Мир находится в сложной переходной фазе, что явно вытекает из общеполитического, экономического контекста. Современная финансовая архитектура, в основу которой было положено Бреттон-Вудское соглашение, предопределившее мировой финансовый порядок на долгие десятилетия вперед, сформировалась около 70 лет назад.

На протяжении десятилетий неоднократно предпринимались попытки по реформированию данного порядка. В 1971 - 1979 годах сформировалась Ямайская валютная система как результат объективного процесса эволюции Бреттон-Вудской системы. Также важным этапом в реформировании мировых финансов можно назвать такой феномен, как "Вашингтонский консенсус" - одна из разновидностей осуществления макроэкономической политики в конце 1980-х гг.

Однако в настоящее время становится ясно, что финансовый кризис 2008 - 2010 гг. во многом был обусловлен фундаментальными проблемами, которые накопились за долгие годы функционирования институтов Бреттон-Вудской системы - МВФ, МБРР и некоторых других.

Мир претерпевает сложные и глубокие изменения, характеризующиеся усилением многополярности, экономической глобализации и нарастанием взаимозависимости. В этих условиях "БРИКС служит одной из главных платформ диалога и сотрудничества в сферах экономики, финансов и развития".

БРИКС олицетворяет те необходимые изменения, которые назрели в результате тяжелейших экономических потрясений за последние годы. Многие проблемы, вызванные этими потрясениями, остаются нерешенными и продолжают являться источником все новых и новых сбоев в мировой финансовой системе в целом. А.А. Акаев, А.В. Коротаев и С.Ю. Малков, применившие математическое моделирование глобальной и региональной динамики развития стран БРИКС, считают, что мировая экономика с 2008 г. переживает системный циклический кризис. Этот кризис связан со сменой фаз Пятой длинной волны Кондратьева, подготовкой новой (Шестой) волны и сменой действующего технологического уклада, основанного на кремниевой микроэлектронике.

Проблемы, накопившиеся вследствие либерализации финансовой сферы в США и ряде других развитых стран, привели к тому, что гигантский "финансовый пузырь" лопнул. Это сильно усугубило кризис в реальной экономике прежде всего самих развитых стран. Депрессия, охватившая развитые страны, обещает быть затяжной и, скорее всего, продлится до 2017 - 2018 гг., когда ожидается начало нового подъема мировой экономики на волне Шестого кондратьевского цикла (предположительно 2018 - 2040 гг.).

Проблемы развитых стран связаны главным образом с неспособностью правительств эффективно управлять национальным долгом и безработицей, уровень которых остается очень высоким. Снижение спроса со стороны развитых стран на сырьевые материалы и товары широкого потребления, поставляемые развивающимися странами, привело также к замедлению экономического роста в последних. Однако развивающиеся страны продолжают наращивать импорт высокотехнологичных товаров и заимствование инновационных технологий из развитых стран. Более того, кризис дает шанс развивающимся странам войти в группу лидеров, стать локомотивами мирового экономического развития.

В 2012 году в Дели был поднят вопрос о реформировании МВФ (Всемирного банка). В этих целях назывались четыре основных направления реформирования:

  1. реформы системы квот и управления в МВФ;
  2. создание более целостной и объективной системы надзора в МВФ;
  3. расширение притока финансовых средств для целей развития государств с формирующимися рыночными экономиками и развивающихся стран (в связи с этим необходимо со стороны Всемирного банка повысить приоритетность мобилизации ресурсов, уменьшить процент по предоставленным кредитам и активно внедрять инновационные кредитные инструменты);
  4. участие кандидатов от развивающегося мира в выборах на пост Президента Всемирного банка; руководители МВФ должны выбираться с помощью открытого процесса, основанного на учете профессиональных качеств.

