Общая характеристика и история становления. БРИКС - это платформа для диалога и сотрудничества между странами в интересах содействия миру, безопасности и развитию в условиях многополярного, взаимосвязанного и все более глобализирующегося мира.

Идею о целесообразности взаимодействия в формате России, Индии и Китая (РИК) впервые высказал еще в декабре 1998 г. премьер-министр Российской Федерации Е. Примаков в ходе официального визита в Индию. Первые встречи министров иностранных дел в трехстороннем формате прошли во время сессий Генеральной Ассамблеи ООН в г. Нью-Йорке в 2003 - 2005 гг., а также в г. Алма-Ате в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в октябре 2004 г.

Согласно Совместному коммюнике по итогам встречи министров иностранных дел 24 октября 2007 г. трехстороннее сотрудничество нацелено на содействие гармонии и взаимопониманию в мире, на нахождение большего числа точек соприкосновения в условиях существующего разнообразия интересов. При этом определены следующие цели сотрудничества:

  • укрепление сотрудничества во всех областях, в том числе в рамках региональных организаций и диалоговых структур, на благо народов Азии;
  • развитие сотрудничества в гуманитарной области между странами, в том числе в сфере науки и образования, здравоохранения и медицины, в сфере защиты окружающей среды;
  • развитие сотрудничества в экономической сфере, в том числе в сфере энергобезопасности, кооперация в сферах высоких технологий, инноваций и космоса;

Сотрудничество в сфере сельского хозяйства осуществляется путем проведения трехсторонних встреч между экспертами стран-участников. 8 апреля 2008 г. в г. Пекин (КНР) состоялся форум по сотрудничеству в области сельского хозяйства, который стал важным шагом в определении приоритетных направлений по кооперации.

  • формирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе открытой, прозрачной архитектуры безопасности и сотрудничества, борьба с терроризмом, в том числе с нелегальным оборотом наркотиков и транснациональной организованной преступностью.

Трехсторонний формат взаимодействия, несмотря на дальнейшее сотрудничество стран уже в рамках БРИК - БРИКС, продолжается и в настоящее время.

Первая отдельная встреча руководителей МИД РИК состоялась 2 июня 2005 г. в г. Владивостоке (Россия). Основные итоги по результатам встреч в рамках РИК оформляются в виде Совместных коммюнике по итогам трехсторонних встреч министров иностранных дел Китайской Народной Республики, Республики Индии и Российской Федерации (например, коммюнике от 24 октября 2007 г., г. Харбин (КНР); от 13 апреля 2012 г., г. Москва (Россия); от 2 июня 2005 г., г. Владивосток (Россия); от 15 мая 2008 г., г. Екатеринбург (Россия); от 27 октября 2009 г., г. Бангалор (Индия); от 15 ноября 2010 г., г. Ухань (КНР), и т.д. С 2013 года был запущен новый механизм сотрудничества - регулярные консультации Высоких представителей России, Индии и Китая, курирующих вопросы безопасности.

Первое практическое взаимодействие уже в формате "четверки" (БРИК - Бразилия, Россия, Индия, Китай) началось в сентябре 2006 г., когда по инициативе Президента России В.В. Путина на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в г. Нью-Йорке была проведена встреча глав внешнеполитических ведомств Бразилии, России, Индии и Китая, итогом которой стало подтверждение сторонами заинтересованности в развитии многопланового четырехстороннего сотрудничества четырех государств.

Во время второй встречи на уровне министров иностранных дел стран БРИК на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 24 сентября 2007 г. было положено начало осуществлению на постоянной основе четырехстороннего взаимодействия по линии МИД. В частности, было принято решение о проведении ежегодных полноформатных встреч руководителей внешнеполитических ведомств поочередно в каждой из стран, а также о налаживании регулярных контактов на уровне заместителей министров иностранных дел, по линии посольств и постоянных представительств в ключевых для многосторонней дипломатии пунктах.

Важную роль в развитии четырехстороннего диалога сыграла инициатива правительства г. Санкт-Петербурга, организовавшего в мае 2008 г. международную конференцию "БРИК: прорыв в глобальную экономику XXI века" с участием представителей муниципальных властей и ведущих университетов городов-побратимов г. Санкт-Петербурга в Бразилии (г. Рио-де-Жанейро), Индии (г. Мумбаи) и Китае (г. Шанхай и г. Циндао). Именно тогда было принято решение о проведении таких конференций на постоянной (ежегодной) основе. Кроме того, для неформального обсуждения актуальных вопросов мирового развития и четырехстороннего взаимодействия на конференции был образован Форум общественности стран БРИК. Уже в декабре 2008 г. (8 - 9 декабря) в г. Москве прошла первая конференция "Страны БРИК на политической карте мира: новые вызовы" с участием представителей экспертно-политических центров и внешнеполитических ведомств четырех стран.

9 июля 2008 г. в период проведения форума "Группы восьми" в Японии по инициативе российской стороны состоялась встреча лидеров четырех стран, на которой была достигнута договоренность о подготовке первого полномасштабного саммита БРИК.

В дополнение к контактам внешнеполитических ведомств было установлено сотрудничество между министерствами финансов. Так, 7 ноября 2008 г. в г. Сан-Паулу (Бразилия), накануне проведения международного форума "Группы двадцати", прошла первая встреча руководителей финансовых ведомств четырех стран, результатом которой стало подписание совместного коммюнике с изложением общих подходов к проблематике мировой экономики, включая причины и пути преодоления глобального финансового кризиса. Кроме того, было принято решение о проведении регулярных встреч министров финансов стран БРИК, а также об установлении постоянных контактов на уровне заместителей министров.

Как было указано ранее, 16 июня 2009 г. в г. Екатеринбурге прошел первый саммит стран БРИК. Участие в саммите приняли Президент России Дмитрий Медведев, Президент Бразилии Луис Лула да Силва, Премьер-министр Индии Манмохан Сингх, Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао.

После присоединения к формату БРИК Южно-Африканской Республики на третьем саммите в Китае в 2011 г. было принято решение об изменении формата БРИК на БРИКС. Как отметил Президент РФ В.В. Путин в ходе встречи с Президентом ЮАР Д. Зумой, "отношения между Россией и Южно-Африканской Республикой имеют особый характер. Это ведущий наш партнер на африканском континенте. Мы развиваем наши отношения в рамках международных организаций, в том числе в рамках БРИКС. Мы многое должны сделать для того, чтобы эта организация приобрела действенный характер. Была действенным и эффективным инструментом развития наших экономик".

Более того, по мнению ученых, "вхождение ЮАР - крупнейшего развивающегося государства на африканском континенте в содружество БРИКС - свидетельствует о росте авторитета и влияния этого объединения как на континентальном уровне (в Евразии, Южной Америке, Африке), так и во всем мире".

Вместе с тем, по крайней мере в ближайшее время, дальнейшего расширения состава участников БРИКС не предвидится. Более того, как сообщает ТАСС со ссылкой на координатора МИД по вопросам БРИКС В. Лукова, "в БРИКС действует мораторий даже на обсуждение приема новых кандидатур". При этом, сославшись на опыт Европейского союза, дипломат пояснил, что "погоня за количеством пока никого до добра не доводила".

