Меры по предупреждению банкротства банка могут осуществляться Агентством путем:

  1. оказания финансовой помощи;
  2. организации торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России;
  3. исполнения функций временной администрации по управлению банком;
  4. осуществления иных способов.

Меры по предупреждению банкротства банка с участием Агентства осуществляются на основании утвержденного Комитетом банковского надзора Банка России плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка. При этом Банк России вправе отказать в утверждении плана участия Агентства.

В указанном плане устанавливаются формы и объем оказания Агентством финансовой помощи.

План может предусматривать использование средств Банка России. В этом случае план подлежит также утверждению Советом директоров Банка России.

При осуществлении мер по предупреждению банкротства банка Агентство вправе оказывать финансовую помощь:

  1. лицам (лицу), приобретающим в соответствии с утвержденным планом участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка акции банка в количестве не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (доли в уставном капитале, представляющие не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью);
  2. банку при условии приобретения Агентством и (или) инвесторами в соответствии с утвержденным планом участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка акций банка в количестве не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (долей в уставном капитале, которые предоставляют право голоса в размере не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью).

Финансовая помощь может быть двух видов:

  1. на поддержание ликвидности (для того чтобы исполнять текущие обязательства санируемого банка);
  2. на пополнение собственных средств, в том числе в виде взноса в уставный капитал санируемого банка.

Финансовая помощь в виде взноса в уставный капитал банка за счет средств Агентства оказывается Агентством при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. уменьшение размера уставного капитала банка по решению Банка России до величины собственных средств (капитала) или до одного рубля (при отрицательном значении величины собственных средств (капитала));
  2. прекращение обязательств банка по договорам субординированного кредита (договорам депозита, займа, облигационного займа), включая обязательства по процентам и по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), либо осуществление мены (конвертации) требований кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), включая обязательства по процентам и по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), на обыкновенные акции (доли в уставном капитале) кредитной организации;

3) приобретение Агентством и (или) инвестором (инвесторами) акций (долей в уставном капитале) банка в количестве не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (долей в уставном капитале, которые предоставляют право голоса в размере не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью).

Приобретение акций (долей) санируемого банка осуществляется двумя способами:

  1. добровольным отчуждением соответствующего количества акций (долей) владельцами санируемого банка;
  2. через процедуру принудительного уменьшения уставного капитала в соответствии с величиной собственных средств и последующей дополнительной эмиссией акций (внесения дополнительного вклада в уставный капитал).

Процедура принудительного уменьшения уставного капитал осуществляется при назначении в санируемый банк временной администрации на основании утвержденного Комитетом банковского надзора Банка России плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка. При этом - в отличие от общего порядка функционирования временной администрации - функции временной администрации по управлению банком могут быть возложены приказом Банка России на Агентство. Агентство осуществляет функции и полномочия временной администрации по управлению банком через представителя, назначенного им из числа своих работников и действующего на основании доверенности.

Временная администрация по управлению банком, функции которой возложены на Агентство, осуществляет те же функции и обладает теми же полномочиями, которые предоставлены временной администрации по управлению кредитной организацией в соответствии со ст. 189.31 Закона о банкротстве, т.е. при приостановлении полномочий органов управления банка. Вместе с тем полномочия временной администрации в период реализации плана мер по предупреждению банкротства банка имеют и ряд особенностей.

Так, в период деятельности временной администрации при реализации плана мер по предупреждению банкротства банка приостанавливаются:

  1. полномочия органов управления банка, связанные с принятием решений по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральными законами и учредительными документами банка;
  2. права учредителей (участников) банка, связанные с участием в его уставном капитале, в том числе право на созыв общего собрания акционеров (участников) банка.

Кроме того, временная администрация по управлению банком вправе:

  1. осуществлять действия, связанные с уменьшением размера уставного капитала банка до величины его собственных средств (капитала) или до одного рубля, принимать решение о внесении изменений в устав банка;
  2. осуществлять действия, связанные с увеличением размера уставного капитала банка, в том числе принимать решение о размещении акций, утверждать решение о выпуске акций и отчет об итогах этого выпуска, принимать решение о внесении изменений в устав банка;
  3. принимать решения о реорганизации банка;
  4. осуществлять продажу имущества банка, в том числе Агентству, в соответствии с планом участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка;
  5. принимать решения о закрытии и (или) об открытии филиалов банка и о внесении в связи с данными решениями соответствующих изменений в устав банка;
  6. осуществлять иные меры, направленные на предупреждение банкротства банка;
  7. принять решение о ликвидации банка.

Временная администрация не принимает решение, а именно осуществляет действия, направленные на уменьшение размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала). Решение об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала), а если данная величина имеет отрицательное значение - до одного рубля, принимает Банк России (Комитет банковского надзора).

