Возрастающая роль инновационной модели развития экономики обусловливает активное многостороннее международное сотрудничество в этой сфере. Государства заинтересованы в развитии сотрудничества в области фундаментальных и прикладных исследований при активном содействии государства и при соблюдении соответствующих национальных законов и правил, в том числе с учетом возможностей промышленного внедрения их результатов.

Усиление интеграции путем расширения и углубления производственно-технологических связей, совместного использования природных и материальных ресурсов, объединения капиталов, предоставления благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности, а также снятие технических барьеров во взаимной торговле ведет к необходимости сотрудничества в инновационной сфере и в рамках интеграционных образований, поскольку именно инновации становятся движущей силой развития экономик различных государств.

Участие Российской Федерации в объединении БРИКС осуществляется по разным направлениям, которые получили отражение в Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС, утвержденной Президентом Российской Федерации. Одним из таких направлений является сотрудничество в сфере науки, техники и инноваций.

Изменение экономики путем активной разработки и внедрения инноваций с целью преодоления зависимости от иностранных технологий является одной из приоритетных задач государственной экономической политики стран - членов БРИКС.

С одной стороны, такой подход выражается в принятии программных документов, устанавливающих меры государственной поддержки развития и применения инноваций, основные институты инновационного развития, вопросы стимулирования новейших изысканий и т.д. В России указанные вопросы нашли отражение в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 января 2006 г. № 1), Государственной программе "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, и др.

В Индии системообразующим актом стала Декларация о технологической политике, принятая в 1983 г. В Южной Африке еще в 2002 г. была принята Национальная программа стратегии в области исследований и развития (South Africa's National Research and Development Strategy). В Китае действует Государственная программа среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 2006 - 2020 годы, утвержденная Государственным советом КНР.

С другой стороны, детерминируется увеличение доли государственных расходов на НИОКР в ВВП (например, в Китае к 2020 г. предполагается увеличить расходы до 2,5%, в ЮАР к 2018 г. - до 2%, а в России - до 3%).

В соответствии с основным направлением государственной политики по развитию научно-технического потенциала изменяется и законодательство стран - членов БРИКС. Только в России за последние несколько лет был сделан значительный шаг вперед по изменению правового регулирования в сфере научно-технической политики, инновационной деятельности и в отношении отдельных видов субъектов инновационной деятельности (развитие институциональной основы).

Успех инновационно ориентированной политики во многом зависит от скорейшей реализации новейших разработок, воплощения их в жизнь, что подразумевает активное международное сотрудничество.

Концепцией участия Российской Федерации в объединении БРИКС обозначены формы взаимодействия Российской Федерации с государствами - участниками БРИКС в данной сфере:

  • обмен информацией о научно-технической политике и программах, формулирование на этой основе совместных долгосрочных проблемно ориентированных программ сотрудничества;
  • поощрение исследований в областях, представляющих приоритетный интерес для Российской Федерации и других государств - участников БРИКС;
  • сотрудничество в области исследования космического пространства и использования космических технологий;
  • организационно-правовое, финансовое и кадровое обеспечение научно-технического и инновационного сотрудничества в рамках БРИКС, включая создание высокотехнологичных зон (научных парков) и инкубаторов, формирование общих "технологических платформ", стимулирование совместного инвестирования в развитие высоких технологий, исследовательских и инновационных центров, расширение взаимодействия в области образования, подготовки научных кадров и реализации совместных исследовательских программ.

Необходимо отметить, что сотрудничество в сфере науки, техники и инноваций в рамках БРИКС может происходить как на многосторонней, так и на двусторонней основе.

Рассмотрим подробнее указанные формы взаимодействия.

Обмен информацией о научно-технической политике и программах и формулирование совместных долгосрочных проблемно ориентированных программ сотрудничества. Данная форма взаимодействия является основой для реализации других форм, позволяет выявить интересы и приоритеты стран - участниц БРИКС, найти общие для всех или нескольких стран направления сотрудничества, формировать в дальнейшем программы и планы совместных действий. Обмен информацией возможен в различных форматах, на различных уровнях - от государственных структур до научных и коммерческих организаций.

