Известно, что для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям характерны очень суровые климатические условия. Поэтому "северянам" государство предоставляет особые льготы. Одной из таких льгот, носящих компенсационный характер, предусмотренных государством для работников Севера, выступает компенсация проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно.

Кому предоставлено право на получение такой компенсации, в каком размере она выплачивается, а также о бухгалтерском учете и налогообложении данной компенсации в коммерческой фирме мы поговорим в настоящей статье более подробно.

Напомним, что Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 и действует до сих пор (Постановление Совмина СССР от 3 января 1983 г. № 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029").

Обратите внимание! С 1 января 2013 г. к районам Крайнего Севера отнесены Березовский и Белоярский районы Ханты-Мансийского автономного округа, на что указывает Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 170 "Об отнесении Березовского и Белоярского районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к районам Крайнего Севера".

Особенностям регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, посвящена одноименная гл. 50 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Статьей 313 ТК РФ определено, что лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на получение государственных гарантий и компенсаций, которые установлены ТК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Одной из таких государственных гарантий лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является компенсация оплаты один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту проведения отпуска и обратно. Данное право предоставлено ст. 325 ТК РФ, а также ст. 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон РФ № 4520-1).

При этом размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливается коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами. Это подтверждается и мнением Минфина России в Письме от 2 февраля 2010 г. № 03-04-08/4-19.

Обратите внимание! Как следует из п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом РФ № 4520-1, распространяются и на те районы Севера, которые не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. Аналогичное мнение содержится и в Письме ФНС России от 24 апреля 2008 г. № 04-1-01/1992 "О налоге на доходы физических лиц". Это же подтверждается и правоприменительной практикой, в частности такой вывод содержится в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 января 2012 г. по делу № А33-7364/2011, от 31 мая 2007 г. № А33-8205/06-Ф02-2802/07 по делу № А33-8205/06.

Статьей 325 ТК РФ определено, что федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Причем эта льгота, носящая компенсационный характер, в обязательном порядке распространяется не только на работников "бюджетных северных фирм", но и на членов их семей.

В соответствии со ст. 325 ТК РФ федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска. Обратите внимание, что в отношении выплаты компенсации членам семьи работника трудовое право вводит дополнительное условие - член семьи должен находиться на иждивении работника "северной" организации, ведь в ст. 325 ТК РФ речь идет о неработающих членах семьи. Это подтверждается и мнением суда, выраженным в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2008 г. по делу № Ф04-5843/2008(12318-А81-25).

Если член семьи работника не является иждивенцем (работает), то эта льгота на него не распространяется. Такие разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 18 ноября 2009 г. № 03-04-06-01/300.

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В настоящее время применяются Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 455 "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей" (далее - Правила).

Обратите внимание, что данные Правила распространяются и на "северные" федеральные бюджетные, автономные учреждения. На это указывает Решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 августа 2012 г. № АКПИ12-531 "О признании частично недействующим пункта 24 Изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1045".

В соответствии с п. 4 Правил право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника учреждения одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы.

Впоследствии у работника учреждения возникает право на компенсацию расходов:

  • за третий и четвертый годы непрерывной работы в данном учреждении - начиная с третьего года работы;
  • за пятый и шестой годы - начиная с пятого года работы и так далее.

Право на оплату стоимости проезда и провоза багажа у членов семьи работника учреждения возникает одновременно с возникновением такого права у работника учреждения.

Причем оплата стоимости проезда и провоза багажа членам семьи работника учреждения производится при условии их выезда к месту использования отпуска работника (в один населенный пункт по существующему административно-территориальному делению) и возвращения (вместе с работником и отдельно от него).

Согласно п. 5 Правил расходы, подлежащие компенсации, включают в себя:

  • оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника учреждения и обратно к месту постоянного жительства - в размере фактически произведенных расходов, подтвержденных проездными документами (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда:
  • железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
  • водным транспортом - в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
  • воздушным транспортом - в салоне экономического класса;
  • автомобильным транспортом - в автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), при его отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями;
  • оплату стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту и автовокзалу при наличии документов (билетов), подтверждающих фактические расходы;
  • оплату стоимости провоза багажа весом не более 30 кг на работника и 30 кг на каждого члена семьи независимо от количества багажа, разрешенного для бесплатного провоза по билету на тот вид транспорта, которым следует работник и члены его семьи, в размере документально подтвержденных расходов.

Если представленные работником учреждения документы подтверждают осуществленные расходы на проезд по более высокой категории проезда, чем установлено п. 5 Правил, то компенсация указанных расходов осуществляется на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленной категорией проезда, выданной работнику (членам его семьи) соответствующей транспортной организацией, на дату приобретения билета. При этом следует иметь в виду, что расходы на получение такой справки не компенсируются.

При отсутствии проездных документов компенсация расходов осуществляется при документальном подтверждении пребывания работника учреждения и членов его семьи в месте использования отпуска (при наличии документов, подтверждающих проживание в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристической базе, а также в другом подобном учреждении или удостоверяющих регистрацию по месту пребывания) на основании справки транспортной организации о стоимости проезда по кратчайшему маршруту следования к месту использования отпуска и обратно в размере минимальной стоимости проезда:

  • при наличии железнодорожного сообщения - по тарифу плацкартного вагона пассажирского поезда;
  • при наличии только воздушного сообщения - по тарифу на перевозку воздушным транспортом в салоне экономического класса;
  • при наличии только морского или речного сообщения - по тарифу каюты X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, каюты III категории речного судна всех линий сообщения;
  • при наличии только автомобильного сообщения - по тарифу автобуса общего типа.

