Активное включение БРИКС в решение мировых проблем предполагает взаимодействие данного межгосударственного союза с различными международными организациями и интеграционными объединениями.

БРИКС выступает своеобразным инструментом построения нового многополярного мира. Однако доступ к "мировой архитектуре" открыт не только для стран БРИКС. Существуют и другие механизмы, такие как "Большая двадцатка", Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Южноамериканский союз наций (УНАСУР), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), которые пересматривают свое участие и роль в мировой политической системе.

В процессе мировых трансформаций БРИКС преобразовывается в политический орган, способствующий консолидации многополярной системы мироустройства. Хотя БРИКС пока не является международной организацией в строгом смысле этого слова, данное объединение служит международным форумом для организации совместных действий государств, способных влиять на принятие решений международными организациями.

В течение нескольких лет после создания БРИКС уже показала свою способность воздействовать на реформирование системы глобального управления. В экономической сфере действия группы, направленные на изменение международных финансовых институтов, благоприятствуют интересам развивающихся стран. Координация усилий БРИКС на международных форумах и в рамках международных организаций ставит в привилегированное положение сферу экономического и финансового сотрудничества, а также политического управления. Повестка дня БРИКС отдает приоритет согласованиям в рамках "Большой двадцатки", в том числе поддерживает реформу МВФ.

С политической точки зрения БРИКС обеспечивает более глубокий диалог и согласованность в областях, представляющих общий интерес, таких как реформирование Организации Объединенных Наций (ООН) и Совета Безопасности, борьба с международным терроризмом, устойчивое развитие, искоренение нищеты, изменение климата и достижение целей, сформулированных в Декларации тысячелетия.

После первого саммита, состоявшегося в 2009 г., деятельность стран - участников БРИКС распространяется уже на 30 различных областей, таких как сельское хозяйство, наука и техника, культура, внешние связи, лаборатория различных идей, управление и безопасность интернет-пространства, социальное обеспечение, интеллектуальная собственность, здравоохранение и туризм. В рамках решения вопросов современной международной повестки дня БРИКС открыта к сотрудничеству и конструктивному взаимодействию с третьими странами и международными и региональными организациями.

В Декларации, принятой по итогам III Саммита БРИКС, прошедшего в г. Санья, о. Хайнань (Китай), в апреле 2011 г., страны - участники выразили свою приверженность сотрудничеству с международными организациями. В дополнение к экономическим и финансовым вопросам в документе упоминаются такие темы, как осуждение терроризма; поощрение использования возобновляемых источников энергии, а также мирного использования атомной энергии; важность целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, а также искоренение голода и нищеты. По этому случаю в качестве приложения к Декларации был утвержден План действий, руководящие положения которого направлены на расширение существующего сотрудничества и исследование новых областей. В Плане действий, кроме того, предусматривается учреждение в ЮНЕСКО "Группы БРИКС - ЮНЕСКО" с целью выработки общих стратегий в рамках мандата данной организации.

Таким образом, отмечается тенденция установления контактов БРИКС с ООН, ее специализированными организациями в различных сферах - торговля (в рамках ВТО), здравоохранение (ВОЗ), финансы (МВФ), что может влиять на усиление политического веса государств - участников БРИКС при принятии решений в данных международных организациях.

БРИКС и функционирование мировой торговой системы. В Декларации, принятой по итогам саммита БРИКС в апреле 2011 г., Бразилия, Китай, Индия и Южная Африка выразили свою поддержку сильной, открытой, основанной на правилах многосторонней торговой системе, воплощением которой является ВТО, и призывали других участников поддержать такой подход. Они также подтвердили приверженность успешному, всеобъемлющему и сбалансированному завершению Дохийского раунда многосторонних переговоров ВТО по вопросам развития. Данная договоренность должна основываться на уже достигнутом прогрессе и соответствовать мандату этих переговоров.

По мнению специалистов, участие стран БРИКС помогло укреплению механизма разрешения споров ВТО или "усилению его легальности", особенно в свете низкой продуктивности переговоров в рамках раунда Доха .

Каждая из стран БРИКС, кроме Южной Африки и России, входит в число 15 ведущих стран - членов ВТО, выступающих в качестве истцов или ответчиков в рамках механизма разрешения споров ВТО. Бразилия, Индия и Китай являются четвертым, шестым и одиннадцатым членами организации по активности участия в процедурах урегулирования споров. При этом Бразилия чаще всего инициирует разбирательства.