Формат взаимодействия и организационная структура. За время активного сотрудничества стран - участников БРИКС (БРИК) были определены основные форматы взаимодействия, в числе которых следует назвать ежегодные саммиты (Россия 2009 г. (БРИК) - Бразилия 2010 г. (БРИК) - КНР 2011 г. (БРИКС) - Индия 2012 г. (БРИКС) - ЮАР 2013 г. (БРИКС) - Бразилия 2014 г. (БРИКС)); неформальные встречи лидеров; встречи Высоких представителей по вопросам национальной безопасности, встречи министров иностранных дел, министров финансов, министров сельского хозяйства, министров здравоохранения, министров экономики и торговли; министров образования; министров науки и технологий; министров сельского хозяйства; министров по вопросам социального обеспечения, руководителей статистических ведомств, представителей антимонопольных ведомств, финансовых и налоговых органов, доверенных лиц (шерпов) стран БРИКС, породненных городов и муниципальных образований и т.д.

Важную роль в механизме сотрудничества государств БРИКС играет рабочее взаимодействие их постоянных представительств при ООН в г. Нью-Йорке, при международных организациях в г. Женеве, в г. Вене и при ЮНЕСКО в г. Париже.

Также предусмотрены: создание рабочих групп по сотрудничеству в сфере сельского хозяйства, здравоохранения, по науке и технике, по международной информационной безопасности; встречи руководителей высших (верховных) судов, руководителей центральных избирательных комиссий, представителей администраций городов и регионов-партнеров, кооперативных объединений стран БРИКС.

На регулярной основе проводятся заседания: экспертов по вопросам борьбы с наркотиками, по сотрудничеству в области борьбы с коррупцией; экспертной группы по торговле и экономике.

Кроме того, в рамках БРИКС действуют: форумы по вопросам урбанизации; банковский, гражданский, молодежный и профсоюзный форумы; бизнес-форум; деловой совет; биржевой альянс; семинар по вопросам народонаселения и консорциум научных центров. Так, в преддверии ежегодных саммитов проводятся:

  • Форум межбанковского объединения государств-участников;
  • Международная научная конференция по проблемам развития БРИКС;
  • Международная конференция по конкуренции под эгидой БРИКС;
  • Форум молодых лидеров стран БРИКС;
  • Международный молодежный форум стран БРИКС;
  • Академический форум БРИКС;
  • Форум сотрудничества породненных городов и местных администраций стран БРИКС;
  • Бизнес-форум;
  • Финансовый форум.

Отметим, что в преддверии VII Саммита стран БРИКС (8 - 10 июля 2015 года (г. Уфа, Башкортостан (Россия)) в Москве 7 - 8 июня состоялся первый Межпарламентский форум БРИКС. В связи с этим спикер Государственной Думы РФ С. Нарышкин подчеркнул, что "парламентское взаимодействие в рамках группы БРИКС будет способствовать укреплению партнерства и взаимодействия между нашими странами и укреплению группы в целом".

В статье 13 Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС, утвержденной Президентом Российской Федерации 9 февраля 2013 г., указано, что "базой для развития взаимодействия Российской Федерации с партнерами по БРИКС в многостороннем формате являются дружественные двусторонние отношения, существующие у России с каждым из государств - участников объединения. Таким образом, Российская Федерация исходит из того, что сотрудничество в рамках БРИКС по конкретным вопросам не должно подменять уже сложившиеся двусторонние связи с входящими в него государствами".

Ранее в монографии отмечалось, что в основе взаимодействия стран в рамках БРИКС нет учредительных актов, у БРИКС нет штаб-квартиры, секретариата и т.д. Кроме того, БРИКС не обладает международной правосубъектностью, что не позволяет отнести его к международным межправительственным организациям, поэтому было предложено отнести БРИКС к так называемой международной квазиорганизации. Причем подобный формат межгосударственного взаимодействия "...может свидетельствовать как о неготовности входящих в БРИКС государств к более глубокой интеграции, так и о том, что данный формат сотрудничества придает необходимую гибкость используемым механизмам".

Однако, несмотря на отсутствие статуса региональной организации, формат БРИКС позволяет реализовывать его членам ряд важнейших международных инициатив.

На ежегодных саммитах принимаются Планы действий, по итогам саммитов - совместные заявления, декларации, меморандумы и соглашения.

По итогам первого саммита (16 июня 2009 г. в г. Екатеринбурге, Россия) были приняты следующие документы:

  1. Совместное заявление лидеров стран БРИК;
  2. Совместное заявление стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности.

Второй саммит БРИК был проведен 15 - 16 апреля 2010 г. в г. Бразилиа (Бразилия). Тогда были приняты следующие документы:

  1. Совместное заявление глав государств и правительств стран - участников второго саммита БРИК;
  2. Меморандум о сотрудничестве между государственными финансовыми институтами развития и поддержки экспорта стран - членов БРИК.

По итогам проведения третьего саммита БРИКС (13 - 14 апреля 2011 г. в г. Санья на острове Хайнань, Китай) были приняты:

  1. Декларация по итогам III Саммита БРИКС;
  2. Соглашение о финансовом сотрудничестве в рамках межбанковского механизма БРИКС;
  3. Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания пунктов деловых контактов БРИКС.

Следующий саммит, четвертый по счету, состоялся 28 - 29 марта 2012 г. в г. Нью-Дели (Индия). В результате были приняты:

  1. Делийская декларация;
  2. Многостороннее соглашение о подтверждении аккредитивов;
  3. Генеральное соглашение о предоставлении кредитов в национальных банках.

Пятый саммит стран - участников БРИКС состоялся 26 - 27 марта 2013 г. в г. Дурбан (ЮАР). В итоге были приняты следующие документы:

  1. Этеквинская декларация и Этеквинский план действий;
  2. Многостороннее соглашение о софинансировании сотрудничества в сфере "зеленой экономики";
  3. Соглашение о софинансировании инфраструктурных проектов в Африке;
  4. Декларация о создании делового совета БРИКС;
  5. Декларация об учреждении консорциума экспертных центов стран БРИКС.

15 - 16 июля 2014 г. в г. Форталеза и г. Бразилиа (Бразилия) прошел VI Саммит БРИКС, в результате которого были приняты:

  1. Форталезская декларация;
  2. Соглашение о создании Нового банка развития стран БРИКС;
  3. Договор о создании Пула условных валютных резервов БРИКС.

Еще раз подчеркнем, что на V Саммите БРИКС в южноафриканском г. Дурбане была принята Декларация о создании Делового совета БРИКС, в соответствии с которой Деловой совет БРИКС учреждается как форум для содействия в продвижении торговых связей и инвестиций, делового сотрудничества, передачи и развития технологий, формирования многостороннего партнерства в сфере инвестиций в третьи страны и в многосторонние коммерческие проекты. Для достижения поставленных целей Деловой совет обеспечивает ведение постоянного диалога между деловыми кругами и правительствами стран БРИКС, выявляет проблемы и трудности, сдерживающие дальнейший рост экономических, торговых, деловых и инвестиционных связей между странами БРИКС и предлагает пути их разрешения.

Председателем Делового совета на основе ежегодной ротации является представитель от страны, принимающей саммит БРИКС. Совет состоит из 25 назначенных членов, по 5 членов представляют различные секторы промышленности и услуг от каждой страны БРИКС. По согласованию с руководителями каждой из делегаций председатель созывает заседания, определяет приоритетные области, программу действий и ключевые задачи на год своего председательствования. Кроме того, он уполномочен принимать решения о создании рабочих групп. Председатель Совета и председатели/руководители деловых делегаций могут приглашать для участия в заседаниях Делового совета в качестве ассоциированных членов/почетных гостей глав компаний и других коммерческих организаций. Члены Делового совета в письменной форме должны информировать Секретариат об участии в заседаниях Делового совета назначенных ими заместителей.

