Трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников. При этом на период прохождения медосмотров работникам полагаются компенсационные выплаты.

О правовых основах проведения медосмотров работников организации, о предоставлении гарантий работникам, направляемым на медосмотр, а также об ответственности работодателя при невыплате компенсаций работникам, направляемым на медосмотр, вы узнаете, прочитав данную статью.

Обязанность проведения медосмотров некоторых категорий работников предусмотрена ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Согласно данной статье работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медосмотры для определения пригодности данных работников для выполнения поручаемой им работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры, порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - Порядок № 302н).

Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу, согласно п. 2 Порядка № 302н, проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

В свою очередь обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях:

  • динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний;
  • выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
  • своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;
  • своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
  • предупреждения несчастных случаев на производстве.

В соответствии с п. 4 Порядка № 302н предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Обратите внимание! Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, является обязанностью работника, а не его правом (ст. 214 ТК РФ).

Если работник уклоняется от прохождения медосмотров, то работодатель обязан отстранить его от работы (не допускать к работе). В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).

Статья 185 ТК РФ предусматривает гарантии работникам, направляемым на медосмотр, согласно которым на время прохождения медосмотра за работниками, обязанными в соответствии с ТК РФ проходить такой осмотр, сохраняется средний заработок по месту работы.

Правила исчисления среднего заработка для расчета выплат, предусмотренных ТК РФ, регламентируются Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".

Напомним, что расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Пример (цифры условные). Сфера деятельности организации "А" - добыча полезных ископаемых. В период с 16 по 17 октября 2014 г. один из сотрудников организации проходил медицинской осмотр.

С 1 октября 2013 г. по 30 сентября 2014 г. (12 календарных месяцев, предшествовавших октябрю 2014 г.) сотрудник отработал 221 день. Фактический заработок составил 306 000 руб.

Средний дневной заработок сотрудника, определенный по состоянию на январь 2014 г., составил 306 000 / 221 = 1384,62 руб.

Исходя из этого за время прохождения медосмотра сотруднику было начислено 1384,62 руб. x 2 = 2769,24 руб.

Далее поговорим об ответственности работодателя при невыплате компенсаций работникам, направляемым на медосмотр.

Статьей 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Согласно данной статье при нарушении работодателем:

  • установленного срока выплаты заработной платы;
  • оплаты отпуска;
  • выплат при увольнении;
  • других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Напоминаем, что с 14 сентября 2012 г. ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,25 процента годовых (Указание Банка России от 13 сентября 2012 г. № 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России").

Обратите внимание, что размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

При этом согласно ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора должна доказать размер причиненного ей ущерба.

Более того, ст. 237 ТК РФ предусмотрено возмещение морального вреда, причиненного работнику. Моральный вред, причиненный работнику работодателем (неправомерными действиями или бездействием), возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае же возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения устанавливаются судом. О том, что при прохождении медицинского осмотра у работника может возникнуть требование о возмещении морального вреда, говорит и правоприменительная практика. Подтверждением тому выступает Определение Верховного Суда Республики Коми от 23 июня 2011 г. № 33-3313/2011.

Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Согласно п. 1 данной статьи нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Пунктом 2 ст. 5.27 КоАП РФ установлено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат предусмотрена ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

Так, частичная невыплата свыше 3 месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, наказывается:

  • штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;
  • лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года;
  • принудительными работами на срок до 2 лет;
  • лишением свободы на срок до 1 года.

Отметим, что под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

Пунктом 2 ст. 145.1 УК РФ установлено, что полная невыплата свыше 2 месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше 2 месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, наказывается:

  • штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
  • принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Таким образом, просрочка выплат может привести работодателя не только к административной, но и к уголовной ответственности.

Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей