Так, существуют следующие определения электронных торговых площадок: "Торговые площадки в Интернете относятся к формам электронной торговли, таким, как и электронные биржи, интернет-магазины и т.д.". Под электронной торговой площадкой понимается "сайт в сети Интернет для проведения закупок в электронной форме (формате) или единый веб-портал (единый официальный сайт) закупок - сайт в сети Интернет (информационная система и электронный информационный ресурс) каждой стороны, предоставляющий единое место доступа к информации о закупках и размещении указанной информации, а также единое место доступа к электронным услугам (закупкам) в случае, если это предусмотрено законодательством государства стороны". Таким образом, электронную торговую площадку можно определить как технологическую платформу, предназначенную для взаимодействия субъектов, определенных законом с целью заключения договора.

Можно определить следующие технологические платформы взаимодействия для заключения сделок:

  1. электронные торговые площадки;
  2. электронные аукционы;
  3. электронные агенты для совершения сделок;
  4. интернет-магазины.

С 2013 г. понятие электронной площадки раскрывается ФЗ № 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который под электронной площадкой понимает сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на котором проводятся электронные аукционы. ФЗ № 44 ввел также термин "закупка" как совокупность действий, осуществляемых заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Если Законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), то закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (п. 3 ст. 3 ФЗ № 44). Закупка включает планирование закупок, мониторинг и контроль над закупками, совокупность данных действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, и их субъектного состава и раскрывается термином "контрактная система" (п. 1 ст. 3 ФЗ № 44).

Однако, несмотря на то что электронные торговые площадки Постановлением Правительства Москвы от 30 ноября 2004 г. № 827-ПП, указанным выше, отнесены к электронным биржам и интернет-магазинам, все же можно увидеть определенную разницу. Обычно электронные торговые площадки связаны с выработкой предложений по условиям и свойствам необходимого товара или выбором исполнителей тех условий, которые включены в договор или контракт, с ожиданием лучших предложений от участников конкурса, в то время как интернет-магазины торгуют уже чем-то определенным на условиях договора присоединения, условия которого определены продавцом и не могут меняться.

В настоящее время выделяют следующие типы электронных торговых площадок.

1. Электронные торговые площадки, предназначенные для размещения государственного заказа. Данные электронные торговые площадки отбираются Минэкономразвития РФ и ФАС РФ в рамках специальной процедуры. Площадки располагают функционалом для проведения открытых аукционов в электронной форме и действуют по регламенту, жестко определенному законодательством Российской Федерации. Согласно Приказу Минэкономразвития России от 26 октября 2009 г. № 428 и Приказу Минэкономразвития России и ФАС России от 14 ноября 2009 г. № 466/763 к 1 января 2010 года был осуществлен отбор пяти электронных торговых площадок: ЗАО "Сбербанк-АСТ"; ОАО "Единая электронная торговая площадка"; ГУП "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан"; а также площадки ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа" и ОАО "РТС".

2. Электронные торговые площадки по продаже имущества должников (банкротов) на этих площадках реализуют имущество должников. Данная электронная торговая площадка предназначена для автоматизации процедуры проведения торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и Приказом Минэкономразвития № 54 от 15 февраля 2010 г. В настоящее время Комиссией Минэкономразвития РФ аккредитовано несколько электронных торговых площадок по реализации имущества должников (банкротов), в частности Уральская электронная торговая площадка (оператор - ЗАО "УЭТП").

Приказом Министерства экономического развития РФ от 15 февраля 2010 г. № 54 утверждены правила проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, правила взаимодействия организаторов открытых торгов, операторов электронных площадок, лиц, заинтересованных в регистрации на электронной площадке, лиц, представляющих заявки на участие в открытых торгах (далее также - заявители), участников открытых торгов в процессе их организации и проведения. Для проведения открытых торгов организатор торгов заключает договор о проведении открытых торгов с оператором электронной площадки, соответствующим требованиям, установленным настоящим Приказом.

Так, например, в соответствии с ч. 12 - 14 ст. 32.1 ФЗ от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" продажа государственного или муниципального имущества может осуществляться в электронной форме, результаты проведения продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме должны оформляться протоколом, который размещается на официальном сайте в сети Интернет, на котором проводилась продажа в электронной форме, в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола.

3. Электронные торговые площадки для размещения заказов по Федеральному закону № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изменениями и дополнениями). В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ № 223 на данных электронных площадках закупки осуществляют следующие юридические лица:

  1. государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  2. дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей;
  3. дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит дочерним хозяйственным обществам;
  4. бюджетные учреждения при осуществлении ими закупок:
  • за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Примером такой электронной торговой площадки является ЭТП "ТОРГИ 223".

4. Электронные торговые площадки для коммерческих заказчиков. На данных площадках проводят торги коммерческие юридические лица, например электронная торговая площадка Росатома - "Аукционный конкурсный дом". Данные площадки делятся на 2 типа:

4.1. Специализированные электронные торговые площадки, созданные под нужды определенного предприятия самими продавцами. Например: электронная торговая площадка Газпрома по продаже нефтепродуктов.

4.2. Многопрофильные электронные торговые площадки, на которых представлен более широкий спектр продукции и услуг, чем на специализированных электронных торговых площадках. На таких площадках любая компания может выступать как в качестве заказчика, так и в качестве поставщика товаров и услуг без ограничений по номенклатуре. На площадках второго типа размещают информацию о своих закупках компании, подпадающие под действие 223-ФЗ.

Некоторый перечень электронных торговых площадок размещен на сайте Ассоциации электронных торговых площадок: http://aetp.ru/Html.aspx?ContentType=HtmlItem&ItemId=1035&MenuId=35.

Есть три ключевых участника торгов, организуемых посредством использования электронной торговой площадки, - оператор электронной площадки, потенциальный покупатель, непосредственный организатор торгов. Электронная площадка как программная технология обеспечивает взаимодействие всех субъектов. В общем случае организаторы или операторы электронных торговых площадок выступают третьими лицами, и в зависимости от того, каков статус указанных лиц и совершают ли они юридически значимые действия в процессе заключения договора, меняется конструкция договора.

Участниками деятельности электронных торговых площадок могут быть также и третьи лица, функции которых заключаются в посредничестве, например, они могут размещать заявки клиента на продажу какой-либо продукции; оформлять заявки покупателя, как с формальной, так и функциональной стороны; предоставлять услуги по переводу средств платежа на базе своего программного обеспечения и др. функции. В случае если третьи лица выполняют активную роль, то они становятся обязанной стороной по сделке. Таким образом, для того чтобы определить, какими гражданско-правовыми нормами должны регулироваться отношения между организатором электронной торговой площадки и его клиентами, необходимо осуществить правовой анализ тех функций, которые осуществляет организатор электронной торговой площадки.

Основным участником является оператор электронной торговой площадки. В соответствии с Соглашением о государственных (муниципальных) закупках "под оператором электронной торговой площадки понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, государственная регистрация которых осуществляется в установленном законодательством государства стороны порядке". Оператор электронной торговой площадки владеет электронной торговой площадкой в соответствии с законодательством государства стороны, а также необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и (или) обеспечивают ее функционирование. ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" фактически повторяет данное определение, однако в отличие от определения, данного в Соглашении, связывает оператора только с юридическим лицом.

Правительство РФ устанавливает порядок и условия отбора операторов электронных площадок, по результатам которого определяется перечень таких операторов. Функционирование электронных площадок осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Инструментом, обеспечивающим единство регулирования всего процесса, является единая информационная система (ЕИС), которая содержит:

  • сведения, которые в настоящее время подлежат размещению на официальном сайте, - планы-графики, извещения и протоколы;
  • реестр контрактов и реестр недобросовестных контрагентов;
  • базу нормативных актов;
  • информацию, необходимую для формирования предметов закупок и обоснования цены (данный пункт вступит в силу с 1 января 2015 года (ч. 2 ст. 114 Закона № 44-ФЗ));
  • информацию о складывающихся на товарных рынках ценах;
  • информацию о реализации планов и отчеты заказчика;
  • результаты мониторинга, аудита и контроля закупок;
  • реестр банковских гарантий, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;
  • другую информацию, предусмотренную Законом № 44-ФЗ (ч. 3 ст. 4 ФЗ № 44).

Оператор электронной площадки для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах осуществляет аккредитацию участников такого аукциона в соответствии со ст. 61 ФЗ № 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг".

За нарушение оператором электронной площадки порядка аккредитации участников размещения заказа предусмотрена административная ответственность (ч. 10 ст. 7.30 КоАП). Закон также определяет перечень документов, которые участник электронного аукциона должен предоставить оператору электронной площадки, который не может быть расширен и дополнен. Другие документы оператор электронной площадки требовать не имеет права. Закон также подробно определяет регламент аккредитации участника электронного аукциона и основания отказа в аккредитации, которые также не могут быть расширены. У участника электронного аукциона, получившего отказ в аккредитации, существует право вновь представить документы и информацию для получения аккредитации на электронной площадке после устранения указанных оснований.

У участника появляются обязанности незамедлительно направить оператору электронной площадки уведомление в случае изменения информации в учредительных документах, в случае замены или прекращения действия данных документов, в том числе замены или прекращения действия усиленной электронной подписи, либо выдачи участником электронного аукциона новых доверенностей на осуществление от его имени действий по участию в таких аукционах, а также участник должен направить новые документы и информацию. Участник электронного аукциона несет также и ответственность за достоверность всей информации, усиленной электронной подписи, за своевременное уведомление оператора электронной площадки об изменениях в документах, за замену документов и усиленной электронной подписи или прекращение ее действия.

Участник электронного аукциона, получивший аккредитацию, вправе участвовать во всех таких аукционах, проводимых на этой электронной площадке.

Оператор электронной площадки обязан обеспечить аккредитованному на электронной площадке участнику доступ к участию в любых аукционах, проводимых на данной электронной площадке. Аккредитация предоставляется на три года с даты направления оператором электронной площадки участнику уведомления о принятии решения о его аккредитации на электронной площадке. Оператор электронной площадки также обязан обеспечить размещение документов и информации на электронной площадке или внесение изменений в представленные документы и информацию в случае получения документов или информации об изменениях от участника электронного аукциона. Оператор указывает дату и время поступления указанных документов и информации. При этом оператор электронной площадки не осуществляет проверку достоверности указанных документов и информации, а также проверку изменений, внесенных в документы и информацию, на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Также в обязанности оператора электронной площадки входит направление участнику электронного аукциона уведомления об окончании срока аккредитации за три месяца до даты окончания данного срока. Участник вправе пройти аккредитацию на новый срок не ранее чем за шесть месяцев до даты окончания срока полученной ранее аккредитации.

Министерство юстиции РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) в 2010 г. внесли предложение, что для реализации имущества должника необходимо проводить открытые электронные торги в сети Интернет и предоставлять судебному приставу-исполнителю контрольные полномочия в процессе реализации имущества.

ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определяет следующие конкурентные способы осуществления закупок:

1) конкурсы (победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта):

  • открытый конкурс (ст. 48);
  • конкурс с ограниченным участием (ст. 56);
  • двухэтапный конкурс (ст. 57);
  • закрытый конкурс (ст. 85);
  • закрытый конкурс с ограниченным участием (ст. 85);
  • закрытый двухэтапный конкурс (ст. 85);

2) аукционы (победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта):

  • аукцион в электронной форме (или электронный аукцион) (ст. 59);
  • закрытый аукцион (ст. 86 - 91);

3) запрос котировок (ст. 72);

4) запрос предложений (ст. 83);

5) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 93).

В большинстве случаев форма электронных торговых площадок применяется между юридическими лицами и государством в лице государственных органов, но может применяться и для организации электронных торгов между физическими лицами и юридическими лицами.

