Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, вправе рассчитывать на получение дополнительных компенсаций.

О том, какие именно компенсации работник может получить за работу с особыми условиями труда, а также о том, какие налоги с них необходимо уплатить, мы и расскажем в данной статье.

В первую очередь отметим, что отношения между работником и работодателем строятся на основании трудового договора, заключаемого в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ).

На основании ст. 219 ТК РФ работники, чей труд связан с вредными и (или) опасными условиями труда, имеют право на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ.

В силу ст. 164 ТК РФ компенсация - это денежная выплата, установленная в целях возмещения работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Следовательно, если труд работника осуществляется в указанных условиях, то в первую очередь он вправе рассчитывать на получение дополнительных денежных выплат, установленных, например, коллективным или трудовым договором.

Как прямо сказано в ст. 219 ТК РФ, размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. ст. 92, 117 и 147 ТК РФ.

При этом повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Однако ст. 219 ТК РФ содержит и оговорку. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

Проведение специальной оценки условий труда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон № 426-ФЗ). В соответствии со ст. 8 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению" (далее - Приказ № 33н).

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Закона № 426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Согласно ст. 9 Закона № 426-ФЗ для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

По результатам проведения специальной оценки условий труда (проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов) осуществляется отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда.

В соответствии со ст. 14 Закона № 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда. При этом 3 класс делится на четыре подкласса в зависимости от степени вредных условий труда.

Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Результаты проведения специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета.

Отчет составляется организацией, проводящей специальную оценку условий труда, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом № 33н.

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Обратите внимание! В случае если до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ (до 1 января 2014 г.) в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. При этом используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Напоминаем, что ранее применялся Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

Кроме того, работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для реализации мероприятий, предусмотренных ст. 7 Закона № 426-ФЗ, направленных на улучшение условий труда работников и защиту от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций.

Согласно ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда (далее - работники с вредными или опасными условиями труда), - не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени для работников с вредными или опасными условиями труда может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

В соответствии со ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. При этом минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска данным работникам составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает 7 календарных дней, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Согласно ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Таким образом, конкретные размеры компенсации устанавливаются по результатам проведения специальной оценки условий труда самим работодателем с учетом его производственных и финансовых возможностей, а также с учетом мнения представительного органа работников.

Как сказано в Письме Минфина России от 6 августа 2010 г. № 03-04-06/6-165, компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выплачиваемые работодателем в размере, установленном коллективным договором, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Согласны с таким подходом и налоговики, на что указывает Письмо ФНС России от 6 сентября 2011 г. ЕД-4-3/14453@.

При этом выплату данных компенсационных сумм не следует путать с выплатой надбавок работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 146 ТК РФ).

В Письме от 19 июня 2009 г. № 03-04-06-02/46 Минфин России разъясняет, что ни ТК РФ, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части повышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты.

Поэтому доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле ст. 164 ТК РФ, а повышают размер оплаты труда вышеназванным работникам. Следовательно, на такие доплаты положения п. 3 ст. 217 НК РФ не распространяются, и они облагаются НДФЛ в общем порядке.

Подтвердить правомерность не удержания НДФЛ с выплачиваемых "вредных" компенсаций организация может результатами проведения специальной оценки условий труда и соответствующим пунктом коллективного (трудового) договора или иного локально-нормативного акта организации.

Обратите внимание! На основании п. 3 ст. 217 НК РФ компенсационная выплата в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если эта выплата предусмотрена коллективным договором и (или) трудовым договором, также не облагается НДФЛ. На это указывает и Письмо Минфина России от 1 августа 2007 г. № 03-03-06/4/104.

Напомним, что при работе с вредными условиями труда работнику выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, указаны в Приказе Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н "Об утверждении Норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов".

Выдаваемые бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты можно заменить по заявлению работника на компенсационную выплату в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором (ст. 222 ТК РФ).

Страховые взносы на обязательные виды социального страхования и компенсации за работу в особых условиях труда

Порядок исчисления и уплаты указанных взносов установлен Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ).

Согласно ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц, в частности по трудовым договорам.

В соответствии со ст. 8 Закона № 212-ФЗ базой для начисления страховых взносов является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных для объекта обложения, начисленных за расчетный период (календарный год) в пользу физических лиц, за исключением сумм, освобождаемых ст. 9 Закона № 212-ФЗ от уплаты страховых взносов.

В силу пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

Таким образом, компенсации, выплачиваемые работникам за работу с вредными или опасными условиями труда, подлежат обложению страховыми взносами в общем порядке. Исключение установлено лишь для компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

Причем с 1 января 2014 г. в отношении лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, работодатели обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части пенсии дополнительные страховые взносы в размере 6%. На это указывает ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ. А, начиная с 2015 г., тариф возрастет до 9%.

При этом дополнительные взносы в ПФР подлежат уплате вне зависимости от того, превысила или нет база по страховым взносам предельную величину, установленную законом на соответствующий год. Напоминаем, что с 2014 г. эта сумма составляет 624 000 руб., на что указывает Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2013 г. № 1101 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.".

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В силу ст. 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон № 125-ФЗ) выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений, признаются объектами обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - взносы на травматизм).

Как следует из п. 2 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ, базой для начисления взносов на травматизм является сумма выплат и иных вознаграждений, перечисляемых работнику в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ.

Так как компенсации, выплачиваемые за вредность, не поименованы в ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ, то они не освобождаются от обложения страховыми взносами на травматизм.

При этом указанные взносы уплачиваются исходя из тарифа, который определяется в зависимости от класса профессионального риска работодателя. Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска утверждена Приказом Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 625н "Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска".

Отметим, что на выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, так же как и в случае с взносами на обязательные виды социального страхования, взносы на травматизм начислять не нужно. Это вытекает из абз. 14 пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ.

Налог на прибыль организаций при выплате компенсации за вредность

Для целей налогообложения прибыли налогооблагаемыми расходами налогоплательщика признаются затраты, отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ. Причем по общему правилу компенсационные выплаты, связанные с условиями труда, включаются в состав расходов на оплату труда, на что указывает п. 3 ст. 255 НК РФ.

Согласно указанной норме к расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выплаты компенсационного характера для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, установленные работодателем в локальном нормативном акте (коллективном договоре, трудовом договоре) по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест), учитываются в составе расходов на оплату труда налогоплательщика. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Письме ФНС России от 6 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/14453@. При отсутствии результатов специальной оценки условий труда такие расходы налогоплательщика, скорее всего, вызовут претензии со стороны налоговиков. О том, что такой подход имеет место на практике, говорит Постановление ФАС Уральского округа от 7 октября 2010 г. № Ф09-8271/10-С3 по делу № А60-4798/2010-С10.

Таким образом, компенсационные выплаты за работу с особыми условиями труда, в том числе компенсационные выплаты, в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, установленные работодателем коллективным и (или) трудовым договорами, на основании п. 3 ст. 255 НК РФ учитываются в составе расходов на оплату труда при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

При определении доходов и расходов методом начисления данные компенсации признаются ежемесячно на основании п. 4 ст. 272 НК РФ и являются косвенными расходами (ст. 318 НК РФ).

Обратите внимание, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются (ст. 219 ТК РФ).

Компенсации за разъездной характер работы в автотранспорте