Поскольку западные страны не идут на масштабные уступки в области реформирования международных финансовых институтов, на саммите в Дели, как уже отмечалось, было принято решение создать Банк развития БРИКС, эту идею Индия выдвинула в феврале 2012 г. Изначально предполагалось, что Банк будет заниматься финансированием проектов в странах БРИКС и частично может стать альтернативой Всемирному банку и МВФ.

Один из первых проектов межбанковского сотрудничества был сформулирован в результате подписания Меморандума от 15 апреля 2010 г. "О сотрудничестве государственных финансовых институтов развития и поддержке экспорта стран - членов БРИКС". 13 апреля 2011 г. к данному меморандуму присоединились уполномоченный финансовый институт ЮАР - Банк развития Южной Африки, Банк развития Бразилии, Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" Российской Федерации, Экспортно-импортный банк Индии, Банк развития Китая, Банк развития Южной Африки. Основными целями меморандума являлись развитие всестороннего долгосрочного межбанковского сотрудничества между партнерами в интересах укрепления торгово-экономических отношений стран - членов БРИКС и поддержка реализации социально важных и региональных проектов. Данный меморандум стал первым практическим документом в формате БРИКС.

В ходе саммита глав БРИКС в г. Санья (КНР) в 2011 г. руководители банков - участников меморандума подписали соглашение о финансовом сотрудничестве в рамках межбанковского механизма БРИКС. В 2012 году в рамках межбанковского сотрудничества БРИКС было подписано Генеральное соглашение о создании кредитных линий в местной валюте, а также Многостороннее соглашение о подтверждении аккредитивов между экспортно-импортными банками стран БРИКС. Данные соглашения имеют рамочный характер, предполагают, что лимиты на использование и обслуживание кредитных линий в национальных валютах будут регулироваться отдельными двусторонними соглашениями между банками-участниками и позволят сузить рынок международных расчетов в долларах США.

Результатом работы, проделанной странами - участницами БРИКС стало подписание 15 июля 2014 г. на VI саммите БРИКС в Бразилии Декларации о создании Банка развития. Россия, напомним, ратифицировала Соглашение о создании Банка развития странами БРИКС в середине марта 2015 г.

В Банке предусматривается трехуровневая система корпоративного управления: совет управляющих, совет директоров и президент. Первым председателем совета управляющих будет представитель России, первым председателем совета директоров - представитель Бразилии, первым президентом - представитель Индии. Помимо штаб-квартиры в Шанхае Банк будет иметь региональный центр в Южной Африке.

Ратификация Соглашения о создании Банка должна пройти до начала саммита 2015 г. во всех странах рассматриваемого объединения.

Создание Банка развития БРИКС позволит решать такие фундаментальные институциональные проблемы, как активизация полноценного инвестиционного сотрудничества между странами-участниками. До недавнего времени этот процесс сводился к созданию системы прямых взаиморасчетов в национальных валютах между пятью странами БРИКС, а также к не совсем удачным попыткам начать диалог о необходимости проведения гармонизации и унификации валютного и банковского законодательства стран-участников.

По мнению профессора В.Б. Лукова, ситуация в экономической сфере в отношении стран БРИКС весьма противоречива. Так, мировые макроэкономические тенденции не содействуют ускоренному росту ВВП. Ожидаемый рост для БРИКС - 5,1%, если брать средние агрегированные показатели. Суммарно страны БРИКС в 2013 - 2014 гг. продолжали наращивать свой вклад в мировую экономику (4,4%). Однако валютная политика Федеральной резервной системы и Европейского центрального банка создавала проблемы странам БРИКС, нарастала конкуренция со стороны АТЭС, отмечался рост проблем социального характера. В целом экономический фон был неоднозначным. В финансовой сфере удалось реформировать структуру Всемирного банка. Речь идет о многополярной валютно-финансовой системе. Принято решение о Банке развития БРИКС и формировании пула инвестиционных структур БРИКС. Должна быть сформирована принципиально новая валютно-финансовая мировая система.