Принятый ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" направлен на регулирование отношений в связи с обеспечением государственных и муниципальных нужд в части:

  1. планирования закупок товаров, работ, услуг;
  2. определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  3. заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (далее - контракт);
  4. особенностей исполнения контрактов;
  5. мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
  6. аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
  7. контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

Взаимодействие участников строится на обмене электронными документами между участниками контрактной системы в сфере закупок для подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а также для формирования окончательных предложений. Заявки, окончательные предложения и документы должны подписываться усиленной электронной подписью и подаваться посредством единой информационной системы.

Электронная торговая площадка предоставляет возможность проводить не только открытые конкурсы, доступ к которым имеют все участники системы, но и закрытые. Доступ туда производится по приглашению ограниченному кругу лиц.

Ключи усиленной электронной подписи, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей создаются и выдаются аккредитованными удостоверяющими центрами или в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, удостоверяющими центрами, созданными в соответствии с нормами права иностранного государства.

Министерство экономического развития Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с Федеральной антимонопольной службой устанавливает порядок использования усиленных электронных подписей в единой информационной системе и на электронных площадках, порядок взаимодействия удостоверяющих центров с единой информационной системой и электронными площадками, ответственность таких удостоверяющих центров.

Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с ФСБ устанавливает требования к сертификатам ключей проверки электронной подписи и ключам усиленной электронной подписи, используемым в единой информационной системе и на электронных площадках, в том числе с учетом обязательств, установленных международными договорами РФ.

Посредством электронной торговой площадки гражданское законодательство позволяет также приобретать земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или приобретать право на заключение договора аренды земельного участка через торг (конкурсы, аукционы) (ст. 38 Земельного кодекса РФ). Кроме того, предоставление земельного участка для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах.

В 2011 г. в соответствии со статьей 53 Федерального закона "О защите конкуренции" Федеральная антимонопольная служба являлась уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, определяющим официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров в отношении федерального имущества, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", а также определяющим на конкурсной основе официальное печатное издание для опубликования извещений о проведении конкурсов или аукционов и вносимых в них изменений, а также извещений об отказе от проведения конкурсов или аукционов. Нарушение требований ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" - основание недействительности конкурса на право заключения государственного контракта.

С 1 июля 2009 г. в Москве функционирует единая пилотная электронная торговая площадка города Москвы для проведения эксперимента по централизации размещения госзаказа в электронной форме и апробации крупных электронных аукционов. Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования сайтом в сети Интернет, на котором проводится продажа в электронной форме, утверждаются Министерством экономического развития РФ. Порядок организации и проведения продажи в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.

Анализ судебной практики позволяет заключить, что основным показателем для классификации стороны как участника электронных торгов является регистрация данного лица на сайте электронной торговой площадки. Так, суд сделал вывод, что истцом не были совершены все необходимые действия и приготовления, свидетельствующие о его действительном намерении участвовать в оспариваемых торгах. Согласно Регламенту проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее по тексту - Регламент), участником электронной площадки является любое лицо, прошедшее процедуру регистрации на электронной площадке и имеющее доступ к полному функционалу закрытой части (раздел 1.2. Регламента). Как усматривается из материалов дела и установлено судами, истец не представил доказательств выполнения им требований к автоматизированному рабочему месту участника электронной площадки (пункт 1.5 Регламента). Кроме того, пунктами 1.7 и 1.2 Регламента предусмотрено, что для организации электронного документооборота участник электронной площадки должен установить необходимые аппаратные средства, клиентское программное и информационное обеспечение и получить сертификат электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) в доверенном удостоверяющем центре (далее - УЦ).

Следовательно, для участия в торгах каждое желающее лицо обязано получить сертификат электронной цифровой подписи (ЭЦП) и зарегистрироваться на электронной площадке.

Установив данные обстоятельства по делу, суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что истец, зная о порядке и сроках проводимых торгов, имея возможность ознакомиться с регламентом их проведения, не произвел необходимых действий для направления в установленные сроки соответствующей заявки для участия в них. Что позволяет сделать заключение, что истец не является субъектом отношений в части реализации электронной торговли посредством ЭТП.

Электронный аукцион