Всего несколько развивающихся стран - членов ВТО возбуждали рассмотрение торговых конфликтов в рамках механизма разрешения споров. Страны БРИКС являются стороной почти в трети этих дел: в сумме страны БРИКС были истцами по 61 спору, а ответчиками - по 75 спорам.

Страны БРИКС принимали участие в 27% всех споров ВТО в качестве истца или ответчика. С этой точки зрения они стали ведущими игроками в механизме разрешения споров ВТО. Тем не менее между ними существует дисбаланс. В то время как Южная Африка еще не запрашивала консультаций с каким-либо членом ВТО, Бразилия, Индия и Китай регулярно участвуют в процедурах разрешения таких споров и успешно пользуются ими для защиты своих секторов экономики и системных интересов. Несмотря на то что Россия недавно стала членом ВТО, количество споров, в которых она участвует (как сторона спора и как третья сторона), также указывает на активное использование этих процедур.

В ответ на поданную жалобу страны БРИКС в основном прибегали к переговорам, а при невозможности договориться всегда информировали о намерении исполнить решения и рекомендации третейской группы или апелляционного органа. Это свидетельствует о том, что страны БРИКС являются надежными партнерами в вопросе урегулирования споров.

За исключением Южной Африки, страны БРИКС обычно используют свои права третьей стороны для получения опыта и оказания влияния на решения и рекомендации, которые выносит орган по разрешению споров ВТО. С учетом этого Бразилия разработала сбалансированную систему, которая объединила государственный и частный секторы, а также некоторые частные фирмы и консультантов, специализирующихся на международном торговом праве. Хотя Индия и Китай также создали подобные структуры, им еще необходимо улучшить систему взаимодействия между частным и государственным секторами и укрепить ее потенциал.

Тем не менее, несмотря на то что Бразилия успешно защищала свои экономические и системные интересы, ей необходимо создать формальный канал коммуникации между частным и государственным секторами, а также расширить стратегии повышения его эффективности.

Кроме того, более активной в ВТО должна быть Южная Африка. Стране следует изучить возможности получения большего опыта для инициирования дел по защите секторов национальной экономики или системных интересов.

Бразилия и остальные страны БРИКС сделали участие в механизме разрешения споров ВТО стратегическим элементом своей торговой политики. Споры, в которых они участвуют, не только связаны с техническими или правовыми вопросами, но и вызваны политическими соображениями.

Бразилия стала лидером среди стран "Большой двадцатки" по количеству требований, направленных в отношении изменения сельскохозяйственных субсидий и политики развитых стран. Южная Африка вошла в группу NAMA, также противодействуя развитым странам. И, наконец, Бразилия, Индия, Китай и Южная Африка жестко препятствовали попыткам развитых экономик включить вопросы конкуренции, труда и окружающей среды в повестку дня ВТО.

Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка должны совместно внести предложения по изменению некоторых положений Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров. В частности, речь идет о внесении изменений в статьи, которые касаются прав третьих сторон и предоставления особого или дифференцированного режима развивающимся странам, чтобы создать благоприятные условия для реализации решений и рекомендаций ВТО посредством применения ответных мер развивающимися государствами. Страны БРИКС также являются важными игроками в системе разрешения споров ВТО. Инициируя споры, они создают новые парадигмы, в которых у третейских групп и апелляционного органа не остается других вариантов, кроме как выносить решения на фоне парализованных переговоров раунда Доха.

БРИКС и стратегическое сотрудничество в области здравоохранения. Страны БРИКС вносят реальный вклад в дело перестройки механизмов международного сотрудничества в сфере здравоохранения. Сотрудничество в данной области между самими этими странами также набирает темпы, открывая многообещающие перспективы как для повышения уровня здоровья в этих странах, так и для содействия изменениям во всем остальном мире.

Впервые министры здравоохранения БРИКС провели совещание в г. Пекине в июле 2011 г. для обсуждения своей роли в деле расширения доступа к качественным и приемлемым по цене лекарствам во всем мире. Они подписали Пекинскую декларацию, которая призывает к сотрудничеству с международными организациями, занимающимися здравоохранением, а также между этими странами. Были созданы механизмы координации деятельности между медико-санитарными органами стран БРИКС с привлечением министерства иностранных дел каждой страны, а также при содействии ВОЗ и Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС).

