а также изменения и дополнения к ним. Кроме того, Положением № 254-П определено право доступа органа банковского надзора ко всей информации, использованной кредитной организацией для оценки качества ссуд, включая оценку финансового положения заемщиков.

Надзорным органом рассматриваются организация и функционирование службы внутреннего контроля и системы управления кредитным риском, оцениваются эффективность их работы, а также меры, принимаемые Советом директоров по устранению нарушений и недостатков, выявленных службой внутреннего контроля.

В этих целях значительное внимание уделяется анализу методик, используемых банками по оценке кредитного риска, и их соблюдению.

Надзор за рыночным риском осуществляется в соответствии с Основополагающими принципами эффективного банковского надзора, суть которого состоит в следующем: органы банковского надзора должны убедиться в том, что банки располагают политикой и процедурами, позволяющими точно выявлять, определять, отслеживать и контролировать рыночные риски. Органы банковского надзора должны иметь полномочия на установление определенных лимитов и требований к капиталу на покрытие рыночного риска.

Согласно Основополагающим принципам эффективного банковского надзора надзорные власти должны удостовериться в том, что банки устанавливают лимиты рыночного риска, которые соответствуют величине и сложности деятельности банков и отражают все существенные рыночные риски. Лимиты должны утверждаться советом директоров или правлением. Надзорный орган должен подтвердить, что все лимиты (внутренние или предписанные надзором) выдерживаются.

Рыночный риск и его предельные значения определены такими нормативными актами Банка России, как: Положение Банка России от 28.09.2012 № 387-П "О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска" и Инструкция Банка России от 15.07.2005 № 124-И "Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями".

В соответствии с Положением № 387-П, устанавливающим порядок расчета величины рыночных рисков для включения в расчет показателя достаточности собственных средств (капитала), совокупный размер рыночного риска в Российской Федерации определяется как сумма значений, взятая с коэффициентами:

  • процентного риска, т.е. величины рыночного риска по ценным бумагам и производным финансовым инструментам, чувствительным к изменениям процентных ставок;
  • фондового риска, т.е. величины рыночного риска по ценным бумагам и производным финансовым инструментам, чувствительным к изменению текущей (справедливой) стоимости на долевые ценные бумаги;
  • валютного риска, т.е. величины рыночного риска по открытым кредитной организацией позициям в иностранных валютах и драгоценных металлах.

Расчет процентного риска осуществляется в отношении:

  • долговых ценных бумаг;
  • долевых ценных бумаг с правом конверсии в долговые ценные бумаги;
  • неконвертируемых привилегированных акций, размер дивиденда по которым определен;
  • производных финансовых инструментов, базисным (базовым) активом которых являются ценные бумаги, указанные в настоящем пункте, индексы ценных бумаг, указанных в настоящем пункте, договоров, по условиям которых соответствующие требования и (или) обязательства рассчитываются на основе процентных ставок;
  • требований или обязательств по поставке денежных средств по производным финансовым инструментам (в том числе по производным финансовым инструментам, не предусматривающим поставку базисного (базового) актива, в расчетной величине аналогично поставочным производным финансовым инструментам), по которым рассчитывается фондовый риск в соответствии с гл. 3 Положения № 387-П;
  • производных финансовых инструментов, базисным (базовым) активом которых являются иностранная валюта или драгоценные металлы, договоров, по условиям которых соответствующие требования и (или) обязательства рассчитываются на основе курсов иностранных валют или учетных цен на драгоценные металлы.

Процентный риск рассчитывается как сумма двух показателей:

  • общего процентного риска, т.е. риска неблагоприятного изменения текущей (справедливой) стоимости ценных бумаг и производных финансовых инструментов, связанного с рыночными колебаниями процентных ставок;
  • специального процентного риска, т.е. риска неблагоприятного изменения текущей (справедливой) стоимости ценных бумаг и производных финансовых инструментов под влиянием факторов, связанных с эмитентом ценных бумаг, а также сроков, оставшихся до погашения ценных бумаг, и валюты, в которой номинированы и (или) фондированы ценные бумаги.

Оценка фондового риска осуществляется в отношении:

  • обыкновенных акций;
  • депозитарных расписок;
  • конвертируемых ценных бумаг (облигаций и привилегированных акций), удовлетворяющих определенным условиям конверсии в обыкновенные акции;
  • производных финансовых инструментов, базисным (базовым) активом которых являются ценные бумаги, указанные в настоящем пункте, а также фондовые индексы.

