Одним из важнейших направлений надзора за деятельностью кредитных организаций - наряду с надзором за их финансовой устойчивостью - является надзор за исполнением кредитными организациями требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, согласно ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с последующими изменениями) (далее - Закон № 115-ФЗ) понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Финансирование терроризма - это предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений (ст. 3 Закона 115-ФЗ).

Кредитные организации, основной сферой деятельности которых являются операции с денежными средствами, часто становятся объектом воздействия со стороны криминальных групп и отдельных личностей, которые с помощью денежных переводов и другими способами пытаются легализовать средства, полученные преступным путем. Через кредитные организации могут идти потоки финансирования террористических групп. Борьба с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма организована как вид международного сотрудничества. В каждой стране, вовлеченной в эту борьбу, существует законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также органы, которые осуществляют надзор за соблюдением законодательства в этой сфере. В Российской Федерации к числу этих органов относятся Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и Банк России.

В Российской Федерации основу законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов составляет Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", который определяет круг обязанностей организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, включая кредитные организации, и их должностных лиц в сфере организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении расчетов. Данный Закон основан на международно-признанных принципах, принятых международной Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), в частности, т.н. 40 рекомендациях ФАТФ, и т.н. Вольсфбергских принципах.

Основная задача Закона № 115-ФЗ - создать систему предупреждения отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Закон определяет федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - Росфинмониторинг, его полномочия, а также круг полномочий Банка России по регулированию отношений в сфере ПОД/ФТ и надзору за соблюдением требований Закона кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями.

Закон содержит нормы, регулирующие несколько групп отношений:

  1. между Росфинмониторингом и кредитными организациями в части направления сведений о проведении круга операций, определенных ст. 6 Закона № 115-ФЗ, а также ряда иных сведений;
  2. между Банком России и кредитными организациями при осуществлении контроля за соблюдением требований Закона № 115-ФЗ, в том числе при применении мер принуждения;
  3. между кредитными организациями и клиентами, а также бенефициарами клиентов, особенно в части идентификации указанных лиц;
  4. внутрикорпоративные в кредитных организациях в части создания системы внутреннего контроля, обучения сотрудников службы внутреннего контроля.

Закон № 115-ФЗ устанавливает основные и специальные обязанности кредитных организаций в сфере ПОД/ФТ.

10.2. Основные обязанности кредитных организаций в сфере ПОД/ФТ