Законом № 115-ФЗ установлено несколько специфических обязанностей для кредитных организаций. В частности, кредитным организациям запрещается:

  • открывать и вести счета (вклады) на анонимных владельцев, т.е. без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации, а также открывать и вести счета (вклады) на владельцев, использующих вымышленные имена (псевдонимы);
  • открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя;
  • устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;
  • заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента в случаях, установленных Законом № 115-ФЗ.

Кредитные организации также обязаны предпринимать меры, направленные на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.

В 2008 г. на основании дополнительных рекомендаций ФАТФ Закон № 115-ФЗ был дополнен рядом обязанностей для кредитных организаций по контролю за движением денежных средств лиц, относящихся к числу "иностранных публичных должностных лиц". Так, кредитные организации обязаны:

  1. принимать меры по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц;
  2. принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или его заместителя;
  3. принимать меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;
  4. на постоянной основе обновлять имеющуюся в распоряжении информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лицах;
  5. уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих или отца, или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц.

Следующая группа обязанностей связана с ролью кредитных организаций как участников платежных систем, как организаторов переводов денежных средств. Данные требования касаются как кредитных организаций, обслуживающих плательщиков, так и кредитных организаций, обслуживающих получателей средств.

Так, кредитная организация, в которой открыт банковский счет плательщика, при осуществлении безналичных расчетов по поручению плательщика на всех этапах их проведения обязана обеспечить контроль за наличием, полнотой передачи, соответствием сведениям, имеющимся в распоряжении кредитной организации, а также хранение следующей информации:

  1. о плательщике - физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), номера банковского счета, идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания;
  2. о плательщике - юридическом лице: наименования, номера банковского счета, идентификационного номера налогоплательщика или кода иностранной организации.

В случае непредставления плательщиком при осуществлении перевода необходимых для идентификации получателя средств сведений кредитная организация, в которой открыт банковский счет плательщика, обязана отказать в выполнении поручения плательщика. Исключение из этой обязанности связано с применением для осуществления переводов т.н. программно-технических средств: при осуществлении операций с денежными средствами, в том числе с использованием программно-технических средств, кредитные организации вправе самостоятельно осуществлять заполнение расчетных документов плательщиков с использованием информации, полученной от плательщиков, в том числе при осуществлении процедуры идентификации.

Установлены требования и по отношению к кредитным организациям, обслуживающим получателей средств: кредитная организация, в которой открыт банковский счет получателя денежных средств, обязана разработать процедуры, необходимые для выявления поступающих расчетных документов, не содержащих указанную выше информацию.

При этом при отсутствии в поступившем расчетном документе информации, характеризующей плательщика, и если у работников кредитной организации, в которой открыт банковский счет получателя денежных средств, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитная организация обязана не позднее рабочего дня, следующего за днем признания данной операции подозрительной, направить в уполномоченный орган сведения о данной операции.

Такие же требования, как и в случае совершения операции по счетам, предъявляются кредитным организациям при осуществлении ими переводов денежных средств без открытия счета.

Вместе с тем существуют изъятия из действия норм, устанавливающих обязанности кредитных организаций при совершении безналичных расчетов, а также переводов без открытия счета. Указанные обязанности не распространяются на:

  1. безналичные расчеты, осуществляемые кредитной организацией по банковским счетам на сумму, не превышающую 15 тыс. руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 тыс. руб.;
  2. безналичные расчеты по банковским счетам, открытым в одной кредитной организации;
  3. безналичные расчеты, осуществляемые с использованием платежных карт;
  4. безналичные расчеты, осуществляемые между кредитными организациями либо между кредитной организацией и иностранным банком от своего имени и за свой счет;
  5. переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, осуществляемые кредитными организациями на сумму, не превышающую 15 тыс. руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 тыс. руб.

Так как выполнение кредитными организациями функций по ПОД/ФТ является делегацией полномочий со стороны органов власти, то кредитным организациям предоставлены определенные права в их отношениях с клиентами. Смысл предоставления такого рода прав - побудить кредитные организации самостоятельно организовывать работу таким образом, чтобы не было проникновения тех клиентов, которые используют возможности кредитных организаций для отмывания доходов, полученных преступным путем, или для финансирования терроризма. В частности, Закон № 115-ФЗ предусматривает, что при осуществлении правил и программ внутреннего контроля, связанных с ПОД/ФТ, кредитные организации вправе:

  • отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.