Фондовый риск рассчитывается как сумма двух величин:

  • специального фондового риска, т.е. риска неблагоприятного изменения текущей (справедливой) стоимости ценных бумаг и производных финансовых инструментов под влиянием факторов, связанных с эмитентом ценных бумаг;
  • общего фондового риска, т.е. риска неблагоприятного изменения текущей (справедливой) стоимости ценных бумаг и производных финансовых инструментов, связанных с колебаниями цен на рынке ценных бумаг.

Валютный риск представляет собой риск возможных потерь изменения валютных курсов и политики валютного регулирования. Анализ валютных рисков производится с целью оценить соблюдение установленных Банком России ограничений на величину открытой валютной позиции; определить степень влияния изменения валютного курса на прибыль банка; оценить политику банка по страхованию валютных рисков.

Величина валютного риска равна сумме открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах и отдельных драгоценных металлах, рассчитанных в соответствии с Инструкцией Банка России № 124-И. Размер валютного риска принимается в расчет величины рыночного риска, в случае когда на дату расчета величины рыночного риска процентное соотношение суммы открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах и отдельных драгоценных металлах и величины собственных средств (капитала) кредитной организации будет равно или превысит 2%.

Предметом отдельного регулирования являются валютные позиции, размеры (лимиты) которых, а также методика расчета и особенности осуществления надзора за их соблюдением содержатся в Инструкции № 124-И, которая устанавливает следующие размеры (лимиты) открытой валютной позиции:

  • сумма всех длинных (коротких) открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах и отдельных драгоценных металлах ежедневно не может превышать 20% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации;
  • любая длинная (короткая) открытая валютная позиция в отдельных иностранных валютах и отдельных драгоценных металлах не может превышать 10% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации.

Кредитные организации, имеющие филиалы, и крупные кредитные организации с широкой сетью подразделений самостоятельно осуществляют контроль за размерами (лимитами) открытых валютных позиций, в том числе посредством установления сублимитов на открытые валютные позиции головных офисов и филиалов. Сублимиты могут быть установлены как в процентном отношении от величины собственных средств (капитала), так и в абсолютном выражении. При этом кредитные организации обязаны разрабатывать и утверждать внутренние документы, определяющие порядок контроля со стороны головных офисов за сублимитами открытых валютных позиций филиалов кредитных организаций.

Правовое регулирование риска ликвидности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами управления и надзора за риском ликвидности, сформулированными в сентябре 2008 г. Базельским комитетом по банковскому надзору в документе "Принципы надлежащего управления и надзора за риском ликвидности" (Principles for Sound Liquidity Risk Management and Supervision, BCBS, сентябрь 2008 г.). Указанный документ был издан с учетом доработки ранее действовавшего документа "Надлежащие практики управления риском ликвидности в банковских организациях" (Sound Practices for Managing Liquidity Risk in Banking Organisations, BCBS, февраль 2000 г.).

Потребность в принятии нового документа в 2008 г. была продиктована прежде всего реалиями мирового финансового кризиса. Такой документ был доработан и ориентировал банки на выполнение следующих первоочередных задач:

  1. определение банком приемлемого уровня риска ликвидности с учетом бизнес-стратегии банка и его места в финансовой системе;
  2. необходимость поддержания должного уровня ликвидности, включая т.н. подушку ликвидных активов;
  3. необходимость распределения затрат, выгод и рисков от поддержания ликвидности по всем значимым направлениям деловой активности;
  4. управление внутридневной ликвидностью и активами, которые используются в качестве обеспечения по заемным операциям;
  5. иные задачи.

В документе отмечалась необходимость выявления и оценки банками полного спектра рисков ликвидности, включая риски ликвидности по обязательствам условного характера; а также разработки и использования жестких (учитывающих максимально неблагоприятные условия) стресс-тестов. Кроме того, с целью повышения рыночной дисциплины предусматривалось публичное раскрытие информации по теме управления риском ликвидности.

С целью решения новых задач, стоящих перед банками в условиях мирового финансового кризиса, в новом документе по управлению риском ликвидности были закреплены принципы, рекомендуемые органам банковского надзора при проведении оценки эффективности внутрибанковских процессов управления риском ликвидности, достаточности уровня ликвидности, а также предлагались меры, которые следует предпринимать в случае неэффективности этих процессов.

В Российской Федерации на основании ст. 62 Закона о Банке России в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает обязательные нормативы, в том числе нормативы ликвидности. В соответствии со ст. 66 указанного Закона нормативы ликвидности кредитных организаций определяются как отношение активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов, а также как отношение ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг и других легко реализуемых активов) и суммарных активов.