По итогам встреч представителей стран - членов БРИКС в 2014 г. было определено, что обмен информацией по вопросам стратегической политики в области науки, технологий и инноваций, а также формулирование совместных долгосрочных программ взаимодействия в данной сфере являются основой инновационного сотрудничества стран БРИКС. Декларация и план действий, принятые по итогам VI саммита БРИКС (Бразилия, 15 июля 2014 г.), призывают "государственные компании продолжать поиск путей сотрудничества и обмена информацией и передовым опытом".

На этом же саммите было заключено Соглашение о сотрудничестве в области инноваций между банками развития стран БРИКС, участником которого со стороны России выступил Внешэкономбанк. Соглашение предполагает обмен информацией между институтами пяти стран о развитии методов и форм финансовой поддержки инновационных проектов, а также софинансирование инициатив, реализация которых представляет непосредственный интерес для двух или более стран БРИКС.

Взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в сфере науки и научно-технической политики возложено на Министерство образования и науки Российской Федерации, однако и другие федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках установленной сферы деятельности могут сотрудничать с иностранными государствами в сфере науки и научно-технической политики, включая страны БРИКС, что прямо закреплено в положениях об этих органах, например в Положении о Федеральном космическом агентстве (Роскосмос), Положении о Госкорпорации "Росатом" и других правовых актах.

Так, например, в Меморандуме о взаимопонимании между Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством иностранных дел, Министерством науки, технологии и инноваций и Министерством развития, промышленности и внешней торговли Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области модернизации экономики (Москва, 14 декабря 2012 г.) определено, что инвестиционное сотрудничество в областях инновационного и высокотехнологичного развития осуществляется в том числе путем обмена информацией, программами, концепциями развития и осуществления совместной деятельности в научно-технической и инновационной областях.

Близкие по смыслу положения содержатся и в Меморандуме о сотрудничестве между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством науки и технологий Правительства Индии в области науки, технологий и инноваций (г. Нью-Дели, 24 декабря 2012 г.): в целях дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в области науки, технологий и инноваций стороны взяли на себя обязательство своевременно предоставлять друг другу информацию и консультировать по вопросам законодательства своего государства, затрагивающего реализацию программ или проектов.

При наличии достаточной информации государствам БРИКС проще выявить приоритеты - как общие, так и для отдельных государств, сотрудничать на более высоком уровне, в том числе осуществлять оказание поддержки исследованиям в конкретных областях.

Поощрение исследований в областях, представляющих приоритетный интерес для Российской Федерации и других государств - участников БРИКС. Эта форма взаимодействия может быть использована при совпадении приоритетов стран в определенных сферах. При этом могут быть обозначены сами сферы и те формы поощрения, которые государство готово предоставить.

В Декларации по итогам встреч в 2014 г. сторонами - членами БРИКС были выделены ключевые отрасли взаимодействия, к которым в числе прочих были отнесены: инновационно-технологический обмен, продовольственная безопасность и устойчивое развитие сельского хозяйства, новые источники энергии, возобновляемая энергетика и повышение эффективности использования энергоресурсов, нанотехнологии, высокопроизводительные вычисления, медицинские технологии и биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, создание технопарков и инкубаторов, противодействие изменению климата и стихийным бедствиям, борьба с загрязнением водных ресурсов, исследования полярных регионов и Мирового океана, популяризация науки и др.

Однако определение общих векторов взаимодействия не означает невозможность установления сторонами направлений сотрудничества в области науки и техники на основе двусторонних соглашений. Так, Комплексная долгосрочная программа сотрудничества в области науки, техники и инноваций между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии (г. Нью-Дели, 21 декабря 2010 г.) определяет приоритетные для обеих сторон области, такие как биотехнология и иммунология, лазерная наука и техника, вычислительная техника и электроника, биомедицинские науки и технологии, нанотехнологии и др. Конкретные параметры и условия сотрудничества согласовываются в каждом отдельном случае.