Представляется важным изложить позицию заместителя Министра финансов Российской Федерации С.А. Сторчака, который считает, что отношения стран БРИКС по линии финансового трека свидетельствуют о большом потенциале, заложенном в этой структуре, потенциале, который еще только предстоит научиться использовать. Также С.А. Сторчак заявил о том, что с юридической точки зрения учреждение Банка развития БРИКС будет оформлено межправительственным соглашением, содержащим основные цели и задачи, ради которых банк создается, а также общие принципы его функционирования, состав участников, некоторые общеполитические вопросы. Приложением к договору и его неотъемлемой частью станет Устав или статья соглашения об учреждении Банка развития. Национальным парламентам предстоит ратифицировать эти документы, поскольку они предусматривают серьезные изъятия из национальных законодательств, например, в вопросах налогообложения. Уже достигнута договоренность, согласно которой разрешенный капитал нового Банка развития БРИКС будет составлять 100 млрд. долл. США (в его составе "подписной капитал" - 50 млрд. долл., которые сразу распределяются между странами. Из них 10 млрд. долл. - полностью оплачиваемый капитал, а 40 млрд. долл. - капитал до востребования).

Российская позиция строится на том, что в практическом плане на начальном этапе учреждения любого подобного банка идет проработка внутренних технологий, разработка документов, правил, принципов кредитной и учетной политики. Потребуется подготовить большое количество документов. Соответственно, первые два года национальные бюджеты можно "поберечь".

Объединение развивающихся стран БРИКС сделало еще один шаг для создания собственных международных институтов. Высокотехнологичные предприятия могут стать объектами для первого финансирования Банка развития стран БРИКС. Также не исключено, что финансирование в Банке развития БРИКС могут получить и инфраструктурные, и "общенациональные проекты".

Важно заострить внимание на том, что главная функция большинства международных банков развития - это финансирование долгосрочных стратегических проектов.

В случае с Банком развития БРИКС декларируемая цель работы банка - мобилизация ресурсов, в первую очередь для развития инфраструктуры в странах-участниках, а также для устойчивого развития других проектов.

Вместе с тем эксперты отмечают, что переход на единую валюту при взаимных расчетах, как в Евросоюзе, маловероятен в ближайшей перспективе. По мнению Г. Лима, "сейчас было бы, возможно, преувеличением, но отнюдь не абсурдом говорить о рождении новой финансовой системы".

У крупных западных стран большие опасения вызывает политический вызов, брошенный таким образом Бреттон-Вудской системе. МБРР и МВФ сыграли огромную роль в формировании и сохранении финансового порядка, включая помощь развивающимся государствам, однако решающий голос оставался в основном за Европой и США. Страны БРИКС имеют веские основания для недовольства системой, возглавляемой развитыми государствами.

Следует добавить, что в 2015 г. может заработать еще одна крупная финансовая организация - Азиатский инфраструктурный инвестиционный банк (AIIB). Идея создания AIIB со штаб-квартирой в Пекине принадлежит КНР. Подписание соглашения об основании AIIB состоялось в октябре 2014 г. Его учредителями выступили Китай и еще 20 стран Азии (Бангладеш, Бруней, Вьетнам, Индия, Казахстан, Камбоджа, Катар, Кувейт, Лаос, Малайзия, Монголия, Мьянма, Непал, Оман, Пакистан, Сингапур, Таиланд, Узбекистан, Филиппины и Шри-Ланка). Уставный капитал банка составляет 100 млрд. долл. США. Учредительный договор финансовой организации планируется подписать в 2015 г. Стать учредителями банка выразили желание 47 стран, в их числе Россия. Свои заявки подали также страны Европы: Великобритания, Германия, Италия. Также не раз высказывались идеи о возможности создания банка ШОС.

Таким образом, можно констатировать явно обозначившуюся тенденцию к децентрализации мировой финансовой системы и созданию новых конкурирующих между собой глобальных финансовых институтов.

Глава 10. Общие тенденции и предпосылки к гармонизации гражданского законодательства стран БРИКС