Российская Федерация придает приоритетное значение развитию сотрудничества в формате БРИКС в сфере образования. Такое сотрудничество является важным средством расширения информированности народов государств - участников БРИКС об истории, современной жизни, культуре и традициях друг друга, что способствует росту взаимопонимания.

В целях обеспечения такого сотрудничества, взаимодействия между системами образования проанализируем систему государственных гарантий в сфере образования стран БРИКС.

Республика Бразилия. Система управления и оценки качества образования в Бразилии децентрализована и осуществляется на всех уровнях: от центральных органов исполнительной и законодательной власти до муниципалитетов.

Министерство образования координирует разработку национальных планов в области образования, обеспечивает федеральные округа и муниципалитеты технической и финансовой помощью для развития школьной системы образования, контролирует сектор высшего и специализированного образования.

Министерства и ведомства осуществляют профессиональное признание квалификаций, входящих в перечень регулируемых профессий в Бразилии.

Национальный совет по образованию совместно с Министерством образования занимается разработкой политики в этой области.

В соответствии с законодательством страны профессиональная деятельность по ряду получаемых в рамках образовательного процесса профессий осуществляется только после получения соответствующего разрешения.

Система образования Бразилии включает в себя следующие ступени:

  • дошкольное образование - Pre-School Education (начинается для детей в возрасте 4 лет, длится 2 года);
  • начальное образование - Elementary Education (начинается для детей в возрасте 6 лет, длится 5 лет);
  • среднее образование - Lower Secondary Education (начинается в возрасте 11 лет, длится 4 года. По окончании выдается Certificado;
  • старшее среднее образование - Upper Secondary Education (поступление в возрасте 15 лет, срок обучения 3 года, по окончании выдается Certificado;
  • среднее профессиональное образование - Vocational and Technical Education (поступление в возрасте 15 лет, срок обучения 3 года, по окончании выдается Certificado;
  • научно-техническое и медицинское образование - Scientific technical and medical education (поступление в возрасте 18 лет, срок обучения 5 - 6 лет, по окончании выдается диплом Especialista);
  • бакалавриат - Bachelor Program (undergraduate program) (поступление в 18 лет, срок обучения - 4 года, присваивается Bachelor или Licenciado (для педагогов));
  • магистратура - Master Program (postgraduate program) (обучение длится 2 года, Master's - официальная продолжительность обучения по программе для получения академической степени магистра составляет 2 года; как правило, программа состоит из минимального количества предметов (5 - 8) и предполагает защиту магистерской выпускной работы;
  • докторантура - Doutorado (срок обучения - 4 года; длительность обучения по программе докторантуры составляет не менее четырех лет; для получения данной квалификации необходимо изучить определенное количество предметов, сдать устные экзамены, подготовить и защитить диссертацию (tese de doutorado); присваивается степень Doutor).

Дошкольное образование не обязательно, однако в рамках национального плана развития дошкольное образование считается первой ступенью начального образования. Основное начальное образование в Бразилии является обязательным и бесплатным. Только начальное образование обязательно в Бразилии и контролируется бразильским государством (включая федеральное правительство, штаты, федеральный округ и муниципалитеты) и родителями.

Среднее образование не обязательно. В пункте II ст. 208 Конституции Бразилии говорится, что государство должно стремиться к всеобщему бесплатному среднему образованию. Однако статья не устанавливает срок, в течение которого эта цель должна быть достигнута.

Большинство средних школ финансируется муниципалитетами и штатами, соответственно, качество образования в этих школах зависит от бюджетных возможностей властей. Федеральное правительство поддерживает сеть технических школ, которые считаются лучшими в Бразилии.

Цикл профессиональных предметов может быть включен в программу обязательного среднего образования, но чаще всего обучение с профессиональной направленностью начинается на уровне старшего среднего образования. При этом общий объем учебных занятий составляет не менее 2900 часов, из которых по крайней мере 1200 должны включать в себя предметы профессионально-технической направленности. При получении высшего профессионально-технического образования общий объем учебных занятий составляет не менее 2200 часов, при этом 900 из них приходится на предметы профессионально-технической направленности.