Инструкцией Банка России № 139-И установлены следующие обязательные нормативы ликвидности:

  • норматив мгновенной ликвидности, который регулирует риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования, минимально допустимое значение - 15%;
  • норматив текущей ликвидности, который регулирует риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования и на срок до 30 календарных дней, минимально допустимое значение - 50%;
  • норматив долгосрочной ликвидности, который регулирует риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше года к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (с оставшимся сроком до даты погашения свыше года), максимально допустимое значение - 120%.

Кредитные организации обязаны соблюдать установленные Инструкцией № 139-И нормативы ликвидности ежедневно.

Банк России осуществляет надзор за соблюдением кредитными организациями нормативов ликвидности на основании как данных отчетности, так и результатов проверок. Банки представляют в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за их деятельностью, сведения о расчете обязательных нормативов (в том числе нормативов ликвидности) и их значениях по специальной форме отчетности.

Согласно критерию 2 четырнадцатого принципа Базельского комитета, надзорный орган должен подтвердить, что банк имеет стратегию управления ликвидностью, а также установленный порядок и процедуры управления риском ликвидности, утвержденные советом директоров. Надзорный орган должен также подтвердить, что под наблюдением совета директоров разрабатываются порядок и процедуры принятия рисков с целью мониторинга, контроля и ограничения риска ликвидности и что правление эффективно выдерживает этот порядок и процедуры.

Для оценки управления риском ликвидности в соответствии в ходе проверок оценивается наличие у кредитной организации внутреннего документа, определяющего политику по управлению риском ликвидности и контролю за состоянием ликвидности кредитной организации, а также управленческой отчетности о состоянии ликвидности и представлении ее органам управления кредитной организации на постоянной основе.

Основополагающие принципы эффективного банковского надзора предусматривают обязанность надзорного органа путем проверки устанавливать, что правление банка разработало необходимые порядок и процедуры для мониторинга, контроля и ограничения риска ликвидности; эффективно применяет этот порядок и процедуры; понимает характер и уровень риска ликвидности, принимаемого банком.

Банк России в ходе проверок кредитных организаций, дистанционного надзора изучает и оценивает внутренние документы банков по определению политики управления ликвидностью и регламенту процессов мониторинга, контроля и ограничения риска ликвидности, а также их реализацию. Надзорным органом рассматриваются организация и функционирование службы внутреннего контроля и системы управления риском ликвидности, оцениваются эффективность их работы, а также меры, принимаемые Советом директоров по устранению нарушений и недостатков, устанавливаемых службой внутреннего контроля. В этих целях значительное внимание уделяется анализу методик, используемых банками по оценке риска ликвидности, и их соблюдению.

Для оценки управления риском ликвидности в ходе проверок оценивается наличие у кредитной организации: внутреннего документа, определяющего политику по управлению риском ликвидности и контролю за состоянием ликвидности кредитной организации; структурных подразделений (служащих) кредитной организации, ответственных за разработку стратегии управления риском ликвидности и методов его измерения; управленческой отчетности о состоянии ликвидности.

Кроме того, в соответствии с Базельскими принципами эффективного банковского надзора Банк России в ходе надзорной деятельности должен убедиться в том, что кредитные организации имеют чрезвычайный план для решения проблем с ликвидностью, включая информирование надзорных властей.

Согласно Положению Банка России от 16.12.2003 № 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" Банком России разработаны Рекомендации по структуре и содержанию плана действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, а также по организации проверки возможности его выполнения. В соответствии с указанными рекомендациями кредитные организации должны разработать план действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (далее - План ОНиВД).

В Плане ОНиВД рекомендуется в том числе предусмотреть, во-первых, способы экстренного поддержания ликвидности на случай непредвиденных обстоятельств и, во-вторых, порядок информирования заинтересованных лиц о возникновении непредвиденных обстоятельств.

Для оценки управления риском ликвидности в ходе проверок оценивается разработка кредитной организацией мероприятий по восстановлению ликвидности на случай непредвиденного развития событий, в том числе анализируются перечень действий и сроки их реализации, включая увеличение уставного капитала кредитной организации; получение субординированных кредитов; реструктуризацию обязательств; привлечение кредитов (депозитов); ограничение (или даже прекращение) операций по кредитованию; реструктуризацию активов кредитной организации, в том числе продажу части активов; сокращение либо приостановление осуществления расходов.

5.5. Риск-ориентированный банковский надзор: понятие, правовое регулирование