Поощрение исследований и их поддержка определяются на основе государственной политики и, как правило, имеют разнообразные формы, такие как кадровое обеспечение научно-технического и инновационного сотрудничества в рамках БРИКС, подготовка научных кадров, стимулирование совместного инвестирования в развитие высоких технологий и др.

Одним из направлений сотрудничества, представляющих взаимный интерес для всех стран БРИКС, является сотрудничество в области исследования космического пространства и использования космических технологий. В Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС это направление представлено как отдельная позиция. Кроме того, 14 января 2014 г. Президент Российской Федерации утвердил Основы государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года (N Пр-51). Среди сформулированных задач государственной политики в области использования результатов космической деятельности в части, касающейся международного сотрудничества, определена задача разработки в приоритетном порядке проектов и программ совместно с государствами - участниками межгосударственных объединений, в которые входит Российская Федерация: Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество, Содружество Независимых Государств, БРИКС.

Совместные действия в области использования результатов космической деятельности предусмотрены и в двухсторонних документах. Так, в Меморандуме о взаимопонимании между Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством иностранных дел, Министерством науки, технологии и инноваций и Министерством развития, промышленности и внешней торговли Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области модернизации экономики (Москва, 14 декабря 2012 г.) акцент сделан, в частности, на сотрудничество в области космоса. В Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики о взаимовыгодном сотрудничестве и углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия (Москва, 22 марта 2013 г.) также предусмотрены развитие сотрудничества по крупным проектам и активизация деятельности по реализации проектов Программы российско-китайского сотрудничества в области космоса на 2013 - 2017 годы.

Роскосмос активно взаимодействует с зарубежными космическими агентствами и государственными органами, международными организациями в области исследования и использования космического пространства, а также с зарубежными общественными организациями и частными фирмами. По данным Роскосмоса, в настоящее время им заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве в космической деятельности более чем с 30 странами, подписаны документы с государствами, входящими в БРИКС - Китаем, Индией (исследования Луны и солнечной активности, спутниковая навигация и т.д.).

Не меньший интерес для стран БРИКС представляет и такая сфера, как информационные и телекоммуникационные технологии (далее - ИКТ), информационная безопасность. В Декларации и плане действий, принятых по итогам VI саммита БРИКС (Бразилия, 15 июля 2014 г.), отмечено, что использование и развитие ИКТ на основе международного сотрудничества и общепризнанных норм и принципов международного права имеют первостепенное значение для обеспечения мирного, безопасного и открытого цифрового и интернет-пространства. Одновременно страны БРИКС, осудив акты использования ИКТ в качестве оружия, в целях нарушения суверенитета государств и прав человека, в частности права на неприкосновенность частной жизни, обозначили такое направление сотрудничества, как борьба с киберпреступлениями.

Конкретные формы сотрудничества могут осуществляться в разнообразных формах: научная работа в научно-исследовательских учреждениях, вузах, технопарках, архивах, библиотеках другой страны; взаимное использование национальных технопарков для совместных исследований и внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований; формирование на своих территориях совместных технополисов и технопарков с целью дальнейшей диверсификации экономической деятельности, территориальной интеграции науки и производства, создания межотраслевых научно-технологических комплексов, высокотехнологичных зон и инкубаторов; формирование общих "технологических платформ"; стимулирование совместного инвестирования в развитие высоких технологий, исследовательских и инновационных центров и др. Выбор форм сотрудничества зависит как от уровня договоренностей, так и от характера исследований и получает закрепление в соответствующих документах.

Так, в 2012 г. был заключен ряд соглашений между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией, предметом которых стало партнерство в области науки, технологий и инноваций в рамках договоренности о создании технологического альянса. Такое партнерство предусматривает:

  • выработку плана совместных действий по сотрудничеству в таких сферах, как нанотехнологии, биотехнологии, медицина и информационно-коммуникационные технологии;
  • активизацию сотрудничества между технологическими парками, инновационными центрами и институтами с использованием возможностей инновационного центра "Сколково" в России и бразильскими технологическими парками в первую очередь в таких областях, как энергетика, нанотехнологии, аэрокосмический сектор, биомедицина и здравоохранение.

