Как уже отмечалось выше, регулирование банковской деятельности в настоящее время включает как национальный, так и интернациональный уровень. Система регулирования банковской деятельности на международном уровне получила название международного банковского права, которое включает как публичный (основные принципы регулирования банковского надзора), так и частноправовой компонент.

Можно отметить, что современный период развития законодательства характеризуется тем, что национальное банковское право развивается под влиянием международных правил, стандартов и рекомендаций. Регулирование современных финансовых рынков в принципе не может замыкаться в национальных границах, так как отсутствие должного регулирование в одном сегменте (географическом или функциональном) финансового рынка может привести к кризису, способному вызвать "эффект домино" на международном уровне. Именно кризисы международных масштабов привели к созданию специализированных международных организаций, нацеленных на выработку стандартов банковского надзора и банковской деятельности во всем мире.

Как отмечает Петер Нобель, "целый ряд потрясших международную систему банковских кризисов (банкротство банков "Херштадт" - в 1974 г., "АБМРозиано" - в 1988 г., БМКТ (Bank of Credit and Commerce International - BCCI) - в 1991 г., "Баррингз" - в 1995 г., "Дайва" - в 1995 г. и хеджевого фонда "ЛТКМ" (Long Term Capital Management - LTCM) - в 1998 г.) заставил центральные банки стран "десятки", большинство из которых отвечает и за надзор за банковской деятельностью, собраться вместе под эгидой Банка международных расчетов (Базель) и обратить особое внимание на проблему платежеспособности отдельных институтов".

В 1974 г. был создан Комитет Кука (получивший свое название по имени его председателя Питера Кука, который курировал банковский надзор в Банке Англии). В дальнейшем Комитет Кука был преобразован в Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчетов (Committee on Banking Supervision of the Bank for international Settlements). Первое заседание Базельского комитета состоялось в 1975 г.

Основной задачей Базельского комитета банковского надзора является внедрение единых стандартов в сфере банковского регулирования.

Документы Базельского комитета по банковскому надзору играют первостепенную роль в организации банковского надзора в национальных государствах. Однако следует подчеркнуть, что БКБН не является международным органом, который вправе устанавливать обязательные правила как для государств, надзорные органы которых входят в Комитет, как и для иных государств; акты БКБН не считаются юридически обязательными и относятся к т.н. "мягкому праву" (soft law). БКБН не может рассматриваться в качестве своеобразного супернадзорного органа.

Акты БКБН не относятся к международным договорам, на которые распространяется Венская конвенция о праве международных договоров: указанные документы могут приниматься непосредственно самим Комитетом (т.н. рабочие документы БКБН), могут также одобряться управляющими национальных банков и надзорных органов стран G10. Таким образом, документы БКБН не порождают для Российской Федерации правовых последствий, характерных для международных договоров и вытекающих из ст. 15 Конституции РФ и Федерального закона "О международных договорах", а являются международными актами, причисляемыми к soft law. "Мягкое право" определяют как совокупность принципов и общих правил поведения, не имеющих обязательной юридической силы, но обладающих юридическим значением и направленных на достижение определенного практического результата. Однако, по словам Дж. Нортона, документы Базельского комитета имеют юридическую значимость, которая выражается в "способности генерировать правовые нормы, затрагивать частные и публичные операции и влиять на процесс принятия решения компетентными органами банковского надзора".

Следует особо отметить, что современные условия таковы, что если правовая и банковская система государства остается невосприимчивой к указанным рекомендациям, не реализует их в законодательстве и практике, то весьма вероятным становится экономическое воздействие на такое государство и субъекты экономической деятельности, основной бизнес которых находится на территории этого государства. В частности, другими странами как согласованно, так и индивидуально вводятся ограничения на трансграничные перемещения капитала и инфраструктуры, устанавливаются специальные т.н. страновые риски, предполагающие большую цену заимствований для субъектов такого государства, предусматриваются более строгие требования при открытии счетов субъектов экономической деятельности такого государства в банках иных государств и т.д.

