Одна из основных обязанностей, возникающих у кредитных организаций, - это обязанность направлять в Росфинмониторинг информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю. В соответствии с Законом № 115-ФЗ к таким относятся следующие операции и сделки.

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

  • снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
  • покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
  • приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
  • получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
  • обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
  • внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

3) операции по банковским счетам (вкладам):

  • размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
  • открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
  • перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
  • зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

4) иные сделки с движимым имуществом:

  • помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
  • выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
  • получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
  • переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
  • скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;
  • предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

2. Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн. руб., или превышает ее.

3. Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 тыс. руб., или превышает ее.

4. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, указанных в ст. 1 Федерального закона "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна или превышает 50 млн. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 млн. руб., или превышает ее.

Кредитные организации уведомляют Росфинмониторинг о каждом открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита), приобретении ценных бумаг указанными выше обществами, в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

5. Операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Законом № 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лиц; либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лиц.

Основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются:

  1. вступившее в законную силу решение суда РФ о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму;
  2. вступивший в законную силу приговор суда РФ о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278 - 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 УК РФ;
  3. вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27.1 КоАП РФ;
  4. решение Генерального прокурора РФ, подчиненного ему прокурора или федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации (его соответствующего территориального органа) о приостановлении деятельности организации в связи с их обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за экстремистскую деятельность;
  5. процессуальное решение о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 УК РФ;
  6. постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 УК РФ;
  7. составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;
  8. признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами приговоры или решения судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.

Обязательный контроль заключается в документальном фиксировании и представлении в уполномоченный орган не позднее третьего рабочего дня, следующего за днем совершения операции, ряда сведений, а именно:

  • вид операции и основания ее совершения;
  • дата совершения операции с денежными средствами или иным имуществом; сумма, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
  • наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
  • сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом;
  • сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления;
  • сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя.

Кроме направления в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, кредитные организации обязаны документально фиксировать и направлять ему сведения об операциях, формально не относимых к операциям, подлежащих обязательному контролю, однако в силу разных причин дающих основание полагать, что они связаны с отмыванием преступных доходов или финансированием терроризма.

Так, кредитные организации обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации правил внутреннего контроля и сохранять ее конфиденциальный характер. В частности, основаниями документального фиксирования информации являются:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
  • выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом № 115-ФЗ;
  • совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос о предоставлении информации;
  • отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Информация о таких операциях также подлежит направлению в Росфинмониторинг в течение трех рабочих дней с момента выявления сомнительных операций.

Вторая обязанность состоит в идентификации до приема на обслуживание клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя. Идентификация состоит в установлении:

  • в отношении физических лиц - фамилии, имени, отчества (если есть), гражданства, даты рождения, реквизитов документа, удостоверяющего личность, данных миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адреса места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии);
  • в отношении юридических лиц - наименования, идентификационного номера налогоплательщика или кода иностранной организации, государственного регистрационного номера, места государственной регистрации и адреса местонахождения.

При этом при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - юридических лиц кредитные организации должны получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, а также на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.

Кредитные организации также должны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев.

Порядок проведения идентификации клиентов и иных лиц определен Положением Банка России от 19 августа 2004 г. № 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями).

Третьей значимой обязанностью является обязанность применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, если лица - владельцы средств, имущества, счетов включены в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень. Эту обязанность кредитные организации обязаны исполнить не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа соответствующей информации, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном указанием Банка России от 19 сентября 2013 г. № 3063-У "О порядке информирования кредитными организациями уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц и о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества".

Четвертой обязанностью является обязанность кредитных организаций по формированию внутрикорпоративных механизмов и процедур с тем, чтобы действенно осуществлять мероприятия по ПОД/ФТ. К этим механизмам и процедурам относятся:

  1. разработка правил внутреннего контроля;
  2. назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;
  3. иные внутренние организационные меры в целях ПОД/ФТ.

Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ (ПВК по ПОД/ФТ) являются комплексным документом кредитной организации или комплектом документов, определяемым кредитной организацией, регламентирующим ее деятельность по ПОД/ФТ и содержащим описание совокупности принимаемых кредитной организацией мер и предпринимаемых процедур, определенных программами осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Целями разработки кредитной организацией ПВК по ПОД/ФТ являются:

  • обеспечение выполнения кредитной организацией требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ;
  • поддержание эффективности системы внутреннего контроля по ПОД/ФТ кредитной организации на уровне, достаточном для управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
  • исключение вовлечения кредитной организации, ее руководителей и сотрудников в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

В ПВК по ПОД/ФТ включаются следующие программы:

  • организации системы ПОД/ФТ;
  • идентификации кредитной организацией клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца;
  • управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
  • выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • организации в кредитной организации работы по отказу от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции и по расторжению договора банковского счета (вклада) в соответствии с Законом 115-ФЗ;
  • определения порядка взаимодействия кредитной организации с лицами, которым поручено проведение идентификации (в случае поручения кредитной организацией в соответствии с Законом № 115-ФЗ проведения идентификации иным лицам);
  • определения порядка применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента и порядок проведения проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • определения порядка приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом;
  • подготовки и обучения кадров в кредитной организации по ПОД/ ФТ.

Требования к ПВК по ПОД/ФТ определены Банком России в Положении от 2 марта 2012 г. "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Для организации эффективной работы по ПОД/ФТ в кредитной организации должны быть назначены специальные должностные лица, ответственные за реализацию ПВК по ПОД/ФТ, которые должны соответствовать определенным квалификационным требованиям, установленным указанием Банка России от 9 августа 2004 г. № 1486-У "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях". В частности, ответственный сотрудник должен:

  • иметь высшее юридическое или экономическое образование;
  • опыт руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года (при отсутствии указанного образования - опыт работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее двух лет или опыт руководства подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее двух лет).

Как определено в Законе № 115-ФЗ, квалификационные требования к специальным должностным лицам не могут содержать ограничения по замещению данных должностей для лиц, привлекавшихся к административной ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не предусматривающей дисквалификации таких лиц. Данная норма направлена на то, чтобы с ответственными сотрудниками кредитных организаций, привлеченными к ответственности по ст. 15.27 КоАП (нарушение законодательства по ПОД/ФТ), не расторгались трудовые договоры в силу их несоответствия квалификационным требованиям, в частности, требованию непривлечения к административной ответственности.

Кредитная организация обязана организовать обучение кадров в области ПОД/ФТ, целью которого является получение знаний по ПОД/ФТ, необходимых для исполнения ими нормативных правовых и иных актов РФ в области ПОД/ФТ и внутренних документов кредитной организации по ПОД/ФТ. Основные требования к системе обучения кадров сотрудников кредитных организации установлены указанием Банка России от 9 августа 2004 г. № 1485-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях".

10.3. Специальные обязанности кредитных организаций в сфере ПОД/ФТ. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