Следует отметить, что деятельность инновационного центра "Сколково" в области биомедицины, энергетики, информационных технологий и коммуникаций, а также в сфере ядерной энергетики и космоса представляет интерес для всех стран БРИКС, поэтому практические мероприятия во многом базируются на ресурсах центра "Сколково".

Организационное обеспечение научно-технического и инновационного сотрудничества в рамках БРИКС возможно, несмотря на территориальную удаленность стран БРИКС, путем создания инновационной бизнес-инфраструктуры и связанных с ней услуг (бизнес-инкубаторы, технологические парки и т.д.), а также особых экономических зон.

Наиболее активное сотрудничество в области создания инновационной инфраструктуры наблюдается между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Меморандумом о взаимопонимании между Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Министерством науки и техники Китайской Народной Республики по сотрудничеству в области инновационной деятельности (г. Пекин, 3 ноября 2000 г.) предусмотрены поддержка и развитие деятельности функционирующих и будущих российско-китайских центров наукоемких технологий, оказание содействия в сфере создания и дальнейшей деятельности совместных инновационных таких структур, как консорциумы, зоны и базы промышленного освоения новых и высоких технологий, технопарки, технологические инкубаторы (ст. 2). Сконцентрированные усилия инновационных структур должны быть направлены на решение следующих задач:

  1. создание условий для совместной разработки научно-технических проектов, их коммерциализации, продвижения на рынки государств сторон и третьих стран;
  2. содействие в трансфере наукоемких технологий;
  3. создание условий для организации обучения и подготовки научных кадров, обмена учеными и специалистами, проведения выставок научно-технических достижений.

Кроме того, должно быть обеспечено и решение других задач, которые могут стать актуальными в процессе расширения материально-технической основы и потенциальных возможностей создаваемых инновационных структур.

Статьей 5 Меморандума предусмотрено в качестве пилотного инновационного проекта намерение сторон оказывать в рамках своей компетенции всестороннюю поддержку созданию в г. Яньтай (провинция Шаньдун КНР) первой российско-китайской базы промышленного освоения новых и высоких технологий. Ответственными за проработку и решение вопросов по созданию и функционированию российско-китайской базы промышленного освоения новых и высоких технологий с российской стороны определено закрытое акционерное общество "Техноконсалт", а с китайской - администрация Яньтайской зоны новых и высоких технологий. Основными функциями указанного технопарка можно назвать следующие: анализ рынка России и Китая, сбор предложений и запросов на новые технологии; отбор российских научно-технологических разработок, имеющих коммерческий потенциал; формирование совместных партнерств в форме совместных предприятий, совместного проведения НИОКР и лицензирования; оказание услуг по принципу "от контакта до контракта"; содействие в создании совместных высокотехнологичных производств. На китайской территории функционируют шесть китайско-российских технопарков: в Чанчуне (провинция Цзилинь), в Цюйхуа (провинция Чжэцзян), в Харбине (провинция Хэйлунцзян), в Шэньяне (провинция Ляонин), в Яньтай - зона промышленного освоения новых и высоких технологий (провинция Шаньдун), в Муданьцзяне продолжается строительство китайско-российской зоны сельскохозяйственного производства с использованием российских новейших и высоких аграрных технологий, продукция которой будет ориентирована на российский рынок.

Укрепление сотрудничества в области информационных технологий и продуктов, продвижение создания в России и Китае технопарков в сфере высоких технологий, создание благоприятных условий для развития инвестиций, разработок, производственной и торговой деятельности предприятий России и Китая и поддержание предприятий двух стран в их деятельности в качестве резидентов технопарков в России и Китае являются одними из приоритетных направлений экономического и научно-технического сотрудничества в сфере информационно-коммуникационных технологий согласно Меморандуму между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области модернизации экономики (г. Пекин, 11 октября 2011 г.).