Второе министерское совещание состоялось в г. Нью-Дели в январе 2013 г. Оно расширило сферу сотрудничества и завершилось настоятельным призывом к укреплению сотрудничества за счет применения приемлемых по цене, равноправных и устойчивых решений как для обеспечения доступа к медицинской помощи, так и для борьбы с возникающими угрозами для здоровья.

Были созданы рабочие группы по следующим тематическим областям:

  • стратегические технологии здравоохранения для инфекционных болезней (лидирующая роль - Бразилия);
  • медицинские технологии (лидирующая роль - Российская Федерация);
  • укрепление системы медико-санитарного эпиднадзора (лидирующая роль - Индия);
  • поиск и разработка лекарств (лидирующая роль - Китай);
  • сокращение факторов риска неинфекционных заболеваний, профилактика, пропаганда здоровья и всеобъемлющий охват медико-санитарными услугами (лидирующая роль - Южная Африка).

Министры также проводили встречи в ходе совещания ООН на высоком уровне по неинфекционным заболеваниям в штаб-квартире организации в Нью-Йорке в сентябре 2011 г. и в ходе работы сессий Всемирной ассамблеи здравоохранения в г. Женеве в мае 2012 г. и 2013 г. После каждой своей встречи министры публиковали совместные коммюнике.

На последнем министерском совещании в г. Кейптауне в ноябре 2013 г. страны вновь подтвердили свою приверженность совместной работе по пяти тематическим областям и приняли Концепцию сотрудничества БРИКС по стратегическим проектам в области здравоохранения. Для целей сотрудничества намечено три направления деятельности: общественное здравоохранение, системы медико-санитарной помощи и биомедицинские науки. Министры подчеркнули важность мониторинга и оценки прогресса на пути к обеспечению всеобщего охвата медико-санитарной помощью и предусмотрели механизм мониторинга, который поможет странам отслеживать прогресс.

В целом же в партнерских отношениях между этими пятью странами сделан шаг вперед после того, как в декларациях, принятых в г. Пекине и г. Нью-Дели, были намечены смелые цели. В настоящее время ежегодные совещания министров здравоохранения БРИКС рассматриваются в качестве важной составляющей обеспечения прогресса сотрудничества между странами БРИКС. Следует отметить, что те темы, которые стали основой сотрудничества БРИКС, фактически являются синтезом самых важных вопросов, определяющих прогресс в глобальном масштабе.

Основным результатом 4-й Встречи министров здравоохранения стран БРИКС, проведенной со 2 по 5 декабря 2014 г. в г. Бразилиа, стало облегчение доступа к лекарственным средствам, предназначенным для лечения туберкулеза на территории стран БРИКС и в странах с низким уровнем дохода на душу населения. Кроме того, борьба с недостаточным питанием и обмен опытом в сфере действий по предупреждению СПИДа и лихорадки Эбола также были включены в перечень обязательств в рамках БРИКС.

План по предоставлению универсального доступа к лекарственным средствам для лечения туберкулеза планируется завершить в 2015 г., когда специалисты в области здравоохранения БРИКС разработают стратегии и определят цели, которые должны будут выполняться странами, входящими в состав альянса.

Страны БРИКС претендуют на то, чтобы к 2020 г. достичь цели, утвержденной в рамках Совместной программы ООН в отношении ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС) и ВОЗ.

Представители стран альянса выразили обеспокоенность в отношении эпидемии лихорадки Эбола и высказались в пользу создания рабочей группы для целей разработки совместного плана для борьбы с указанным заболеванием. Правительство Бразилии уже объявило о выделении 25 млн. реалов агентствам ООН для борьбы с этим заболеванием.

Другим вопросом, который получил широкое обсуждение, стало повышенное количество случаев ранней смертности людей в развивающихся странах вследствие хронических неинфекционных заболеваний (НИЗ). Министры подтвердили важность разработки стратегий, направленных на снижение факторов риска (употребление табака, неправильное питание, отсутствие физической активности и вред алкоголя), для укрепления собственных служб здравоохранения и для продвижения исследований и развития возможностей доступа к лекарственным средствам.