Заседания Делового совета БРИКС проводятся не реже двух раз в год. Проведение заседания может быть инициировано членами Делового совета или всеми председателями/главами делегаций БРИКС. Решения Делового совета принимаются консенсусом, при этом кворум на заседаниях должен составлять 80% членов Делового совета. После окончания заседания Деловой совет предоставляет правительствам стран БРИКС рекомендации/отчеты, а также выносит вопросы для обсуждения на межправительственных заседаниях.

Напомним, что в рамках VI Саммита БРИКС в г. Форталеза (Бразилия) было принято Соглашение о создании Нового банка развития стран БРИКС. Следует отметить, что, по сообщению официального сайта партии СИРИЗА, заместитель Министра финансов России С. Сторчак пригласил Грецию стать шестым членом Нового банка развития БРИКС. Премьер-министр Греции А. Ципрас подчеркнул заинтересованность Греции в сделанном предложении, обсудить которое с лидерами стран БРИКС он планирует в Санкт-Петербурге во время визита премьера для участия в Петербургском международном экономическом форуме 18 - 20 июня 2015 г.

В рамках V Академического форума БРИКС 8 - 9 марта 2013 г. в Университете Дурбана (ЮАР) состоялась пятисторонняя встреча представителей национальных экспертных центров БРИКС, результатом которой стало образование Совета экспертных центров БРИКС (СЭЦ БРИКС) (BRICS Think Tanks Council - BTTC). Цель его создания заключается в совместной работе над подготовкой проекта повестки саммитов стран БРИКС. При этом СЭЦ также позиционируется как платформа для дальнейшего независимого анализа, поиска стратегических решений и составления планов действий, способствующих реализации полномасштабной стратегии БРИКС.

Первый форум Совета экспертных центров стран БРИК (в формате "второй дорожки", объединяющей ученых и чиновников в личном качестве) был созван по инициативе Фонда "Русский мир" в г. Москве (декабрь 2008 г.), то есть еще до первого саммита БРИК в г. Екатеринбурге. Так зародилась традиция, оказавшаяся весьма плодотворной. В последующие годы форумы экспертных центров сопровождали каждый саммит стран БРИКС (Бразилия, Китай, Индия). В марте 2012 г. в г. Нью-Дели было подписано Соглашение о сотрудничестве головных академических центров стран БРИКС, предусматривающее обмен информацией, организацию совместных мероприятий, исследований и публикаций, создание виртуального секретариата.

Областью совместных исследований СЭЦ БРИКС является содействие сотрудничеству в экономическом росте и развитии, обеспечение мира и безопасности, продвижение социальной справедливости, устойчивого развития и повышения качества жизни, политическое и экономическое регулирование, достижение прогресса путем развития образования и обмена инновациями и знаниями.

При этом в каждом государстве - участнике БРИКС были созданы национальные исследовательские институты:

  1. в Бразилии - Институт прикладных экономических исследований (IPEA);
  2. в Российской Федерации - Национальный комитет по исследованию БРИКС (НКИ БРИКС) в 2011 г. (в целях исполнения утвержденного Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 24 мая 2011 г. Плана мероприятий по реализации договоренностей, достигнутых на саммите БРИКС в г. Санья (КНР);
  3. в Индии - Индийский исследовательский центр "Observer Research Foundation" (ORF);
  4. в Китае - Китайский центр исследований современного мира (CCCWS);
  5. в Южно-Африканской Республике - Южноафриканский совет по гуманитарным наукам и исследованиям (HSRC).

Отметим, что эти усилия находят поддержку и понимание правительств, поскольку именно такой канал общения особенно важен для формирования взаимопонимания и поиска компромиссных подходов научных сообществ, которые долгое время были изолированы друг от друга.

Основные цели и направления сотрудничества. Цели и направления сотрудничества стран БРИКС определены в совместных заявлениях, принимаемых на ежегодных саммитах. Следует отметить, что в заключительном документе, принимаемом по итогам каждого саммита, вновь формулируемые цели и направления взаимодействия членов "четверки" (а в дальнейшем и "пятерки") свидетельствуют о сближении и расширении круга их совместных интересов.

Не случайно в связи с этим в доктрине было сказано, что изначально БРИКС рассматривался скорее как площадка для контактов лидеров вначале четырех, а затем и пяти стран. И только буквально недавно "разговоры о более тесной экономической интеграции этих государств стали обретать более зрелые формы..."

Так, изначально в совместном заявлении лидеров стран-участников по итогам первого саммита стороны высказали заинтересованность в дальнейшей координации взаимодействия в следующих областях:

  • в процессе формирования многополярного мира;
  • в поддержке идей и инициатив в отношении новой системы устойчивого роста;
  • в укреплении и большей координации сотрудничества в энергетической сфере с участием производителей, потребителей и стран - транзитеров энергоресурсов;
  • в развитии сотрудничества между странами в социально значимых областях и укреплении усилий по предоставлению международной гуманитарной помощи и уменьшению опасности стихийных бедствий;
  • в области науки и образования, в том числе в целях проведения фундаментальных исследований и разработки передовых технологий;
  • в развитии последовательного, активного, прагматичного, открытого и транспарентного диалога и сотрудничества между странами-участниками.

При этом в экономической сфере были установлены следующие цели: продвижение реформы международных финансовых институтов с тем, чтобы она отражала изменения в мировой экономике; реформирование финансово-экономической архитектуры, основанной на принципах демократичности и прозрачности принятия и выполнения решений в международных финансовых организациях; создание эффективной правовой базы; совместимость деятельности эффективных национальных институтов регулирования и международных органов, устанавливающих стандарты; укрепление управления рисками и надзорной практики; улучшение международной торговли и инвестиционного климата; укрепление координации и сотрудничества государств в энергетической области; международное сотрудничество в сфере повышения энергоэффективности.

В социальной сфере: сотрудничество в социально значимых областях, предоставление международной гуманитарной помощи и уменьшение опасности стихийных бедствий; развитие многосторонних природоохранных соглашений; сотрудничество в области науки и образования.

В сфере безопасности: продвижение демократического и справедливого многополярного миропорядка, основанного на верховенстве международного права, равноправии, взаимном уважении, сотрудничестве, скоординированных действиях и коллективном принятии решений всеми государствами; мирное разрешение споров в международных отношениях; противодействие терроризму; развитие многосторонней дипломатии при центральной роли ООН в борьбе с глобальными вызовами и угрозами; развитие последовательного, активного, прагматичного, открытого и транспарентного диалога и сотрудничества, строительства гармоничного мира, в котором были бы обеспечены прочный мир и общее процветание.

Существенное расширение областей взаимного интереса наблюдается уже в совместном заявлении лидеров стран-участников и правительств стран, сделанном по результатам уже второго саммита. В соответствии с заявлением стороны высказали заинтересованность в секторальном сотрудничестве в следующих областях:

  • проведение первой встречи министров сельского хозяйства и сельскохозяйственного развития;
  • проведение встреч министров финансов и руководителей центральных банков;
  • проведение встреч высоких представителей по вопросам безопасности;
  • реализация первой программы обменов по линии судов стран БРИК - в марте 2010 г. в Бразилии - после подписания в 2009 г. Протокола о намерениях между верховными судами стран БРИК;
  • проведение первой встречи представителей банков развития;
  • проведение первой встречи руководителей статистических ведомств;
  • проведение конференции антимонопольных ведомств;
  • проведение первой встречи представителей кооперативных объединений;
  • проведение первого бизнес-форума;
  • проведение конференции исследовательских центров;
  • совместное исследование национальных статистических служб;
  • технико-экономическая проработка проекта создания совместной энциклопедии стран БРИК.