В том случае, если работник учреждения и члены его семьи добирались к месту использования отпуска и обратно личным транспортом, компенсация расходов производится в размере фактически осуществленных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости проезда, рассчитанной на основе норм расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, и исходя из кратчайшего маршрута следования. При этом пребывание работника и членов его семьи в месте использования отпуска должно быть документально подтверждено.

Пунктом 9 Правил установлено, если работник учреждения проводит отпуск в нескольких местах, то компенсируется стоимость проезда только к одному из этих мест (по выбору работника).

Обратите внимание, как разъяснили специалисты Минздравсоцразвития России в Письме от 20 февраля 2009 г. № 194-13, в каждом конкретном случае вопрос, проводил работник свой очередной отпуск в нескольких местах или следовал через пункты остановки проездом, руководство компании решает на основании объяснительной записки работника и представленных проездных документов. Причем данные разъяснения содержатся в Письме ФНС России от 20 марта 2009 г. № ВЕ-17-5/63@, которые направлены для руководства в работе нижестоящим налоговым органам.

Также компенсации подлежит стоимость обратного проезда от того же места к месту постоянного жительства по фактическим расходам (при условии проезда по кратчайшему маршруту следования) или на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленными п. 5 Правил категориями проезда, выданной транспортной организацией, но не более фактически осуществленных расходов.

Если работник проводит отпуск за пределами Российской Федерации, в том числе по туристической путевке, то компенсация расходов производится по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции с учетом требований, установленных Правилами.

При этом основанием для выплаты компенсации, кроме перевозочных документов, является копия заграничного паспорта (при предъявлении оригинала) с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения государственной границы Российской Федерации.

Если поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом осуществляются без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту, то для выплаты компенсации работник учреждения должен представить справку о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданную транспортной организацией (п. 10 Правил).

Чтобы получить данную компенсацию, работник учреждения, согласно п. 11 Правил, должен обратиться к своему работодателю с письменным заявлением, причем подать такое заявление следует не позднее чем за две недели до начала отпуска.

В заявлении указываются:

  • фамилия, имя, отчество членов семьи работника, которые имеют право на компенсацию расходов, с приложением копии документов, подтверждающих степень родства (свидетельства о заключении брака, о рождении, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства или о перемене фамилии), справки о совместном проживании, копии трудовой книжки неработающего члена семьи;
  • даты рождения несовершеннолетних детей работника;
  • место использования отпуска работника и членов его семьи;
  • виды транспортных средств, которыми предполагается воспользоваться;
  • маршрут следования;
  • примерная стоимость проезда.

На основании данного заявления работодатель должен выдать работнику необходимые суммы в порядке предварительной компенсации расходов.

Для окончательного расчета работник учреждения обязан в течение трех рабочих дней с даты выхода из отпуска представить отчет об осуществленных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы работника учреждения и членов его семьи.

Если работник не воспользовался средствами, выплаченными ему учреждением в порядке предварительной компенсации расходов, в целях проезда к месту проведения отпуска и обратно, то в соответствии с п. 12 Правил он обязан их вернуть работодателю.

В силу целевого характера данных выплат суммы компенсации проездных расходов не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно. По этой же причине в случае увольнения работника никакой компенсации за неиспользованное право бесплатного проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно не производится.

Обратите внимание, поскольку гарантии и компенсации предоставляются работнику бюджетной сферы и членам его семьи только по основному месту работы работника, то, следовательно, совместители не имеют права на получение таких компенсационных сумм.

Статьей 325 ТК РФ определено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих:

  • в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
  • у других работодателей - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Обратите внимание! Статьей 325 ТК РФ предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно при условии предоставления работнику оплачиваемого ежегодного отпуска.

Если работник находится в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, в отпуске без сохранения заработной платы, в ежегодном оплачиваемом отпуске с последующим увольнением, то поездка к месту использования отдыха и обратно не компенсируется.

В случае если нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления установлены дополнительные гарантии в части иных видов отпусков, то указанные работники в этом случае могут воспользоваться правом на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа.

Данные выводы содержатся в п. 6 Обзора Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 г.

Обратите внимание, что коммерческие организации, расположенные в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, в отличие от "бюджетных северных" фирм размеры, условия и порядок выплаты данных сумм определяют самостоятельно и закрепляют это коллективным договором или иным локальным актом компании. Если в организации имеется профсоюз, то данное решение работодателя принимается с учетом мнения выборных органов первичной профсоюзной организации. Заметим, что трудовое законодательство допускает включать условие о выплате такой компенсации и в трудовой договор, заключаемый с работником.

Иначе говоря, на работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, возлагается обязанность устанавливать правила выплаты такой компенсации в одной из предусмотренных законодательством форм, которая предполагает, соответственно, и его обязанность осуществлять необходимые выплаты за счет собственных средств. На это же указывает и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 2-П "По делу о проверке конституционности положения части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Г. Труновой", а именно п. 5 этого Постановления. Отметим, что в названном пункте также сказано, что размер, условия и порядок выплаты данной компенсации для лиц, работающих в коммерческих организациях, могут отличаться от предусматриваемых для работников организаций, финансируемых из бюджета. Однако такие различия должны быть оправданными, обоснованными и соразмерными конституционно значимым целям, то есть гарантировать работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. Кроме того, в п. 6 этого же Постановления сказано, что законодатель позволяет "северным" коммерческим организациям устанавливать размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее целевого назначения (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны), а также принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения.

Компенсации работающим в районах Крайнего Севера