Совместные действия между представителями стран БРИКС оказывают серьезное воздействие на мировую карту здравоохранения, поскольку вместе эти страны представляют 43% населения всей планеты. На предыдущих встречах правительства стран - членов БРИКС заявили о необходимости устранения различных проявлений неравномерного развития в сфере здравоохранения. Одно из предложений заключается в возможности организовать сеть технологического сотрудничества в качестве некой формы продвижения передачи технологий и обеспечения доступа к лекарственным средствам. В 2013 году был принят рамочный документ БРИКС для сотрудничества в рамках стратегических проектов в области здравоохранения.

Наряду с развитием сотрудничества на глобальном уровне БРИКС выступает за координацию совместных усилий с региональными межгосударственными интеграционными объединениями.

БРИКС и преодоление глобального экономического кризиса. Экономический кризис 2008 г. драматическим образом показал, насколько страны БРИКС стали необходимыми для управления мировой экономикой. "Большая двадцатка" - сформировавшийся механизм, способный координировать реакцию на мировой кризис, но постепенно теряющий свое значение, - стала возрождаться после включения в группу стран - членов БРИКС. Впоследствии "Большая двадцатка" была объявлена основным форумом для согласования экономических действий между входящими в ее состав странами. Это случилось не только ввиду понимания того, что кризис охватывает весь мир, но и в результате признания основными развитыми странами того факта, что необходимо рассчитывать на действия и ресурсы основных развивающихся стран для того, чтобы противостоять кризису.

Привлечение стран БРИКС и других развивающихся стран к управлению международной экономикой распространилось и на другие форумы, например посредством участия всех партнеров по "Большой двадцатке" в Форуме финансовой стабильности (ФФС), который был переименован в Совет финансовой стабильности (далее - СФС), или реформирования квот МВФ и Всемирного банка, завершенного в 2010 г., чтобы обеспечить более широкое участие развивающихся государств и стран БРИКС, в частности, в управлении данными организациями. Следует обратить внимание на то, что на пленарном заседании СФС, например, страны БРИКС имеют равное количество представителей со странами "Семерки".

В обмен на привлечение членов БРИКС и других развивающихся стран к формальным и неформальным процессам принятия решений по управлению международной экономикой развитые страны ожидают быстрого принятия развивающимися экономиками равноценных обязательств, и в зависимости от их площади - даже в большем масштабе. Тем не менее страны БРИКС подчеркивают разрыв в уровне благосостояния, в связи с чем целесообразно принимать новые обязательства и обязанности постепенно, располагая при этом свободой действий. Не будучи полноправными участниками или строителями нерегулируемого либерального консенсуса, они не чувствуют себя связанными столпами данного процесса, а во многих случаях даже оспаривают их, основываясь на собственном опыте развития, который у этих государств весьма разнообразен.

Восстановление после кризиса соответственно заключается в расширении экспорта в страны БРИКС и других развивающихся рынков, особенно Китая. Результатом уравнения является коллективное давление развитых стран на Китай для целей изменения его режима обмена валюты (и, как следствие, его азиатских конкурентов), чтобы обеспечить большую значимость своей собственной валюты, что приводит к необходимости глубоких изменений в китайской модели развития.

Остальные члены БРИКС, находящиеся под меньшим давлением, но в равной степени заинтересованные в изменениях китайской системы обменного курса, а также в большей дисциплинированности со стороны эмитентов резервной валюты, высказываются в пользу изменений в международной системе обменного курса, однако участвуют в различной степени в дебатах между развитыми странами и Китаем. Американцы, в свою очередь, стремятся нейтрализовать любое эффективное обсуждение изменений в отношении валютного формирования резерва, защищая доллар, при этом ссылаясь на предпочтения рынка.