В Декларации, принятой по итогам III Саммита БРИКС, были объявлены новые области сотрудничества стран БРИКС:

  • проведение первого Форума сотрудничества породненных городов и местных администраций стран БРИКС в 2011 г. в Китае;
  • проведение встречи министров здравоохранения в 2011 г. в Китае;
  • проведение совместных исследований по экономическим и торговым вопросам;
  • осуществление сотрудничества в области культуры на основе соглашения между лидерами государств БРИКС;
  • стимулирование сотрудничества в области спорта;
  • изучение возможности сотрудничества в сфере "зеленой экономики";
  • проведение встречи старших должностных лиц для обсуждения путей развития научно-технического и инновационного сотрудничества в формате БРИКС, включая создание рабочей группы по сотрудничеству в фармацевтической отрасли;
  • учреждение в ЮНЕСКО группы БРИКС-ЮНЕСКО с целью выработки общих стратегий в рамках мандата данной Организации.

В Делийской декларации были определены следующие области сотрудничества стран БРИКС:

  • многостороннее энергетическое сотрудничество в рамках БРИКС;
  • разработка общей научной оценки и долгосрочной стратегии БРИКС;
  • диалог о молодежной политике государств - участников БРИКС;
  • сотрудничество по вопросам, связанным с народонаселением.

По итогам V Саммита стран БРИКС был принят Этеквинский план действий, в котором были объявлены новые области сотрудничества в рамках объединения БРИКС:

  • форум БРИКС по вопросам публичной дипломатии;
  • сотрудничество стран БРИКС в области борьбы с коррупцией;
  • государственные корпорации / государственные предприятия стран БРИКС;
  • национальные ведомства по контролю за оборотом наркотиков;
  • виртуальный секретариат БРИКС;
  • диалог стран БРИКС по вопросам молодежной политики;
  • туризм;
  • энергетика;
  • спорт и проведение крупных спортивных мероприятий.

В принятом по результатам VI Саммита стран Форталезском плане действий установлены следующие области сотрудничества:

  • взаимное признание документов о высшем образовании и дипломов;
  • трудовые ресурсы и занятость, социальное обеспечение, государственная политика в области социальной интеграции;
  • диалог по вопросам планирования внешней политики;
  • страхование и перестрахование;
  • семинар экспертов по вопросам электронной торговли.

По заявлениям российских дипломатов, "в ходе председательства России в БРИКС планируется открыть новые треки многостороннего отраслевого взаимодействия".

В обращении главы государства В.В. Путина, в частности, говорится следующее: "Россия имеет в виду уделить приоритетное внимание и финансово-экономическому взаимодействию в рамках БРИКС. В частности, намерены поддержать принятие Стратегии экономического партнерства стран объединения, будем способствовать запуску работы Нового банка развития и Пула условных валютных резервов. Естественно, предпримем шаги по расширению сотрудничества в области энергетики, горнодобывающей промышленности, информационных и коммуникационных технологий.

Будем также продвигать гуманитарные контакты - в сферах образования, культуры, науки и здравоохранения. В период российского председательства состоятся Молодежный саммит БРИКС и Глобальный университетский саммит, будет учрежден Сетевой университет БРИКС. Рассмотрим возможности налаживания межпарламентского диалога - в его рамках законодатели могли бы принимать непосредственное участие в решении стоящих перед объединением задач".

В Концепции председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015 - 2016 гг. обозначены следующие цели:

  • укрепление положения БРИКС и на этой основе наращивание международно-политических и экономических позиций нашей страны в целом на мировой арене;
  • продвижение решений наиболее острых международно-политических проблем, представляющих приоритетное значение для России и ее партнеров по БРИКС (региональные конфликты, борьба с международным терроризмом, наркоугрозой), с опорой на консолидированные подходы стран "пятерки";
  • укрепление позиций БРИКС в международной системе за счет расширения и придания развитого стабильного характера внешним связям объединения, в том числе на евразийском пространстве;
  • достижение с опорой на БРИКС прогресса в реформировании международной валютно-финансовой системы, в первую очередь МВФ;
  • дальнейшее развитие многостороннего финансового сотрудничества в рамках БРИКС, включая полноценный запуск работы Банка развития БРИКС и Пула валютных резервов стран форума;
  • выявление принципиально новых сфер деятельности БРИКС - парламентской, культурной, информационной и молодежной;
  • продвижение инициатив по совершенствованию БРИКС и осуществление практических мер по постепенной институционализации объединения;
  • повышение эффективности работы БРИКС за счет усиления отчетности о выполнении государствами-участниками принятых ими ранее обязательств.

По информации координатора МИД по вопросам БРИКС В. Лукова, в целях принятия на VII Саммите стран БРИКС по инициативе России совместно с Китаем в настоящее время готовится документ, определяющий четкие и долгосрочные ориентиры отраслевого и общеконцептуального характера для развития экономического сотрудничества стран БРИКС. Предполагается, что документ охватит порядка двадцати отраслей - от топливно-энергетического комплекса до телекоммуникационной сферы, при этом его реализация будет предусматривать участие как крупных компаний, так и малых и средних предприятий.

Аналитики также предполагают, что "саммит должен определить новые сферы взаимодействия и сформулировать предложения для поступательности развития экономик стран БРИКС". Вместе с тем авторы подчеркивают, что такое взаимодействие "должно быть подчинено национальным интересам внутреннего странового "развития", которые находят свое отражение в стратегиях национальных экономических политик стран БРИКС".

В связи с этим целесообразно проанализировать Концепцию участия Российской Федерации в объединении БРИКС, которая была утверждена Президентом Российской Федерации 9 февраля 2013 г. В названном документе указаны следующие стратегические цели Российской Федерации в БРИКС:

  • используя общность подходов государств - участников БРИКС к коренным вопросам реформы международной валютно-финансовой системы, способствовать приданию ей более справедливого, стабильного и эффективного характера, что улучшит внешние условия для развития экономики и финансовой системы Российской Федерации и других государств - участников БРИКС;
  • опираясь на приверженность государств - участников БРИКС принципу верховенства права в международных отношениях, последовательно расширять внешнеполитическое сотрудничество с участниками объединения в интересах укрепления мира и безопасности на основе уважения суверенитета и территориальной целостности других государств и невмешательства в их внутренние дела;
  • используя участие в БРИКС, укреплять многовекторный характер внешней политики Российской Федерации и таким образом усиливать устойчивость международного положения государства;
  • опираясь на членство в БРИКС, развивать привилегированные двусторонние отношения с партнерами Российской Федерации по объединению, что позволит полнее задействовать преимущества взаимодополняющих возможностей сотрудничества с государствами - участниками БРИКС в различных сферах;
  • используя участие в БРИКС, расширять российское языковое, культурное и информационное присутствие в крупнейших странах мира - партнерах Российской Федерации по объединению.

Сотрудничество в экономической сфере. БРИКС позиционирует себя прежде всего как экономическая организация, соответственно вопросы взаимодействия в экономической сфере занимают приоритетное место в ее деятельности.

Также нельзя не отметить тот факт, что весьма эффективными являются мероприятия, проводимые на уровне министерств и ведомств, а также на уровне бизнес-структур.

В рамках III Саммита БРИКС состоялся Деловой форум БРИКС, по результатам проведения которого был принят Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания пунктов деловых контактов БРИКС, в котором единогласно признали важность механизма сотрудничества БРИКС и его долгосрочные перспективы, а также пришли к соглашению о том, что Деловой форум БРИКС, который служит важной площадкой для практического сотрудничества, будет созываться одновременно с ежегодным Саммитом лидеров БРИКС.

В пункте 47 Делийской декларации, принятой на IV Саммите, результаты данной инициативы по созданию Делового совета были положительно оценены: "Мы выражаем удовлетворение фактом созыва III Делового форума БРИКС и II Финансового форума и отмечаем их роль в стимулировании торговых отношений между нашими странами. В этом контексте мы приветствуем учреждение Биржевого альянса БРИКС - совместной инициативы сотрудничающих фондовых бирж стран БРИКС". В ст. 46 Делийской декларации было объявлено об обнародовании Экономического исследования стран БРИКС, подготовленного с "особым вниманием" к синергетическому взаимодействию и взаимодополняемости экономик стран БРИКС.

В рамках принятых по итогам проведения саммитов стран БРИКС Этеквинской декларации (ст. 19) и Форталезской декларации (ст. 23) было заявлено о признании странами БРИКС основополагающей роли малых и средних предприятий (далее - МСП). МСП являются основными создателями рабочих мест и благосостояния. В связи с этим страны приняли решение о сотрудничестве в области МСП и признали необходимость содействия развитию диалога между соответствующими министерствами и ведомствами, отвечающими за данную сферу, особенно в целях продвижения международных обменов и сотрудничества, а также поддержки инноваций, научных исследований и разработок.

Страны БРИКС наращивают потенциал сотрудничества и в таможенной сфере. Так, 8 марта 2013 г. в г. Бела-Бела (провинция Лимпопо, ЮАР) состоялось первое заседание глав таможенных служб стран БРИКС. В рамках данной встречи стороны договорились о следующем:

  1. В области таможенного сотрудничества стороны осознают необходимость развития партнерства между таможней и бизнесом путем диалога для достижения лучшего понимания и решения проблем, а также укрепления партнерства стран БРИКС с различными международными организациями.
  2. В отношении наращивания потенциала стороны готовы сотрудничать путем подготовки кадров и обмена кадрами, применения технологий и совместного использования ресурсов, знаний и опыта для достижения поставленных целей.
  3. В рамках сотрудничества по таможенным вопросам на международных форумах стороны решили создать таможенный механизм в рамках БРИКС, включая сеть атташе в г. Брюсселе и других городах, имеющих стратегическое значение, который будет использоваться для определения общих интересов, выработки общих решений и для обеспечения регулярного взаимодействия, особенно перед важными международными встречами. Этот механизм будет использоваться для поддержки важных инициатив, направленных на развитие таможенных служб в XXI в.
  4. В вопросе взаимопомощи таможенных служб и обмена таможенной информацией стороны обязуются создать юридическую базу и основные положения рабочего процесса для оказания взаимной административной помощи таможенными службами стран группы БРИКС и для обмена таможенной информацией для борьбы с незаконными видами деятельности с целью защиты доходов и общественных интересов путем разработки согласованного подхода к улучшению оказания помощи и обмена информацией в представляющих взаимный интерес областях.
  5. В области обеспечения законной торговли между странами БРИКС стороны договорились о том, что необходимо обмениваться информацией, касающейся таможенных данных, и информацией по тарифам, а также информацией в других областях, имея в виду дальнейшее улучшение торговли и снижение таможенных административных нагрузок на торговых партнеров. Кроме того, осуществлять обмен опытом и лучшими практиками работы, направленными на упрощение и улучшение таможенных процедур и основанными на использовании современных технологий и методов.
  6. В области вопросов управления стороны приняли решение продолжать процесс сотрудничества и создать Рамочную структуру управления согласно общим обязательствам, принятым на себя странами группы БРИКС. Было предложено проводить ежегодную встречу глав таможенных служб стран группы БРИКС, результаты работы которой будут предоставляться другим проводимым в рамках БРИКС форумам, включая встречи на высшем уровне. Проведение встреч глав таможенных служб стран группы БРИКС организуется рабочей группой таможенных служб, которая работает под руководством глав таможенных служб стран группы БРИКС.

Нельзя также не отметить успешный диалог между налоговыми службами государств-участников. Так, 18 января 2013 г. в г. Нью-Дели руководителями налоговых служб было подписано коммюнике по вопросам налоговой политики и налогового администрирования, в соответствии с которым планируется разработка международных стандартов по международному налогообложению и трансфертное ценообразование с учетом стремления развивающихся стран в целом и БРИКС в частности; обмен передовым опытом и наращивание потенциала; обмен информацией и учет практики по вопросам уклонения от уплаты налогов, включая злоупотребление налоговыми льготами и вывод прибыли через сложные многослойные схемы; разработка механизма БРИКС для противодействия неуплате налогов; продвижение эффективного обмена информацией.

При этом в ст. 17 Форталезской декларации была подтверждена приверженность совместному подходу к решению вопросов, связанных с налоговым администрированием, а также стремление расширять сотрудничество в рамках международных форумов, посвященных проблемам размывания налогооблагаемой базы и вопросам обмена информацией в налоговых целях.

Успешными являются промышленная и научно-техническая области сотрудничества стран БРИКС. В статье 28 Декларации, принятой по итогам III Саммита стран БРИКС, было заявлено о том, что стороны намерены изучить возможности сотрудничества в сфере науки, техники и инноваций, включая мирное использование космоса. Уже в сентябре 2011 г. в г. Далянь (Китай) на встрече должностных лиц по научно-техническому сотрудничеству был взят курс на увеличение потенциала научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также инноваций в странах БРИКС.

10 февраля 2014 г. на Совещании министров стран БРИКС по вопросам науки, технологии и инноваций была принята Кейптаунская декларация, направленная на укрепление и развитие сотрудничества в данной области. На II Встрече министров науки, технологий и инноваций стран БРИКС (март 2015 г.) был подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам науки, технологии и инноваций, задачей которого является укрепление сотрудничества в области развития науки и технологии, что будет способствовать социально-экономическому развитию стран. В целом же отметим, что сотрудничество в данной сфере осуществляется в рамках совместных проектов, семинаров и организации программ обмена для молодых ученых.

По итогам I Саммита БРИК 16 июня 2009 г. "четверкой" было подписано Совместное заявление стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности, направленное на решение проблем в данной сфере.

Принятию данного заявления предшествовало участие представителей стран БРИКС в Конференции продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) по вопросам продовольственной безопасности в г. Риме, а также во Всемирном зерновом форуме в г. Санкт-Петербурге. В данном Соглашении прописаны следующие меры для решения проблем продовольственной безопасности:

  1. направление в сельскохозяйственный сектор дополнительных ресурсов и помощи по каналам соответствующих национальных бюджетов и по линии международных институтов развития;
  2. использование совместных технологических разработок и задействование международного сотрудничества в целях внедрения передовых технологий в сельскохозяйственное производство в развивающихся странах;
  3. совершенствование сельскохозяйственной инфраструктуры, а также расширение технической помощи, доступа к кредитам и практики страхования урожая (с помощью государственно-частного партнерства);
  4. совершенствование обмена знаниями и коммерциализация устойчивых видов сырья для биотоплива;
  5. обеспечение более широкого доступа к продовольствию на национальном и международном уровнях при помощи соответствующей политики и эффективной системы распределения, в особенности в отношении бедных и наиболее уязвимых слоев населения в развивающихся странах;
  6. обмен опытом успешной реализации государственных программ распределения продовольствия;
  7. предоставление развивающимся странам финансовых и технологических средств для полной реализации адаптационных мер с целью минимизации негативного воздействия изменения климата на продовольственную безопасность.

