В настоящее время все чаще используется термин "облачные" вычисления в различных сферах общественной жизни. Данные технологии применяются с целью оптимизации бизнес-процессов, для улучшения качества обслуживания, предоставления различного рода услуг, повышения уровня информатизации. Так, в области предоставления медицинских, государственных, банковских, частных услуг все чаще поднимаются вопросы о возникающих отношениях и их регулировании.

Данная технология не является новой, еще в 1993 году она изучалась в технических вузах. Условно можно сказать, что активно она стала использоваться некоторыми государствами с 2000 года.

В РФ распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Государственная программа "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", в которой определено в числе прочих мер развития информационного общества мера по созданию национальной платформы "облачных" вычислений.

"Облачные" вычисления представляют технологию обработки различного рода информации, которые состоят из аппаратно-программного комплекса. Доступ к использованию данной технологии может предоставляться неограниченному числу пользователей одновременно. Правообладателем "облачных" вычислений является физическое или юридическое лицо, которое и определяет, что именно (программное и/или аппаратное обеспечение) и на каких условиях предоставляется в пользование пользователя данной технологии, в этом и состоит услуга использования аппаратно-программного комплекса.

Правообладателем технологии, входящей в "облако", могут быть как хост-провайдер, который предоставляет доступ в сеть Интернет и "облачные" вычисления; третье лицо, которое арендует серверное место на сервере провайдера хостинга, где и размещает свою технологию "облачных" вычислений, так и другие лица.

У пользователя не возникает права собственности на используемые материальные объекты, он берет в аренду материальный объект (аппаратный комплекс), который может быть связан с результатами интеллектуальной деятельности, права на которые должны также учитываться. Например, на нем может быть установлено программное обеспечение или он может быть неразрывно связан с программным обеспечением, как, например, микросхема.

В зависимости от условий предоставления услуги пользователь имеет доступ к технологии обработки данных, сохраняемых в "облаке", либо без права сохранения данных на собственном компьютере, либо могут быть предусмотрены условия сохранения информации, с которой работал пользователь, в памяти компьютера пользователя, но во всех случаях пользователь не может управлять и не должен заботиться об инфраструктуре, об операционной системе и функционировании программного обеспечения, с которым он работает.

В технической сфере принята классификация "облачных" вычислений:

  1. SaaS (Software as a service) - в данном случае предоставляется право на использование и доступа клиенту к необходимому программному обеспечению;
  2. IaaS (Infrastructure as a Service) - предоставляется право на использование аппаратно-программного комплекса провайдера для работы и хранения данных;
  3. PaaS (Platform as a Service) - предоставляется право на использование аппаратно-программного комплекса для разработки, тестирования, развертывания и поддержки веб-приложений.

В настоящее время в РФ планируется создать семь мощных дата-центров, на базе которых будут предоставляться "облачные" сервисы для органов государственной власти и научных кругов. В том числе для предоставления государственных услуг разработана платформа государственных приложений "Госприклад", с помощью которых граждане смогут получить доступ к различным госуслугам.

Но с точки зрения частноправового регулирования основным является то, что именно предоставляется к доступу - программное обеспечение или аппаратный комплекс либо то и другое одновременно; способы предоставления в пользование технологии "облачных" вычислений.

Так, например, распоряжением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 1275-р одобрена Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет". Данная Концепция рекомендована органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при разработке систем управления государственными (муниципальными) финансами.

Централизованные подсистемы системы "Электронный бюджет" будут предоставляться в качестве сервисных подсистем для использования субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или организациями сектора государственного управления на безвозмездной основе, в том числе по модели "программное обеспечение как услуга" (SaaS).

Единый портал бюджетной системы Российской Федерации будет состоять из закрытой и открытой частей.

Открытая часть портала предусмотрена как публичный информационный ресурс, обеспечивающий свободный доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере управления общественными финансами.

Источником сведений, размещаемых в открытой части портала, является информация, хранение и обработка которой осуществляются в централизованных и сервисных подсистемах системы "Электронный бюджет".

Закрытая часть портала будет состоять из "личных кабинетов", доступных пользователям, обладающим соответствующими полномочиями и имеющим сертификаты ключей электронной подписи, и являться единой точкой доступа пользователей к функциям централизованных и сервисных подсистем системы "Электронный бюджет". При этом будет реализовано единое и унифицированное для всех подсистем управление уровнем доступа пользователей к функциям подсистем системы "Электронный бюджет" в зависимости от их полномочий.

Проектируется и разрабатывается система "Электронный бюджет" на основе принципов технической архитектуры централизованной или "облачной" технологии (предоставленные пользователям как сервис) хранения и обработки информации.

Пользователям "облачной" платформы будут доступны сервисы, связанные с госуслугами, в частности приложения для медицины, ЖКХ, энергетики, транспорта и другие. Кроме того, появится онлайн-сервис для работы с документами.

"На сегодняшний день подобные собственные технологии в России практически отсутствуют, в связи с чем данную нишу активно занимают зарубежные компании, такие, как Google", - констатировал И.И. Массух.

Институт инженеров по электротехнике и электронике (IEEE), исследуя перспективы развития "облачных" вычислений, проводит параллель между ними и Интернетом. В России действует Сибирская, Северо-Западная (Санкт-Петербург) и Центральная российская (Москва) секции. Согласно документу IEEE, опубликованному в 2008 году, "Облачная" обработка данных - это парадигма, в рамках которой информация постоянно хранится на серверах в Интернете и временно кэшируется на клиентской стороне, например на персональных компьютерах, игровых приставках, ноутбуках, смартфонах и т.д.".

Рассмотрим каждый случай отдельно.

SaaS (программное обеспечение как услуга). В данном случае клиент не приобретает в собственность экземпляр программного обеспечения, а получает право на временное использование программного обеспечения.

Проблемой в данном случае является определение способа передачи права пользования пользователю "облака". По существующей классификации ст. 1270 ГК РФ наиболее подходящей формой способа использования в данных отношениях можно было бы предположить применение ч. 5 п. 2 ст. 1270 "прокат оригинала или экземпляра произведения", но в то же время п. 4 ст. 1270 определяет, что правила ч. 5 п. 2 ст. 1270 не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

Таким образом, только в случае, если основным объектом гражданско-правового договора является самостоятельный прокат программы для ЭВМ, можно говорить о правильности заключения договора.

В то же время Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ разъяснили определенные особенности проката программы для ЭВМ. "Программа для ЭВМ может быть предоставлена в прокат без согласия правообладателя в случае, когда объектом проката является устройство, неразрывно связанное с установленной на нем программой (в частности, калькулятор, стиральная машина). Компьютер и установленное на нем программное обеспечение не связаны неразрывно между собой. Прокат компьютера с установленными на нем программами для ЭВМ является способом использования этих программ и не допускается при отсутствии у арендодателя прав на сдачу таких программ в прокат. Использование программ для ЭВМ, модифицированной без согласия правообладателя (в частности, в нее были внесены изменения, допускающие использование программы без электронного ключа), признается нарушением его исключительных прав".

В случае применения "облачных" вычислений сдаваемая в прокат программа предоставляется неограниченному количеству клиентов. Обязанностью клиента является повременная оплата использования программного времени, при этом используется аппаратный комплекс пользователя.

PaaS (платформа в качестве сервиса) предоставляется право на использование аппаратно-программного комплекса правообладателя для разработки, тестирования, развертывания и поддержки программ для ЭВМ, работающих на инфраструктуре провайдера. Благодаря модели PaaS весь перечень операций по разработке, тестированию и разворачиванию веб-приложений можно выполнить в одной интегрированной среде. Пользователи работают с приложениями через Интернет - с серверов провайдера.

Примером может служить предоставление услуг хостинга для веб-сайтов.

IaaS (инфраструктура как услуга) - пользователю предоставляется право на использование аппаратного комплекса для работы и хранения данных. В связи с тем что среди услуг предоставляется аппаратное место на сервере, то лицо, предоставляющее такую услугу, должно быть хост-провайдером.

Клиенту предоставляются серверы, системы хранения данных, сетевое оборудование, программы для ЭВМ. Так же как и в первом случае, все объекты могут использоваться неограниченным количеством клиентов.

Данная услуга позволяет избавиться от необходимости приобретения дорогостоящего оборудования. Клиент также платит только за время использования данных объектов.

В качестве примера можно привести опыт сотрудников НИЦ "Курчатовский институт", которые создали следующие системы удаленного доступа: к роботизированному кристаллизатору макромолекул; к просвечивающему электронному микроскопу; к аппаратно-программному комплексу для виртуализации и динамичного управления вычислительными ресурсами и данными по технологии "облачных" вычислений.

Таким образом, сервисы "облачных" вычислений представляют собой интернет-приложения, доступ к которым обеспечивается посредством специальной программы доступа в сеть, а использование аппаратно-программного комплекса осуществляется с разрешения правообладателя. Но существенной проблемой является отсутствие специально предусмотренной формы договора для временного возмездного использования информационных объектов, а также отсутствие формы такового использования.

В связи с активной интеграцией и использованием "облачных" вычислений стоит рассмотреть юридические механизмы оформления отношений в данной сфере. В каждом конкретном случае предоставляется право на использование аппаратного или программного комплекса "облачной" технологии. Многие специалисты утверждают, что данные отношения строятся на правах аренды. Так, например, фирма 1С, являясь сервис-провайдером, предоставляет свои программные продукты 1С-потребителям как услугу (SaaS), определяя отношения как аренду программного комплекса 1С.

В тех случаях, когда речь идет об использовании материальных объектов, например, таких, как место на сервере для хранения информации, тогда применение гражданско-правового договора аренды является верным. Однако для информационных объектов, например программное обеспечение, применение данного вида договора является не верным.

Отсутствие понимания различия и специфики информационных объектов приводит к существованию устоявшегося мнения о возможности применения договора аренды при использовании программы для ЭВМ. Можно привести следующий пример: так, компания "Микротест" "предлагает альтернативу традиционному приобретению лицензий программного обеспечения - аренду программного обеспечения, а точнее, лицензий. Аренда лицензий - это возможность установить на ваше или арендованное оборудование программное обеспечение Microsoft".

Для того чтобы наглядно понять, в чем же проблема, обратимся к ст. 606 ГК РФ, определяющей понятие договора аренды. В первую очередь в данной статье речь идет об имущественном найме, при котором арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Таким образом, объектом аренды может быть только имущество.

В соответствии со ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

В то же время программа для ЭВМ является не имуществом, а результатом интеллектуальной деятельности, на которые возникают интеллектуальные права, а не вещные права. Кроме того, ст. 1227 ГК РФ прямо указывает на независимость интеллектуальных прав от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности.

В связи со спецификой объекта правового регулирования информационного права, например программного обеспечения, передается по гражданско-правовому договору не сам объект, а исключительные права на него. В связи с этим необходимо использовать для таких временных возмездных отношений по использованию программы для ЭВМ договор коммерческой концессии.

Однако договор коммерческой концессии может быть использован только коммерческими организациями или гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 1027 ГК РФ).

По договору коммерческой концессии правообладатель обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Таким образом, из списка участников договора коммерческой концессии исключаются простые граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, суды и др.

Соответственно, самым оптимальным правовым механизмом для всех видов субъектов в случае временного возмездного либо безвозмездного использования программного обеспечения, представленного в "облачных" технологиях, является применение лицензионных соглашений на право использования программы для ЭВМ. Законодательством РФ предусмотрена правовая конструкция в виде простой или неисключительной лицензии, которая позволяет предоставлять лицензиату (приобретателю прав) права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром (правообладателю) права выдачи лицензий другим лицам (ст. 1236 ГК РФ).

Таким образом, среди всех возможных вариантов оформления отношений по использованию "облачных" вычислений (аренда, коммерческая концессия и лицензионное соглашение) оптимальным будет являться комплекс договоров - договор аренды и лицензионного соглашения.