По окончании курса старшего среднего образования школьники сдают экзамены (ENEM). Результаты данных экзаменов учитываются при поступлении в вуз. Однако для поступления в университеты (высшее образование) необходимо сдать специальные экзамены в форме собеседования. Несмотря на то что некоторые бразильские вузы используют результаты ENEM (тесты, которые периодически применяются для студентов средней школы), чтобы оценить кандидатов, главным способом отбора абитуриентов является вербальный процесс (собеседование). Собеседование принято фактически во всех общественных вузах Бразилии.

Высшее образование в Бразилии может быть получено бесплатно. Высшее образование дается по различным направлениям: искусство, гуманитарные, социальные и естественные науки и пр. Высшие учебные заведения делятся на несколько типов: колледжи, университетские центры, институты и университеты. Высшие учебные заведения проходят обязательную институциональную аккредитацию. Первоначальная аккредитация учебного заведения действительна в течение трех лет для колледжей, университетских центров и институтов, в течение пяти лет - для университетов. Далее обязательна процедура повторной аккредитации. Информацию об аккредитованных высших учебных заведениях и их аккредитованных программах можно найти в реестре (e-MEC), который публикуется Министерством образования.

В Бразилии есть общественные и частные колледжи и университеты. Общественные университеты подразделяются на поддерживаемые Федеральным правительством (большинство), штатами и муниципалитетами. Обучение в общественных вузах в Бразилии полностью бесплатно; может предоставляться жилье, учебная литература и другой учебный материал не предоставляются, оплачивается питание.

Российская Федерация. Система управления образованием в Российской Федерации представлена следующим образом:

- Минобрнауки России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений;

- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, основными направлениями деятельности которой являются следующие:

  • государственная аттестация выпускников 9-х классов;
  • государственная аттестация выпускников 11-х (12-х) классов;
  • государственный надзор в области образования за деятельностью образовательных учреждений и научных организаций;
  • государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
  • государственный контроль (надзор) за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
  • лицензирование.

Однако часть из этих полномочий передана для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые также отвечают за обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечение дополнительного образования детей, а также за организацию предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования.

Наряду с федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации управление образованием осуществляют и органы местного самоуправления. Среди основных полномочий следующие:

организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;

организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования:

  1. дошкольное;
  2. начальное общее;
  3. основное общее;
  4. среднее общее;
  5. среднее профессиональное;
  6. высшее - бакалавриат;
  7. высшее - специалитет, магистратура;
  8. высшее - подготовка кадров высшей квалификации.

Дошкольное образование не обязательно (1 - 4 года).

Обязательным является начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Получение начального общего образования начинается по достижении детьми возраста шести лет шести месяцев, но не позднее достижения ими возраста восьми лет. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования - 4 года.

Основное общее образование реализуется на базе начального общего образования. Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования - 5 лет.

Среднее общее образование реализуется на базе основного общего образования. Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего общего образования - 2 года. В рамках данного уровня образования возможно профессиональное обучение:

  1. по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
  2. по программам переподготовки рабочих и служащих;
  3. по программам повышения квалификации рабочих и служащих без повышения образовательного уровня.

Результаты итоговой аттестации, проводимой в форме единого государственного экзамена, являются основанием для приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. По ряду специальностей проводятся дополнительные вступительные испытания.

Среднее профессиональное образование является общедоступным. Получение среднего профессионального образования допускается лицами, имеющими образование не ниже основного общего или среднего общего образования. При этом получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования.

Уровень среднего профессионального образования предусматривает обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

В рамках данного уровня образования возможно профессиональное обучение:

  1. по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
  2. по программам переподготовки рабочих и служащих;
  3. по программам повышения квалификации рабочих и служащих без повышения образовательного уровня.

Высшее образование может быть получено бесплатно.

Высшее образование - бакалавриат: срок обучения - 4 года. Обучение по программам бакалавриата возможно для лиц, имеющих среднее общее образование, среднее профессиональное или высшее образование.

Высшее образование - специалитет, магистратура: срок обучения - соответственно 5 - 6 лет и 2 года. Обучение по программам специалитета возможно для лиц, имеющих среднее общее образование, среднее профессиональное или высшее образование.

Получение высшего образования - магистратуры доступно для лиц, имеющих высшее образование любого уровня. Прием по результатам вступительных испытаний.

Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации: дается возможность защиты диссертации в аспирантуре, адъюнктуре и присвоения ученой степени кандидата наук (PhD).

К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре, где предусмотрена военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ), программ ординатуры (медицинские и фармацевтические специальности), программ ассистентуры-стажировки (творческо-исполнительские специальности) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего (специалитет или магистратура). Поступающие сдают вступительные испытания.