С углублением глобального экономического кризиса в еврозоне в 2011 г. усилилось впечатление, что Европейскому союзу не хватает надлежащих инструментов и сплоченности политики, чтобы стабилизировать свою валюту и снизить риск распространения неопределенности в том, что касается способности других членов обеспечивать свои суверенные долги. В сентябре 2011 г., перед ежегодным заседанием МВФ и Всемирного банка, министры финансов стран БРИКС встретились для обсуждения возможных альтернатив развития европейского кризиса. Бразильский представитель Гидо Мантега представил предложение о том, чтобы БРИКС способствовала разрешению ситуации путем приобретения долговых ценных бумаг проблемных стран и выделения специальных кредитных линий вместе с МВФ для стран, имеющих риск дефолта. Все остальные члены блока встретили данное предложение скептически, имея в виду рынки, которые в предыдущие дни спекулировали в отношении роли БРИКС в спасении Европы. Россия и Китай в действительности предпочли определить свою стратегию, основываясь на интересах внутреннего рынка, а не в рамках согласований со своими партнерами по БРИКС, так как диапазон двусторонних интересов по отношению к Европе очень разнообразен. Индия посчитала абсурдным предложение об оказании помощи богатым странам. Данный вопрос вернулся в повестку дня на заседании "Большой двадцатки", когда, помимо Бразилии, к обсуждению оказания помощи Европе через МВФ вернулись Китай и Россия. Несмотря на недостаточную согласованность, удалось достичь сближения позиций по некоторым вопросам.

Следует отметить, что БРИКС постепенно формирует собственную стратегию защиты стран - членов группы от экономического кризиса. Создание валютного Пула стран БРИКС, Договор о котором был подписан сторонами 15 июля 2014 г. в г. Форталеза (Бразилия), должно обеспечить участникам "Пятерки" большую независимость от текущей международной финансовой ситуации и существующих проблем в международных финансовых институтах.

В апреле 2015 г. Советом Федерации был ратифицирован Договор о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС. Согласно данному Договору предусматривается учреждение самоуправляемого Пула условных валютных резервов в целях противодействия фактическому или потенциально возможному краткосрочному давлению на платежные балансы стран БРИКС, оказания взаимной поддержки и дальнейшего укрепления финансовой стабильности путем использования инструмента предоставления ликвидности и превентивного инструмента.

Пул условных валютных резервов также призван способствовать укреплению глобальной системы финансовой безопасности и дополнить существующие международные валютные и финансовые договоренности.

Управление Пулом возлагается на Совет управляющих и Постоянный комитет, деятельность которых координируется стороной, председательствующей в БРИКС. Оперативное управление Пулом будет осуществлять Постоянный комитет, который будет принимать решения на основе принципа консенсуса. Ряд решений может приниматься простым большинством.

Каждый из участников Пула будет иметь право обратиться за помощью, сумма которой будет определяться специальными коэффициентами. Для Китая мультипликатор составит 0,5, то есть половину от его взноса; для ЮАР будет коэффициент 2; для Бразилии, России, Индии - соответственно 1. Использование 70% заемных средств допускается только при согласовании с МВФ стабилизационной программы. 30% от запрашиваемой суммы будут выделяться без подобного согласования.

Участие России в Договоре будет обеспечиваться за счет средств Центрального банка Российской Федерации.

В целом Пул валют БРИКС в первую очередь стоит рассматривать как один из механизмов, позволяющих более тесно объединить развивающиеся страны и снизить влияние стран Запада. Кроме того, создание собственного валютного фонда позволит странам БРИКС гарантированно получать помощь с минимальным участием МВФ, что даст возможность согласовывать размер помощи в более узком кругу государств и проводить более мягкие реформы.

БРИКС и страны Латинской Америки: перспективы регионального взаимодействия. В рамках VI Саммита БРИКС Марко Аурелио Гарсия, специальный помощник Президента Бразилии по международным вопросам, отметил важность диалога между странами БРИКС и странами Южной Америки и Карибского бассейна в укреплении многополярного мира. По его мнению, южноамериканский и карибский полюс полностью заинтересован в диалоге со странами БРИКС, что означает союз различных полюсов. Он также отметил, что международное сообщество направило значительные усилия на построение многополярного мира. Европейский союз был в свое время серьезным участником такого процесса, но несколько утратил свое значение в связи с кризисом. Южноамериканский и карибский полюс полностью заинтересован в поддержании диалога и с БРИКС, который представляет собой союз полюсов, и с Китаем, играющим огромную роль в азиатском регионе и на мировой арене.

Участники VI Саммита БРИКС встретились с главами государств и правительств Аргентины, Боливии, Чили, Колумбии, Эквадора, Гвианы, Парагвая, Перу, Суринама, Уругвая и Венесуэлы для обсуждения данного союза помимо вопросов инклюзивного роста и устойчивых решений.

"Южноамериканская интеграция и общие инициативы БРИКС являются частью одного процесса, который направлен на справедливое и сбалансированное развитие и представляет собой глобальный автономный и суверенный проект. Мы являемся руководителями стран, основным вызовом для которых является экономическое развитие и преодоление неравенства и бедности. Мы берем на себя серьезные обязательства по экономическому и социальному развитию, устойчивому с экологической точки зрения", - заявила Президент Бразилии Дилма Руссефф.

Для Дилмы Руссефф результаты VI Саммита БРИКС, Форталезская декларация и Форталезский план действий подтверждают поддержку в пользу южноамериканской интеграции и означают важность продвижения мира, демократии, устойчивого развития и преодоления бедности. Президент особо подчеркнула, что диалог между странами БРИКС и Южной Америкой будет играть важную роль в укреплении многополярного мира и международного сотрудничества.

О встречах в рамках VI Саммита лидер Бразилии говорила как об исторических решениях, заключающихся в подписании соглашений о создании Пула условных валютных резервов и об учреждении нового банка развития БРИКС. Помимо указанного сотрудничества в финансовой сфере Дилма Руссефф упомянула о том, что в рамках принятых обсуждений и решений главы государств подчеркнули масштабы социальной инклюзивности и устойчивого развития, что стало основной темой встречи в 2014 г.

"Основной целью было проиллюстрировать результаты политики, которую ведут наши страны. Наиболее четким проявлением недавнего роста является значительное сокращение бедности и неравенства. Это привело к образованию более динамичных рынков и созданию благоприятных условий для инклюзивного развития", - заявила Президент. Одной из основных тем встречи стало укрепление и согласование действий в пользу образования международного порядка, способствующего процессам развития.

Выводы. В силу подключения БРИКС к решению общемировых проблем данное объединение осуществляет взаимодействие с различными международными организациями и межгосударственными объединениями глобального и регионального уровня. Сфера сотрудничества достаточно широка и включает в себя здравоохранение, торговлю, финансы, образование и др.

Осуществление взаимодействия БРИКС с другими международными организациями направлено на реализацию главной ее цели - содействие установлению многополярного мира и налаживание диалога между странами различных регионов, что позволит решать многие общественно значимые вопросы путем консенсуса и в направлении достижения баланса интересов.

БРИКС продолжает инвестировать в реформу многосторонней системы мирового управления. Такая реформа должна способствовать устойчивому развитию, укреплению региональных экономических и политических механизмов, сбалансированности между регионами. В соответствии с данными задачами необходимо трансформировать международные институты и организации. Важно учитывать, что модель современного межгосударственного взаимодействия должна способствовать гармонизации решений между великими державами, но не приводить к санкционированию, ограничению или сужению поля действий различных государств.

БРИКС является продуктивным механизмом согласования воль государств в тех областях, где их интересы совпадают, и влиятельным инструментом в рамках некоторых многосторонних форумов, таких как МВФ, Всемирный банк и "Большая двадцатка", может быть, даже ООН. В любом случае имя организации служит во благо ее членам.

Следует отметить, что при выборе параметров сотрудничества известны случаи использования БРИКС опыта других интеграционных объединений. Например, при организации Сетевого университета БРИКС, учрежденного для совместной реализации актуальных образовательных программ и проведения совместных научных исследований, используются принципы, реализованные в сетевых университетах ШОС и СНГ.

Представляется целесообразным продолжение взаимодействия БРИКС с региональными интеграционными объединениями, в том числе с ЕАЭС. Форматом такого сотрудничества может быть установление принципов взаимодействия, заключение декларации о сближении и совместной деятельности. Все это целесообразно отразить в Декларации по итогам VII Саммита БРИКС в г. Уфе (Россия) в июле 2015 г. Следует отметить, что современная практика демонстрирует тенденцию выработки соглашений о сотрудничестве между институционально непохожими и географически отдаленными межгосударственными союзами (например, разработка соглашений о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Общим рынком стран Южной Америки (МЕРКОСУР), между ЕАЭС и Кореей). Все это еще раз подтверждает идею о поиске государствами новых форматов общения на мировой арене, о попытке создания ими новых институтов и финансовых механизмов, которые способны привести к трансформации сложившейся системы международных организаций.

Глава 5. Международно-правовое обеспечение сотрудничества БРИКС с субъектами международного права