Кредитные организации также вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица), по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Закона № 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При этом приостановление операций и отказ от выполнения операций не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.

Вместе с тем в некоторых случаях кредитная организация не только вправе, но и обязана осуществить действия, связанные с ограничением возможности клиентов пользоваться возможностями кредитной организации. Так, кредитные организации обязаны приостанавливать соответствующую операцию (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица), на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является:

  • юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;
  • физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подп. 3 п. 2.4 ст. 6 Закона № 115-ФЗ.

Кредитные организации незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган и, в случае подтверждения с его стороны обоснованности приостановления, отказывают клиенту в совершении такой операции.

В связи с реализацией указанных правомочий кредитные организации несут обязанности по информированию Росфинмониторинга. Так, кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения обо всех случаях отказа по указанным выше основаниям от заключения договоров с клиентами и (или) выполнения распоряжений клиентов о совершении операций, а также обо всех случаях расторжения договоров с клиентами по инициативе кредитной организации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о правовых последствиях несоблюдения кредитными организациями и их должностными лицами требований законодательства в сфере ПОД/ФТ. В этой сфере равное значение имеют как соблюдение формальных требований Закона, в частности, при направлении информации в Росфинмониторинг, так и то, каким образом настроена работа внутрикорпоративных механизмов, как выполняются кредитными организациями программы по ПОД/ФТ. Оценка последних часто не связана с формальными нарушениями, а основана на оценке качества работы в сфере ПОД/ФТ.

Банк России при выявлении нарушений в области ПОД/ФТ начиная с 2011 г. по декабрь 2014 г. применял административные наказания, предусмотренные ст. 15.27 КоАП. При этом административные наказания применялись как к самим кредитным организациям, так и к их должностным лицам. В научной литературе высказывалось суждение, что ориентация только на административные наказания может снизить потенциал системы ПОД/ФТ. Кредитные организации должны самостоятельно выстраивать систему противодействия, оценивая риски, возникающие при отношениях с конкретными клиентами или их группами. В этой связи работа кредитной организации в сфере ПОД/ФТ может (и должна) оцениваться как целостное явление.

Такие оценки осуществляются в рамках оценки финансового состояния кредитных организаций в соответствии с указанием Банка России от 30 апреля 2008 г. № 2005-У "Об оценке экономического положения банков". В частности, Банк России оценивает то, каким образом осуществляется работа в сфере ПОД/ФТ при оценке состояния внутреннего контроля (т.н. показатель ПУ5).

Второе направление оценки - это оценка степени вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных операций, под которыми следует понимать операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования "серого" импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей.

Банк России определил признаки высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и (или) наличных операций, под которыми понимается превышение за последний квартал одного из следующих значений:

  • суммарного значения удельного веса (доли) объема сомнительных наличных операций в объемах дебетовых оборотов по счетам юридических и физических лиц и удельного веса (доли) объема сомнительных безналичных операций в объемах дебетовых оборотов по счетам юридических лиц величины 5%;
  • объема сомнительных безналичных операций величины 5 млрд. руб.;
  • объема сомнительных наличных операций величины 5 млрд. руб..

При выявлении в деятельности кредитной организации высокой степени вовлеченности в проведении сомнительных операций Банк России при наличии оснований, предусмотренных ст. 74 Закона о Банке России, применяет меры принуждения, определенные данной статьей, в частности, вправе ввести ограничение отдельных операций или запрет на осуществление отдельных банковских операций. Данный подход, основанный на определенном приоритете норм о мерах принуждения, содержащихся в Законе о Банке России, над "чисто" административными наказаниями, предусмотренными КоАП, был поддержан законодателем: в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 484-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к кредитным организациям будут применяться в основном меры принуждения, определенные Законом о Банке России, в то время как к должностным лицам - административные наказания, предусмотренные соответствующими составами ст. 15.27 КоАП.

Наконец, несоблюдение требований законодательства ПОД/ФТ является основанием для применения к кредитным организациям такой меры, как отзыв лицензии на осуществление банковских операций (п. 6 ч. 1 ст. 20 Закона о банках).

Вопросы и задания для самоконтроля