Срок обучения в очной аспирантуре, адъюнктуре не может превышать 3 года, в заочной - 4 года. Срок получения образования по программе ординатуры, ассистентуры-стажировки составляет 2 года.

После защиты докторской диссертации лицами, имеющими ученую степень кандидата наук, присваивается степень доктора наук (PhD). Срок подготовки в докторантуре не должен превышать 3 года.

В систему образования Российской Федерации включены и частные образовательные организации. Они осуществляют образовательную деятельность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по каждому уровню образования.

Республика Индия. Основной орган, регулирующий политику в области образования в Индии, - Министерство развития человеческих ресурсов. Департамент школьного образования и грамотности отвечает за школьное образование. Департамент высшего образования осуществляет управление в сфере высшего образования, включая контроль за деятельностью высших учебных учреждений.

Основными задачами Центрального совета по среднему образованию являются контроль за формированием и деятельностью средних учебных заведений, проведение экзаменов по окончании 10-го и 12-го классов на территории всей страны, разработка планов обучения и пр.

Национальный совет по оценке качества и аккредитации - орган, подведомственный Комиссии по университетским грантам, осуществляющий аккредитацию высших учебных заведений и оценку качества образовательных услуг в секторе высшего образования.

Обучение в большинстве вузов Индии ведется на английском языке. Высшее образование в стране предоставляется на уровне программ европейских вузов.

Система образования Индии включает девять уровней образования:

  1. дошкольное образование - Pre-School Education (начинается для детей в возрасте 4 лет, длится 2 года);
  2. начальное образование - Elementary Education (начинается в возрасте 6 лет, длится 8 лет);
  3. неполное среднее образование - Intermediate Education (начинается в возрасте 12 лет, срок обучения 3 года; по окончании выдается Basic Education Certificate);
  4. среднее образование - Secondary Education (с 14 лет, обучение длится 2 года; по окончании получают Secondary School Certificate);
  5. старшее среднее образование - Higher Secondary Education (начинается в возрасте 16 лет, срок обучения - 2 года; по окончании выдается Higher Secondary (School) Certificate);
  6. профессионально-техническое образование - Vocational and Technical Educatbn (поступление в возрасте 16 - 18 лет, срок обучения - 0,5 - 3 года; по окончании обучающимся выдается Undergraduate Professional Certificate (Diploma));
  7. бакалавриат - First Undergraduate Level:  бакалавр (основная степень) - поступление в возрасте 18 лет, срок обучения 3 - 5,5 лет, в зависимости от длительности обучения объем программы составляет от 90 до 150 кредитов; бакалавр (вторая степень) - поступление в возрасте 21 год, срок обучения 1 - 3 года. Объем программы - от 30 до 90 кредитов. В некоторых случаях первая и вторая степени бакалавра присваиваются после окончания единой программы длительностью 5 лет. В этом случае объем программы колеблется от 150 до 180 кредитов;
  8. магистратура - Postgraduate Level (Postgraduate Certificate (Diploma) (поступление в возрасте 21 год, срок обучения - 1 - 3 года, присваивается Master's Degree);
  9. докторантура Doctorate:

Doctor of Philosophy - срок обучения - 2 - 3 года. На базе степени магистра можно получить степень доктора философии при обучении не менее трех лет, на базе степени магистра философии срок обучения, как правило, составляет 2 года. В академическом плане данная квалификация позволяет получить степень доктора философии в любой другой области;

Master of Philosophy - срок обучения - 1 - 2 года. Для получения данной квалификации необходимо окончить курс подготовки к поступлению на обучение по программам для получения степени доктора.

Таким образом, первая ступень среднего образования начинается с 4 лет и длится 10 лет, вторая - 3 года. На этом обязательное среднее образование заканчивается. Следующие три года можно учиться как в школе (подготовка к поступлению в университет), так и в профессиональном колледже (получение среднего специального образования). Существуют также специализированные ремесленные школы, где после 8 - 10 лет обучения ученик вместе со средним образованием получает рабочую профессию швеи, механика, слесаря и т.д.

Одна из основных особенностей развития образования в современной Индии - идея о том, что воспитание, которое дается детям, определяет будущий характер нации. Целью образования, таким образом, считается выявление заложенных в ребенке способностей, его потенциала и их развитие.