В рамках встречи министров сельского хозяйства и аграрного развития, которая состоялась в г. Москве (Россия) 26 марта 2010 г., сторонами была принята Московская декларация встреч министров сельского хозяйства и аграрного развития стран БРИК. Был согласован широкий спектр четырехстороннего сотрудничества в сельскохозяйственном секторе. В Декларации были определены приоритетные области сотрудничества:

  1. разработка общей стратегии обеспечения питанием наиболее уязвимых слоев населения;
  2. сокращение негативного воздействия изменения климата на продовольственную безопасность и адаптация сельского хозяйства к климатическим изменениям;
  3. развитие сотрудничества в области сельскохозяйственных технологий и инноваций.

Для реализации совместно согласованных мер была создана постоянно действующая Экспертная рабочая группа - для подготовки конкретных предложений и отчета по решению поставленных задач.

В Декларации, принятой по итогам саммита стран БРИКС, состоявшегося 14 апреля 2011 г. (о. Хайнань, Китай), страны-участники вновь заявили о необходимости более тесного сотрудничества по вопросам продовольственной безопасности (ст. 17).

В области энергетики страны БРИК планируют совместно работать в соответствии с национальными приоритетами для облегчения использования возобновляемой энергии путем осуществления международного сотрудничества и обмена опытом в области использования возобновляемой энергии, в том числе в отношении проводимой политики и технологий, связанных с биотопливом (ст. 20 Совместного заявления глав государств и правительств стран - участников II Саммита БРИК, 2010 г.). Также заявлено о сотрудничестве в сфере профессиональной подготовки кадров, осуществления исследований и разработок, оказания консультационных услуг и передачи технологий в энергетическом секторе (ст. 21).

В статье 17 Декларации, принятой по итогам саммита стран БРИКС 2011 г., вновь указано на важность сотрудничества и обмена информацией в сфере развития возобновляемых источников.

Немаловажное значение в банковском секторе имеет подписание на II Саммите стран БРИК госбанками четырех стран Меморандума о сотрудничестве государственных финансовых институтов развития и поддержки экспорта стран - членов БРИК. На основании данного документа российский Внешэкономбанк, Банк развития Китая, Экспортно-импортный банк Индии, а также Национальный банк социально-экономического развития Бразилии намерены осуществлять финансирование совместных проектов стран БРИК в области энергетики, самолетостроения, инноваций, высоких технологий и др. В соответствии с названным Меморандумом на III Саммите в Китае национальными банками уже пяти стран (в 2011 г. к ним присоединился Банк развития Южной Африки) было подписано Соглашение о финансовом сотрудничестве в рамках межбанковского механизма БРИКС.

Справедливо, на наш взгляд, в научной литературе указывается на возросшую потребность проведения расчетов по товарным и иным операциям между странами БРИКС с использованием единой региональной валюты. Недостатки сформированной на современном этапе международной валютной системы стали в полной мере очевидны после финансового кризиса 2008 г. В целях скорейшего выхода из кризиса страны с развивающимися экономиками, в том числе взаимодействующие в формате БРИКС, перешли в расчетах на национальные валюты. Так, Московская и Шанхайская биржи начали торговлю парой "рубль-юань" уже в декабре 2010 г.

В связи с этим руководители БРИКС призвали к реформе мировой финансовой системы, содействию стабильному развитию глобальных финансовых рынков и банковских систем. Как отметил Президент России В.В. Путин, "расчеты в рублях и юанях очень перспективны. Переход к такой крупномасштабной работе будет означать, что влияние доллара в мировой энергетике будет объективно снижаться. Это не плохо ни для мировой экономики, ни для мировых финансов, ни для мировых энергетических рынков".

В Делийской декларации 2012 г. страны БРИКС отметили важность глобальной финансовой архитектуры для поддержания стабильности и целостности мировой валютно-финансовой системы, в связи с чем лидеры стран призвали к созданию более репрезентативной международной финансовой архитектуры, "в которой развивающиеся страны будут иметь больший голос и большую представленность, а также к созданию и совершенствованию справедливой международной валютной системы, которая могла бы служить интересам всех стран и поддерживать развитие государств с формирующейся рыночной экономикой развивающихся стран".

18 июня 2012 г. на встрече лидеров БРИКС в рамках форума "Группы двадцати" в г. Лос-Кабос министрам финансов стран БРИКС и управляющим центральных банков было поручено изучить возможность создания финансовой "страховочной сетки" путем выработки соглашения между странами БРИКС о валютном резерве для использования в чрезвычайных обстоятельствах. По итогам обсуждения министры пришли к выводу о том, что заключение соглашения о создании самоуправляемого валютного резерва будет оказывать позитивный эффект в качестве меры предосторожности, поможет странам БРИКС предотвратить нехватку краткосрочной ликвидности, оказать взаимную поддержку и укрепит финансовую стабильность.

Кроме того, в соответствии со ст. 10 Этеквинской декларации принято решение о создании валютного резерва для использования в чрезвычайных обстоятельствах при условии наличия внутренней правовой основы и соответствующих гарантий.

Договор о создании Пула условных валютных резервов БРИКС был подписан в 2014 г. Пул должен будет играть позитивную роль страхового механизма, помогать странам избегать краткосрочных проблем с ликвидностью и способствовать углублению сотрудничества между странами БРИКС, а также укреплять глобальную систему финансовой безопасности и станет важным дополнением к существующим международным механизмам. Это соглашение обеспечивает правовую основу для предоставления ликвидности посредством валютных свопов в случае возникновения или угрозы возникновения краткосрочных проблем платежного баланса.

В рамках VI Саммита 14 июля 2014 г. состоялась встреча министров торговли стран БРИКС, по итогам которой был подготовлен План стран БРИКС по содействию торговле и инвестициям. Принимая во внимание экономическое разнообразие среди стран БРИКС, особенно в сфере торговли и инвестиций, в целях осуществления дальнейшего сотрудничества в области торговли и инвестиций План предусматривает реализацию следующих мер:

  • повышение прозрачности торговли и инвестиционной среды в соответствии с национальным законодательством;
  • обмен информацией о реальных возможностях бизнеса в рамках встреч стран БРИКС;
  • упрощение таможенных документов;
  • создание эффективного механизма и утверждение процедур для иностранных инвесторов;
  • усовершенствование законодательства в сфере торговли во всех отраслях экономики;
  • поддержание инвестиционной политики в данной среде.

По итогам проведения VI Саммита стран БРИКС был также подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросу о сотрудничестве между учреждениями по кредитованию экспорта и страхованию экспортных кредитов стран БРИКС. Заключение данного Меморандума также направлено на создание более благоприятных условий для расширения торговли между странами БРИКС.

Кроме того, в ст. 20 Форталезской декларации заявлено о решимости вывести экономическое сотрудничество на качественно новый уровень. При этом планируется:

  • начать разработку "дорожной карты" экономического сотрудничества в рамках БРИКС;
  • разработать Стратегию экономического сотрудничества стран БРИКС;
  • разработать Общие принципы углубления экономического партнерства стран БРИКС, в которых будут определяться меры по развитию экономического, торгового и инвестиционного сотрудничества в рамках БРИКС.

Сотрудничество в социальной сфере. В сфере социального сотрудничества страны БРИКС руководствуются Совместным заявлением глав государств и правительств стран - участниц второго саммита БРИК (г. Бразилиа (Бразилия), 2010 г.), в ст. 18 которого заявлено о техническом и финансовом сотрудничестве как о средстве содействия устойчивому социальному развитию, обеспечения социальной защищенности, полной занятости и реализации достойной политики и программ в области трудовых отношений с особым вниманием к наиболее уязвимым группам, таким как неимущие, женщины, молодежь, мигранты и инвалиды.

