С применением информационных технологий классическая коммерческая деятельность претерпела значительные изменения. Формально договоры, заключаемые в сети Интернет, можно отнести к категории договоров между присутствующими, если исходить из времени реакции участников сделки. В то же время отсутствие личных контактов порождает угрозу дефекта субъекта сделки и требует дополнительной деятельности по определению его правоспособности и дееспособности. Дополнительную сложность придает как форма сделки, так и возможность определения момента возникновения обязательств.

Электронная торговая деятельность реализуется посредством использования информационных технологий, таких, как: мобильная связь, эфирное вещание, подвижная связь, сеть Интернет и др. технологии передачи сигналов на расстоянии. Используются и технологии оптимизации поиска с целью ускорения поиска и улучшения качества запрашиваемого объекта - поисковые системы, программы-посредники и др. Данные технологии обеспечивают технологическую базу для функционирования интернет-магазинов, электронных торговых площадок их разновидностей - электронных аукционов и др., посредством которых осуществляется торговая деятельность.

Рассмотрим особенности осуществления торговой деятельности посредством интернет-магазина и электронной торговой площадки.

При реализации своей функции электронной площадкой участвуют следующие субъекты: электронная площадка, зарегистрированные участники, банк и др.

В процессе реализации интернет-магазином своей функции можно выделить следующих субъектов, участвующих в деятельности магазина, - потенциальные потребители услуг, покупатели товаров, банк, расчетный центр и логистическая компания, информационные посредники или лица, оказывающие услуги в сети Интернет, и др. Помимо получения прибыли интернет-магазин имеет и обязанности, связанные с ознакомлением потребителей с обязательной информацией о товарах, формированием договора с обязательными условиями для договора купли-продажи, выполнением взятых на себя обязательств по договору.

Базовой статьей, определяющей возможность заключения договора розничной купли-продажи на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров (продажа товара по образцам), или на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара), является статья 497 ГК РФ.

Рассмотрим каждый способ заключения договора розничной купли-продажи интернет-магазином.

Общая характеристика договоров, заключаемых в сети Интернет