В средней и старшей средней школе ученики ежегодно сдают итоговые тесты. Экзамены для 9-го и 11-го классов проводятся непосредственно руководством образовательных учреждений, а для 10-го и 12-го - централизованно экзаменационными советами штатов. Сертификаты, содержащие данные о результатах сдачи экзаменов за 10-й и 12-й класс, являются документами об окончании соответствующего уровня образования. Тестирование в 10-х и 12-х классах проводится по 5 - 6 предметам. Для успешной сдачи достаточно набрать минимальное количество баллов по каждому предмету. Если тесты по предмету содержат теоретическую и практическую части, необходимо набрать минимум баллов как по теории, так и по практике. Не набравшие проходное количество баллов по 1 - 2 предметам могут пересдать эти дисциплины.

В системе высшего образования может использоваться кредитная система учета успеваемости студентов. В этом случае один кредит - это один учебный час для предметов теоретической направленности и 2 - 3 часа для предметов практической направленности. Высшие учебные заведения помимо присвоения основных квалификаций также предлагают программы сроком от 6 месяцев до 2 лет, по окончании которых выдаются сертификаты и дипломы в рамках как первой, так и второй ступени высшего образования. Некоторые учебные заведения реализуют программы дистанционного образования.

Для поступления в вуз не нужно сдавать вступительные экзамены.

Большинство студентов в индийских университетах обучаются по программам обмена и стажировок. Университеты разделяются на централизованные (их деятельность регулирует государство), местные (подчиняющиеся законодательству штата) и частные.

Китайская Народная Республика. Министерство образования Китайской Народной Республики - центральный орган, осуществляющий формирование политики и контроль в области образования, контролирующий деятельность высших учебных заведений. Министерство образования определяет основные направления развития в области образования. Провинции контролируют исполнение законодательства и реализацию образовательного процесса.

Система образования КНР включает восемь уровней образования:

  1. дошкольное образование (начинается для детей в возрасте 3 лет, длится 3 года);
  2. начальное образование (начинается в возрасте 6 лет, длится 5 - 6 лет);
  3. младшее среднее образование (поступление в возрасте 11 лет, срок обучения - 3 - 4 года);
  4. старшее среднее образование (поступление в возрасте 15 лет, срок обучения - 3 года);
  5. среднее специальное образование - Short Cycle of Higher (поступление в возрасте 18 лет, срок обучения - 2 - 3 года, по окончании выдается Zhuanke Certificate of Graduation (Regular Higher Education) / Zhuanke Certificate of Graduation (Adult Higher Education));
  6. бакалавриат - Bachelor's Program (поступление в возрасте 18 - 20 лет, срок обучения - 2 - 5 лет, по окончании присваивается Bachelor's Degree / Benke Certificate of Graduation (Regular Higher Education), Benke Certificate of Graduation (Adult Higher Education));
  7. магистратура - Master's Program (поступление в возрасте 22 лет, срок обучения - 2 - 3 года, по окончании присваивается Master's Degree / Certificate of Graduation from Master's Program);
  8. докторантура - Doctorate (обучение длится 3 - 4 года, по окончании присваивается Doctor's Degree / Certificate of Graduation from Doctoral Program).

Начальное (срок обучения - 6 лет) и младшее среднее образование являются обязательными. Все дети с шестилетнего возраста должны ходить в школу. В районах, где в основном осуществляется всеобщее среднее образование первой ступени, дети, окончившие начальную школу, могут без вступительных экзаменов поступить в средние школы по месту жительства. Чтобы поступить в среднюю школу высшей ступени, выпускники средней школы высшей ступени должны сдать вступительные экзамены.

В систему профессионального образования в Китае входят высшие и средние профессиональные школы, средние техникумы, средние школы профессиональной ориентации, центры профессиональной подготовки, школы технической подготовки для взрослых и другие подобные заведения, созданные на общественных началах. Они относятся к высшей, средней и начальной ступеням образования и тесно связаны друг с другом.

Обучающиеся получают государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и т.п.

Платное образование пока не получило широкого распространения. Чаще учебу оплачивает предприятие, на котором работал студент. Большинство же студентов получают высшее образование бесплатно.

Вузы разделены на несколько иерархических категорий. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене (проводится в Китае одновременно по всей стране), абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в вуз соответствующей набранным баллам категории (или более низкой категории).