В статье 24 Декларации, принятой по итогам III Саммита стран БРИКС, стороны особо подчеркнули необходимость усиления диалога и сотрудничества в сферах социальной защиты, обеспечения достойными рабочими местами, достижения равенства полов, решения проблем молодежи и общественного здравоохранения, включая борьбу с ВИЧ/СПИД.

Вместе с тем согласно совместным заявлениям лидеров стран БРИК по итогам двух первых саммитов предусмотрено сотрудничество в области науки и образования и спорта, в том числе в целях проведения фундаментальных исследований и разработки передовых технологий.

6 ноября 2013 г. в г. Париже по случаю проведения 37-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО состоялась встреча министров образования стран - участников БРИКС. Между странами БРИКС был достигнут консенсус относительно важности расширения сотрудничества между БРИКС и ЮНЕСКО в области образования. Встреча означала существенный прорыв в реализации Декларации лидеров БРИКС. Генеральный директор ЮНЕСКО И. Боковая заявила: "Каждая из ваших стран в индивидуальном порядке обладает огромным потенциалом влияния на глобальные тенденции образования - эта сила преумножается в условиях коллективных действий, через, в частности, обмен опытом, вашу растущую роль как партнеров по развитию и новые предлагаемые вами подходы к международному сотрудничеству".

В Форталезской декларации в рамках VI Саммита стран БРИКС в 2014 г. была поддержана инициатива создания Сетевого университета БРИКС.

В плане действий Декларации, принятой по итогам проведения III Саммита стран БРИКС, в целях укрепления сотрудничества было принято решение о проведении симпозиумов научных центров БРИКС и предложено учредить в ЮНЕСКО "Группу БРИКС-ЮНЕСКО", что будет способствовать определению общих стратегий в рамках мандата данной организации.

10 февраля 2014 г. было проведено первое совещание министров стран БРИКС по вопросам науки, технологии и инноваций, по результатам встречи была принята Кейптаунская декларация. В соответствии с названным документом взаимодействие стран БРИКС направлено:

  1. на укрепление сотрудничества в области науки, техники и инноваций;
  2. решение глобальных и общих региональных социально-экономических проблем с использованием общего опыта и взаимодополняемости усилий;
  3. совместное генерирование новых знаний и создание инновационных продуктов, услуг и процессов с использованием соответствующих инструментов финансирования и привлечения инвестиций;
  4. поощрение в соответствующих случаях совместных партнерств с другими стратегическими игроками в развивающемся мире.

На следующем совещании министров науки и технологии стран БРИКС планируется подписание Меморандума о взаимопонимании по вопросам науки, технологий и инноваций, который будет направлен на обеспечение стратегической основы для сотрудничества в данной области.

Лидеры стран БРИКС уделяют особое внимание безопасности информационно-коммуникационных технологий и Интернета. В статье 50 Форталезской декларации было объявлено о проведении работы с целью изучения возможностей сотрудничества в области борьбы с киберпреступлениями, при этом было запланировано принятие имеющего обязательную юридическую силу соответствующего международно-правового документа. Кроме того, было поручено начать работу по согласованию общих областей сотрудничества для координации позиции стран БРИКС на международных форумах.

В статье 54 Форталезской декларации стороны заявили о намерении "способствовать налаживанию инклюзивного и транспарентного межправительственного процесса с участием всех заинтересованных сторон в целях разработки универсальной и комплексной повестки дня в области развития, основной акцент в рамках которой должен быть сделан на искоренение нищеты. Эта повестка дня должна обеспечивать всеобъемлющую и сбалансированную увязку экономических, социальных и экологических вопросов с четко определенными, достижимыми и поддающимися количественной оценке целями с учетом различий в национальных условиях и уровнях развития стран, а также с учетом национальной политики и приоритетов".

В соответствии с Форталезской декларацией стороны намерены также взаимодействовать путем диалога, сотрудничества, обмена опытом и осуществления деятельности по укреплению потенциала в вопросах народонаселения, представляющих взаимный интерес для наших государств. Было объявлено об "исключительно важном значении демографического дивиденда", имеющегося в распоряжении стран БРИКС, для устойчивого развития, а также о необходимости учета демографических факторов в национальных планах развития и об обеспечении долгосрочного сбалансированного развития. Переходные демографические процессы, включая старение населения и снижение уровня смертности, и порождаемые ими проблемы, относятся к числу наиболее серьезных вызовов, с которыми в настоящее время сталкивается человечество. В связи с этим планируется решение социальных проблем, в частности проблем гендерного неравенства, нарушения прав женщин, и проблем молодежи, а также обеспечение охраны сексуального и репродуктивного здоровья.

В Форталезской декларации особо отмечено, что "мы обращаем внимание на важность учета гендерных аспектов в рамках усилий по предотвращению и урегулированию конфликтов, миростроительству, поддержанию мира, восстановлению и реконструкции".

В плане действий Декларации (14 апреля 2011 г.) была запланирована встреча министров здравоохранения, которая состоялась 11 июля 2011 г. в г. Пекине (Китай) и завершилась принятием Пекинской декларации, определившей следующие основные приоритетные направления сотрудничества в области здравоохранения:

  1. сотрудничество по укреплению систем здравоохранения и преодолению барьеров на пути доступа к недорогим, качественным, эффективным, безопасным лекарственным препаратам, вакцинам и другим медицинским технологиям для лечения ВИЧ/СПИДа, туберкулеза, вирусного гепатита, малярии и других инфекционных и неинфекционных заболеваний;
  2. сотрудничество в сфере изучения и продвижения эффективной передачи технологий для укрепления инновационного потенциала в интересах общественного здравоохранения в развивающихся странах;
  3. сотрудничество и поддержка международных организаций, в том числе ВОЗ и ЮНЭЙДС, Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией (Global Fund to Fight AIDS, Tuberculosis and Malaria) и Глобального альянса по вакцинации и иммунизации (GAVI), для расширения доступа к недорогим, качественным, эффективным и безопасным лекарственным средствам, вакцинам и другой медицинской продукции, которая обслуживает потребности общественного здравоохранения.

В статье 42 Делийской декларации было объявлено о поручении министрам здравоохранения стран БРИКС принять меры для институционализации встреч с тем, чтобы добиваться решения общих проблем на наиболее эффективной с точки зрения затрат справедливой и устойчивой основе.

В декабре 2011 г. в г. Санья (Китай) состоялась первая встреча дружественных городов стран БРИКС, где параллельно со вторым Форумом по сотрудничеству породненных городов и муниципальных образований государств - участников БРИКС было запланировано проведение Форума по урбанизации и городской инфраструктуре.

В Плане действий Декларации (по итогам III Саммита стран БРИКС) в целях укрепления сотрудничества было решено провести встречу глав национальных статистических ведомств в сентябре 2011 г. в Китае, на которой обсуждалась возможность подписания Соглашения о сотрудничестве между антимонопольными ведомствами, а также объявлено об издании странами БРИКС совместной статистической информации.

Обновленное издание Статистического сборника стран БРИКС вышло в 2012 г.

В области культуры и устойчивого развития страны - участники БРИКС в 2014 г. поручили соответствующим органам изучить возможности в области практического сотрудничества, а также скорейшего ускорения переговоров по проекту соглашения о культурном сотрудничестве.