Таким образом, несмотря на то что акты БКБН не являются формально обязательными, последствия отказа следовать установленным в них принципам и нормам могут привести к материальным потерям как для государства, так и для организаций, зарегистрированных в этом государстве.

Важнейшим документом Базельского комитета по банковскому надзору является акт, имеющий название "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" (Core Principles for Effective Banking Supervision). Сформулированные в указанном документе принципы не являются принципами права в строгом значении этого термина, их скорее можно отнести к организационно-правовым принципам, которые были утверждены в 1997 г., став результатом сотрудничества и консультаций между надзорными органами многих стран мира. В октябре 2006 г. на Международной конференции органов банковского надзора в Мексике была одобрена новая, уточненная версия Основополагающих принципов, действующая в настоящее время в редакции 2012 г.

Еще в 1975 г. БКБН наметил себе обширную программу действий. Особое внимание было решено уделить:

  1. вопросам относительно капитала, необходимого банкам для покрытия их рисков;
  2. правилам консолидированного надзора за банками, осуществляющими международные операции, в том числе правилам сотрудничества в этой сфере между надзорными органами различных стран;
  3. основным принципам надзора за банковской деятельностью.

В апреле 1997 г. Базельский комитет выпустил трехтомник подготовленных им документов. Первый том состоит из четырех глав:

  1. достаточность капитала и консолидация;
  2. управление кредитными рисками;
  3. управление прочими основными банковскими рисками;
  4. прозрачность и бухгалтерский учет.

Во второй том вошли две главы:

  1. управление рисками, связанными с производными финансовыми инструментами и забалансовыми активами;
  2. достаточность капитала.

И наконец, третий том имеет следующую структуру:

  1. базельский конкордат и минимальные нормы;
  2. отношения с другими органами надзора за финансовыми рынками;
  3. прочие вопросы, касающиеся международного надзора.

В связи с уменьшением в 1980-х гг. собственного капитала крупных банков Базельский комитет по банковскому надзору опубликовал документ "Международная конвергенция оценки капитала и требований к капиталу", получивший название "Базель I". Основной целью принятия данного соглашения было увеличение резервов капитала банков, осуществляющих международные операции.

Развитием подходов Базеля I является новое соглашение о капитале, опубликованное в 2004 г. и получившее название "Базель II". Существенным нововведением Базеля II является более активное использование внутрибанковских оценок рисков в качестве предпосылок расчета капитала. Одновременно с этим шагом Комитет предлагает детализированный перечень минимальных требований, разработанных для обеспечения надежности этих внутренних оценок риска. Однако в намерения Комитета не входило предписание формы или конкретной реализации стратегии и практики управления банковскими рисками. Каждый надзорный орган должен разработать собственную процедуру надзора за адекватностью использования банковских систем управления и контроля в качестве базы для расчета капитала. Органы надзора должны будут выносить содержательные (профессиональные) суждения при определении степени готовности банка, особенно в период внедрения. Также следует отметить, что одним из основных отличий Базеля II от Базеля I является включение положения об операционных рисках, что позволило при определении достаточности капитала учитывать все виды рисков.

Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., один из самых сильных ударов нанес по банковской системе. Естественно, такую ситуацию невозможно было оставить без внимания. Базельский комитет по банковскому надзору одобрил 12 сентября 2010 г. глобальную реформу мирового банковского сектора. Она получила название "Базель III", и ее разработчики выразили надежду, что она повысит финансовую устойчивость мировой банковской (и финансовой в целом) системы, прежде всего за счет увеличения банковских ликвидных резервов и улучшения их качества.

Базельский комитет по банковскому надзору согласовал новые, более жесткие требования к банковскому капиталу, взяв за основу решения, принятые министрами финансов и главами центробанков стран G20. Основные аспекты нового Соглашения, вступившего в силу 12 сентября 2010 г., направлены на усиление минимальных требований к капиталу. Вступивший в силу документ не отменяет положения Базеля II, а лишь дополняет и усиливает их. Требования Базеля III сосредоточены вокруг собственного капитала, поскольку он представляет собой высшую степень ликвидности и, следовательно, является наилучшей формой амортизации финансовых потерь.

1.4. Понятие банковской деятельности