Особенностью КНР является значительное преобладание в программах вузовского образования естественно-технических и прикладных дисциплин (порядка 60% студенческих мест, против 14% в США, 18% в Голландии, 22% в Таиланде, 26% в Японии, 30% в Малайзии). Таким образом, гуманитарии (за исключением социологов) - относительно малая часть студенчества по сравнению с соседними странами.

Как поддержание сложившихся пропорций между образовательными организациями различного уровня и профиля, так и содержание программ обучения находятся в КНР под строгим государственным контролем.

В Китае существует разветвленная сеть профессионально-технических, педагогических и медицинских училищ (срок обучения - 2 - 4 года), а также широко распространены разнообразные формы продолжения общего образования и повышения профессиональной квалификации взрослых. Помимо этого, функционирует и система профессиональной переподготовки для лиц, потерявших работу на государственных предприятиях.

Негосударственные образовательные организации, их преподаватели и учащиеся пользуются теми же законными правами, что и государственные.

Появление в Китае негосударственных образовательных организаций увеличило количество школ с различными уклонами (художественные, спортивные), экспериментальных учебных заведений.

В целом негосударственные образовательные организации должны строго следовать учебным программам, разработанным Государственным комитетом по образованию и соответствующими ведомствами на уровне провинций, автономных районов и городов центрального подчинения (Пекин, Шанхай). Однако они имеют возможность повышать качество обучения за счет включения различных дополнительных курсов с учетом индивидуальных потребностей учащихся и рыночного спроса. В случае проведения эксперимента разрешается самостоятельно определять также и учебную программу, но обязательным условием является проведение консультаций со специалистами из административных органов образования.

Негосударственным вузам предоставлено право самим выбирать учебные пособия и определять набор специальностей. Их учебные программы могут быть ориентированы на насущные нужды местной экономики, которые не учитываются государственными учебными заведениями.

Южно-Африканская Республика. Система управления в ЮАР организационно состоит из двух уровней: собственно учреждений госслужбы и специализированных отраслевых агентств и организаций, выполняющих обозначенные Конституцией ЮАР узкие вспомогательные функции.

К первому уровню относятся национальные министерства и приравненные к ним по статусу отдельные службы (32), администрации провинций (9), провинциальные министерства (91) и координирующие работу этого сегмента организации (2). Систему управления образованием координирует национальное министерство образования. Действует единая национальная система образования, которая распространяется на все девять провинций.

Первой ступенью образования ЮАР являются дошкольные учреждения (детские сады).

Начальное образование в ЮАР начинается с подготовительного класса школы (или R-класса), посещение которого не является обязательным, но динамика последних лет показывает его возрастающую значимость в развитии ребенка. В первый класс дети поступают в возрасте 5,5 - 6 лет. Начальное образование включает в себя 9 классов и является обязательным. Несмотря на огромные финансовые вливания в образование, школьное обучение в ЮАР не является полностью бесплатным - родители учащихся должны вносить определенную сумму за образование. Тем не менее в последние годы законодательно закреплен список школ, получающих дополнительное финансирование, обучение в них бесплатно, и этот список ежегодно расширяется.

Начальное образование разделено на три ступени, каждая по 3 года, по прохождении которых проводится общее тестирование с целью определения уровня успеваемости школьников. Сдача экзаменов не является обязательным условием перехода на следующую ступень. Программа обучения стандартная и не имеет специфических предметов и методик преподавания, однако необходимо отметить, что в ЮАР одиннадцать официальных языков, и учебники выпускаются на всех этих языках, несмотря на то, что основная часть обучения ведется на английском.

После 9-го класса начинается обучение в средней школе - уже более специализированное и предполагающее получение углубленных знаний по естественным наукам и иностранным языкам. Полный курс получения образования в средней школе - 5 лет. В ЮАР обязательно получение десятилетнего образования, которое состоит из обучения в начальной и неполной средней школе. Старшеклассникам дано право выбора предметов, к которым у них есть способности и интерес.

Средние школы разделяются на несколько типов, часто называемых колледжами, предлагающих в том числе и профессиональное образование. По окончании 12-го класса, в возрасте 17 - 18 лет выпускники сдают экзамен на получение национального аттестата о среднем образовании, который дает право на поступление в высшее учебное заведение. Несмотря на весьма активное участие государства в регулировании сферы образования, в ЮАР функционируют и частные школы (10 - 15% от общего числа школ). В то время как ученики государственных школ обязаны придерживаться правил, регламентирующих внешний вид (школьная форма, короткие стрижки у мальчиков, длинные волосы у девочек собраны на затылке, никакой косметики) и поведение, требования частных школ менее строги, хотя и обязаны соответствовать государственным .