При этом величина собственных средств (капитала) банка не принимается, исходя из отчетных данных, сформированных бывшим руководством банка и могущих быть фальсифицированными, а рассчитывается временной администрацией в соответствии с порядком, установленным Банком России в Положении Банка России от 28 декабря 2012 г. № 395-П "О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")".

Сообщение об уменьшении размера уставного капитала банка публикуется в "Вестнике Банка России" не позднее десяти рабочих дней со дня принятия указанного решения и размещается в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

Решение Банка России об уменьшении размера уставного капитала банка вступает в силу со дня принятия соответствующего приказа Банка России и может быть обжаловано в течение тридцати дней со дня первого опубликования или размещения сообщения о таком решении. Обжалование такого решения Банка России и (или) применение мер по обеспечению исков в отношении банка не приостанавливают действие такого решения Банка России.

На основании указанного решения временная администрация по управлению кредитной организацией обязана совершить действия, направленные на приведение учредительных документов банка в соответствие с принятым решением. Для банков, действующих в форме акционерного общества, временная администрация по управлению кредитной организацией принимает также решение о размещении акций, подготавливает и утверждает решение о выпуске акций и отчет об итогах выпуска акций в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.

Закон о банкротстве определил, что на процедуру уменьшения уставного капитала санируемого банка не распространяются положения ряда федеральных законов, в частности:

  1. об обязательном уведомлении кредиторов об их праве требовать от банка прекращения или досрочного исполнения им обязательств и возмещения связанных с этим убытков;
  2. о праве заявления кредиторами требований к банку о прекращении или досрочном исполнении им обязательств и возмещении связанных с этим убытков;
  3. о ликвидации банка, если величина его собственных средств (капитала) становится меньше минимального размера уставного капитала, установленного федеральным законом и нормативным актом Банка России на дату государственной регистрации банка.

После уменьшения уставного капитала временной администрацией по управлению кредитной организацией может быть принято решение о размещении дополнительного выпуска акций (внесении дополнительного вклада в уставный капитал) банка. Дополнительный выпуск акций банка может быть полностью или частично приобретен Агентством. Оно также может внести вклад в уставный капитал банка, действующего в форме ООО. По завершении данной процедуры Агентство получает права и возможности лица, контролирующего санируемый банк, и в дальнейшем осуществляет меры по предупреждению банкротства банка в рамках отношений "основной владелец акций (долей) - подконтрольное (дочернее) общество".

Кроме Агентства приобретателем акций (долей) может быть инвестор (инвесторы). Закон о банкротстве четко оговаривает, что участниками размещения дополнительного выпуска акций (внесения дополнительного вклада в уставный капитал) банка не могут являться акционеры (участники) банка, владевшие более чем одним процентом его акций (долей) в течение трех месяцев, предшествующих дате направления Банком России предложения в Агентство о его участии в предупреждении банкротства банка, и до даты принятия решения о размещении дополнительного выпуска акций (внесении дополнительного вклада в уставный капитал) банка.

Доля участия Агентства и (или) инвестора в уставном капитале банка по итогам его увеличения должна составлять не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (долей в уставном капитале, предоставляющих не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью).

На процедуры увеличения уставного капитала санируемого банка не распространяются положения федеральных законов, регламентирующие порядок:

  1. получения предварительного или последующего согласия Банка России на приобретение акций (долей) банка;
  2. получения согласия на осуществление сделки с акциями (долями) банка федерального антимонопольного органа (направления уведомления федеральному антимонопольному органу);
  3. приобретения тридцати и более процентов обыкновенных акций банка, являющегося акционерным обществом;
  4. соблюдения минимального размера уставного капитала банка, установленного Федеральным законом и нормативными актами Банка России на дату государственной регистрации банка;
  5. соблюдения порядка раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах;
  6. привлечения уполномоченного федерального органа исполнительной власти для определения цены размещения акций банка;
  7. реализации права преимущественного приобретения акций (долей) банка;
  8. одобрения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.

Закон о банкротстве ввел требование, обязывающее Агентство осуществить продажу акций (долей) санируемого банка, которыми оно владеет, в случае получения оферты о продаже данных акций (долей). Данное требование введено в Закон для того, чтобы не ограничивалась конкуренция на рынке банковских услуг и не происходила концентрация капитала в руках Агентства и, косвенно, в руках государства. Продажа осуществляется путем выставления на публичные торги.

При этом, если в санации банка участвуют инвесторы, то Агентство и инвесторы вправе предусмотреть в заключаемом между ними соглашении (договоре) обязательство инвестора (инвесторов) приобрести в будущем все принадлежащие Агентству акции (доли) соответствующего банка.

Закон ограничивает круг лиц, которые могут выступать в качестве приобретателей акций (долей) санируемого банка. В частности, таковыми не могут быть акционеры (участники) банка, владевшие более чем одним процентом его акций (долей) в течение трех месяцев, предшествующих дате направления Банком России предложения в Агентство о его участии в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.

8.6. Урегулирование обязательств банка с участием Агентства по страхованию вкладов