Помимо прочего, в рамках Форталезского плана действий планируется встреча:

  • министров и старших должностных лиц, отвечающих за вопросы социального обеспечения;
  • семинар с участием должностных лиц и экспертов стран БРИКС по вопросам народонаселения;
  • совещание экспертов по вопросам борьбы с наркотиками.

Сотрудничество в военно-политической сфере. Как уже неоднократно заявлялось лидерами государств-участников, БРИКС - это группа стран, которая является прежде всего экономическим объединением, не стремящимся к созданию военно-политического союза. Хотя с учетом того, что страны БРИКС обладают 30% мировой экономики и имеют огромный потенциал, они могут быть весьма эффективными в вопросах поддержания мира и безопасности.

Несмотря на приоритетную экономическую направленность сотрудничества, по итогам каждого саммита страны БРИКС заявляют об осуждении терроризма во всех его формах и проявлениях. Проводятся встречи по вопросам безопасности, стороны стремятся к диалогу по вопросам планирования внешней политики, к координации позиции стран БРИКС на международных форумах, к сотрудничеству в области борьбы с коррупцией, взаимодействию национальных ведомств по контролю за оборотом наркотиков.

Сотрудничество в правовой сфере не является приоритетным направлением совместной деятельности стран БРИКС, хотя первые шаги в сфере правовой интеграции уже имеют место. В 2009 году был подписан Протокол о намерениях между верховными судами стран БРИК, целью которого является организация взаимного сотрудничества и определение общей направленности действий, реализация обмена информацией и установление конкретных процедур между судебными властями Бразилии, России, Индии и Китая, а также распространение информации о такой деятельности в рамках юрисдикции каждой системы, реализуются программы обменов по линии судов.

Итоги и перспективы развития. Несмотря на отсутствие у БРИКС статуса международной региональной организации, формат объединения позволяет пяти сотрудничающим странам реализовывать ряд важных международных инициатив.

При этом ежегодно расширяются и конкретизируются цели и направления сотрудничества:

в экономической сфере стороны перешли от организации встреч профильных министерств и ведомств (министров сельского хозяйства и сельскохозяйственного развития, финансов, представителей банков развития, антимонопольных ведомств и т.д.) к совместным исследованиям и разработке стратегий по экономическим и торговым вопросам, "дорожной карты" экономического сотрудничества стран в рамках БРИКС, общих принципов углубления экономического партнерства, к развитию многостороннего энергетического сотрудничества и созданию совместных финансовых институтов;

в сфере безопасности - от проведения встреч по вопросам безопасности к проведению форумов БРИКС по вопросам публичной дипломатии, к диалогу по вопросам планирования внешней политики, к сотрудничеству в области борьбы с коррупцией, а также к взаимодействию национальных ведомств по контролю за оборотом наркотиков;

в социальной сфере - от проведения конференций исследовательских центров, сотрудничества в сфере статистики к сотрудничеству в области культуры на основе соглашения между лидерами государств БРИКС;

в области спорта и образования - к учреждению в ЮНЕСКО "Группы БРИКС-ЮНЕСКО" с целью выработки общих стратегий в рамках мандата данной организации, к разработке общей научной оценки и долгосрочной стратегии БРИКС, сотрудничеству по вопросам, связанным с народонаселением, диалогу стран БРИКС по вопросам молодежной политики; развитию туризма, спорта, взаимному признанию документов о высшем образовании и дипломов.

Таким образом, за свою сравнительно непродолжительную историю саммит БРИКС занял довольно весомую позицию в мировом сообществе в финансовой, энергетической областях, в других сферах международного сотрудничества. Основная заслуга БРИКС заключается, несомненно, в продвижении демократического и справедливого многополярного миропорядка, основанного на верховенстве международного права. Сотрудничество в рамках БРИКС уже показывает положительную динамику развития всех государств-участников. В настоящее время БРИКС сравним по авторитету с такими объединениями, как "Большая двадцатка" и "Большая восьмерка".

Как отмечено в сообщении МИД России, "межгосударственное объединение Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР стало мощным фактором мирового развития, одной из важнейших опор набирающей силу тенденции к формированию полицентричного мира".

БРИКС, позиционируемый как глобальный форум, "в основном будет определять вектор мирового развития в XXI в. Он уже стал форматом, прочно утвердившимся на международной арене, поскольку в его основе - общность коренных интересов стран-участниц не только в экономической сфере, но и в политической жизни".

В Этеквинской декларации был сделан весьма существенный вывод, свидетельствующий о дальнейших перспективах развития сотрудничества стран в рамках БРИКС: "Наша цель - поступательное развитие БРИКС и его трансформация в полноформатный механизм текущей и долгосрочной координации по широкому кругу ключевых проблем мировой экономики и политики". Выступая на саммите в г. Дурбане, В.В. Путин подчеркнул: "Стратегической целью мы видим закрепление БРИКС на позициях одного из ключевых элементов системы глобального управления, причем это касается как политико-правовых, так и финансово-экономических областей".

Вместе с тем в краткосрочной перспективе развития межгосударственных отношений стран в формате БРИКС помимо дальнейшего развития экономического и в первую очередь финансового потенциала России, Китая, Индии, Бразилии и ЮАР "пятерка" развивающихся стран будет наращивать также темпы сотрудничества в области социального развития, в том числе со странами африканского континента. Подтверждением этому является проведенный после V Саммита стран БРИКС Форум диалога с африканскими лидерами по теме "Раскрывая потенциал Африки: сотрудничество БРИКС и Африки в сфере инфраструктуры". В ходе Форума лидеры стран БРИКС и Африки обсудили пути укрепления сотрудничества между государствами БРИКС и странами африканского континента.

Более того, в рамках Нового партнерства для развития Африки (НЕПАД) страны БРИКС поддерживают африканские страны в процессе их индустриализации за счет стимулирования прямых иностранных инвестиций, обмена знаниями, наращивания потенциала и диверсификации импорта из Африки. В Этеквинской декларации было прямо заявлено о стремлении стимулировать инвестиции в инфраструктуру на основе взаимной выгоды для промышленного развития, создания рабочих мест, повышения квалификации кадров, обеспечения продовольственной безопасности и безопасности питания, а также для ликвидации нищеты и обеспечения устойчивого развития в Африке.

В связи с этим ЮАР открыто заявляет, что она является не только ведущей экономической державой на африканском континенте, но и выступает потенциальным "проводником" для иных стран БРИКС. Это в полной мере применимо и к Бразилии, которая среди стран Латинской Америки занимает ключевую позицию.

В заключение отметим, что высокая заинтересованность России в развитии дальнейшего сотрудничества с иными странами БРИКС подтверждается принятым в 2012 г. Указом Президента РФ, в котором Министерству иностранных дел РФ прямо поручено "активно задействовать различные формы многосторонней дипломатии, включая БРИКС".

В интервью российскому информационному агентству ИТАР-ТАСС В.В. Путин сказал: "...считаю, что настало время поднять роль БРИКС на новый уровень, сделать наше объединение неотъемлемой частью системы глобального управления в интересах устойчивого развития". При этом он определил пути достижения поставленной задачи: "Как конкретно этого добиться? Прежде всего всемерно развивать сотрудничество в ООН, настойчиво противодействовать попыткам отдельных государств навязать международному сообществу курс на смещение неугодных режимов и продвижение односторонних вариантов разрешения кризисных ситуаций. Предлагаем создать механизм регулярных консультаций высокого уровня между нашими внешнеполитическими ведомствами по различным региональным конфликтам с выходом, где возможно, на общие позиции и совместные усилия по содействию их политико-дипломатическому урегулированию".

Глава 7. Россия в БРИКС - процессы взаимодействия