Высшее образование дается в университетах, техниконах или педагогических колледжах. Срок обучения в техниконах и колледжах - 2 года. Эти учебные заведения разнятся по программам обучения, набору дисциплин и дипломам. Техниконы специализируются на подготовке специалистов промышленных отраслей и коммерции. В педагогических колледжах готовят преподавателей начальной школы. Диплом учителя средней школы можно получить, только окончив педагогический факультет университета.

Университетское образование наиболее престижно и делится на временные отрезки: степень бакалавра студенты получают после 3 - 6 лет обучения, затем после 2 - 3 лет обучения - звание Master, а еще после двух лет обучения - степень Doctor.

Сфера высшего образования представлена 24 учебными заведениями: 11 университетов, 6 технических институтов и 6 общеобразовательных учреждений высшего профессионального образования. Для поступления необходимо получить национальный аттестат о среднем образовании, причем оценки за экзамены по всем трем профильным предметам должны быть максимально высокими. Некоторые вузы предъявляют дополнительные требования, например сдача вступительных экзаменов, предоставление портфолио выполненных работ, собеседование с деканом и т.д. Доступны различные учебные программы для получения сертификатов, дипломов, а также ученых степеней бакалавра, магистра и доктора философии.

Таким образом, структура системы национальных квалификаций включает восемь уровней - от сертификата об общем образовании до сертификата о начальном образовании взрослых и получения основ профессионального обучения.

Система образования ЮАР включает дальнейшее образование - комплекс программ обучения между вторым и четвертым уровнями национальной квалификационной структуры (NQF), сфера дальнейшей специализации, углубления общих знаний. Уровень образования между общим и высшим организуется в провинциях специальными Советами по дальнейшему образованию и им подконтролен. Дальнейшее обучение представлено системой школ средней ступени (senior secondary school), объединенных колледжей, центров профессионального обучения, региональных центров обучения, принадлежащих Минтруду, профессионально ориентированных колледжей с последующим переходом в университет и технические колледжи.

В соответствии с Законом о школе ЮАР (South African Schools Act) 1996 г. обеспечивается демократическое управление при принятии решений по установлению правил поведения в школе и правил управления школой. Осуществляется это с участием лиц, осуществляющих образовательный процесс, обучаемых и их родителей на основе партнерства с государственными органами. Они получают право управления школой через институт народной демократии как элемент государственной структуры.

Для полномасштабного и легального функционирования в системе высшего образования частных вузов требуется их государственная регистрация. Эти учреждения представляют на одобрение Центра квалификации и Комитета по качеству высшего образования страны свои учебные программы.

Проведенный анализ государственных гарантий в системе образования стран БРИКС позволяет сделать ряд выводов:

  1. во всех странах БРИКС, кроме Российской Федерации, обязательным является лишь неполное среднее образование (в России - среднее общее образование, полное). Однако следует отметить, что школьное обучение в ЮАР не является полностью бесплатным, как в других странах БРИКС, - родители учащихся должны вносить определенную сумму за образование;
  2. высшее образование можно получить бесплатно в государственных (общественных) вузах;
  3. в различном объеме применяется система социальных мер поддержки учащейся молодежи (учебная литература, питание, проживание и т.п.);
  4. качество образования контролируется органами государственной власти, в том числе в отношении частных образовательных организаций;
  5. вступительные испытания для обучения по образовательным программам заключаются в сдаче единого экзамена, являющегося одновременно итоговой аттестацией в школе, либо вступительных испытаний профильной направленности, в том числе собеседования. Знания являются основанием для приема лица на обучение. Дискриминация по половому, расовому, имущественному и другим признакам отсутствует;
  6. имеются виды образования, позволяющие осуществить переподготовку лиц, уже ранее получивших профессиональное образование;
  7. при получении среднего общего образования возможно профессиональное обучение, которое не во всех странах может быть получено в любой школе (в Бразилии, КНР, Индии оно осуществляется только в специальных школах).

Глава 14. Правовое сопровождение экологических политик России и других стран БРИКС