В 2012 году, выражая намерение содействовать модернизации экономик России и Китая и стремление достигнуть взаимовыгодных результатов при выполнении совместных научно-технических и инновационных проектов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и в соответствии с решениями XV заседания Российско-Китайской подкомиссии по научно-техническому сотрудничеству Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство науки и техники Китайской Народной Республики пришли к следующему:

1. Стороны считают, что реализация совместных проектов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники является важным мероприятием для укрепления российско-китайского научно-технического сотрудничества и отвечает интересам обоих государств. Стороны будут стремиться осуществлять сотрудничество в соответствии с настоящим Меморандумом на основе равенства и взаимной выгоды, с уважением и соблюдением законодательств государств сторон.

2. Стороны намерены проводить отбор совместных проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по следующим приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники: индустрия наносистем и материалов, науки о жизни, энергоэффективность и энергосбережение, рациональное природопользование, информационные и телекоммуникационные системы.

3. Стороны исходят из того, что российско-китайские проекты должны решать актуальные проблемы в приоритетных областях науки, технологий и техники, а также осуществляться путем интеграции научного и инновационного потенциала России и Китая и рационального разделения этапов работ между исполнителями проектов.

4. Стороны считают, что реализация совместных приоритетных проектов будет стимулировать расширение всестороннего российско-китайского научно-технического сотрудничества, в том числе и на межрегиональном уровне, включая полный инновационный цикл - от проведения исследований и опытно-конструкторских разработок до коммерциализации и промышленного освоения их результатов, а также создание новых совместных научно-исследовательских центров, лабораторий и предприятий.

5. Стороны поддерживают участие российско-китайского технопарка "Дружба" и хэйлунцзянского Центра китайско-российского научно-технического сотрудничества и освоения высоких технологий в организации сотрудничества по приоритетным проектам, включая участие в формировании их тематики, содействии поиску партнеров, организации взаимных визитов и подготовке методических и регламентирующих документов.

Стороны будут оказывать на паритетной основе в соответствии с действующим в государствах сторон законодательством необходимую поддержку российско-китайскому технопарку "Дружба" и хэйлунцзянскому Центру российско-китайского научно-технического сотрудничества и освоения высоких технологий в выполнении порученной работы по формированию и реализации приоритетных проектов.

Страны не только создают институциональную и правовую основы взаимодействия в сфере науки и техники, но и предпринимают шаги по реализации совместных форм государственной поддержки. Так, в 2014 году были созданы фонды для финансирования высокотехнологичных проектов на территории стран БРИКС: Российско-Индийский фонд и Азиатско-Тихоокеанский технологический фонд с участием Китая и Сингапура. Следует отметить, что инициатором создания этих фондов выступила российская сторона - государственная корпорация "Роснано", которая за период 2014 - 2020 гг. намерена вложить около 63 млрд. руб. в создание международных инвестиционных фондов и привлечь 150 млрд. руб. инвестиций в российские высокотехнологичные проекты.

Учитывая значительные затраты, высокий риск и неопределенность коммерческих результатов, характерных для многих направлений фундаментальных исследований, объединение усилий, интеллектуального и финансового капитала, устранение дублирования дорогостоящих исследований, а также ускорение диффузии технологий, имеющих высокий коммерческий эффект, становятся на рынке важными факторами успеха инновационной деятельности каждого государства - участника БРИКС. Объединение усилий в сфере создания высокотехнологичной продукции, обмен научно-техническим знаниями и опытом создания институтов инновационной инфраструктуры, совместные образовательные инвестиционные программы в этой сфере будут способствовать не только устойчивому росту инновационно-технологического развития каждой страны - члена БРИКС, но и стабилизации экономического оборота между странами, усилению экономик этих стран на международной арене.

Глава 13. Государственные гарантии в сфере образования в странах БРИКС