"Облачные" вычисления в зависимости от лица, которому они принадлежат, могут называться публичными или частными. Публичные "облака" принадлежат государственным органам, органам местного самоуправления и т.д., которым применение новой технологии позволит одновременно собирать информацию и предоставить работу с одним массивом информации неограниченному кругу пользователей, а также предоставлять услуги из одного "облака" всем желающим. Кроме того, публичные облака могут быть более защищенными с точки зрения информационной безопасности.

Можно привести пример применения "облачных" вычислений для предоставления государственных услуг в иностранных государствах. Так, в 2010 г. в Великобритании начат проект G-Cloud ("Государственное "облако"). Данный проект обеспечивает оптимизацию деятельности государственных центров обработки данных и позволяет сэкономить накладные расходы. Гибкое масштабирование, быстрый доступ к ресурсам, поддержание надлежащего уровня безопасности, высокая степень стандартизации, широкие возможности совместного использования ИТ делают G-Cloud привлекательным и экономичным решением для сложной архитектуры интернет-правительства. Планируется, что к 2014 г. благодаря G-Cloud ИТ-расходы британских органов власти сократятся на 20%.

В данной архитектуре одновременно поддерживается работа 48 виртуальных рабочих столов.

Следующим примером можно назвать введение в Великобритании в эксплуатацию правительственного шлюза (Government Gateway), который централизовал интернет-доступ к различным блокам правительственной архитектуры. Это позволило объединить разрозненные государственные интернет-ресурсы Великобритании и к настоящему времени закрыть тысячу дублирующих сайтов органов власти из четырех тысяч существовавших. Данная система позволяет обмениваться информацией между порталами, кроме того, в ней хранится вся информация на случай аварии одного из подчиненных порталов. Для работы и использования данной технологии все граждане, юридические лица обязаны зарегистрироваться в системе Government Gateway. Кроме Government Gateway жители и организации Великобритании могут пользоваться услугами трех основных британских интернет-служб:

  • DirectGov: портал министерства труда и пенсий для физических лиц;
  • NHS Choices: портал министерства здравоохранения для физических лиц;
  • BusinessLink: портал министерства налоговых и таможенных поступлений для юридических лиц.

Применяемые системы обеспечивают транзакции, аутентификацию и безопасность. По оценкам экспертов, экономия при каждом обращении граждан Великобритании к сервисам, предлагаемым электронным правительством, в среднем составляет не менее 8 фунтов.

Можно привести и другой пример использования "облачных" вычислений с целью снижения затрат, это организация процедуры получения водительского удостоверения в Великобритании. Традиционная процедура, включавшая в себя отправление подтверждающих документов по почте, стоила 17 фунтов, с предоставлением доступа в онлайне она обходится в 100 раз дешевле. Общий итог проекта - при трехлетнем бюджете 90 млн. фунтов ежегодная экономия уже достигает 300 млн. фунтов стерлингов и в будущем вырастет до 400 млн.

Для экономии на самом проекте британского электронного правительства была создана виртуальная модель, содержащая основные технологические компоненты для взаимодействия с общей инфраструктурой правительства, способная функционировать на любом сервере в любой точке мира.

Но, к сожалению, в нашей стране не так много примеров использования моделей предоставления государственных услуг, основанных на "облачных" вычислениях. На данный момент в РФ существуют программы, рекомендующие использовать "облачные" технологии для предоставления государственных услуг. В РФ принята концепция создания единой информационной системы отрасли (ЕИС) и программа модернизации здравоохранения на 2011 - 2012 годы. "Облачная" модель принята в качестве основной для дальнейшего развития ЕИС. Должностные лица определяют необходимость использования современной технологии - "облачная" архитектура - с целью создания полноценной информационно-аналитической системы и построения инфраструктуры ее информационной безопасности.

В РФ согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 238-р ОАО "Ростелеком" назначено единственным исполнителем работ по дальнейшему созданию и развитию комплекса информационно-технологических и телекоммуникационных элементов инфраструктуры и систем электронного правительства на территории Российской Федерации на 2012 - 2014 годы.

Ростелеком должен выполнить Перечень мероприятий Государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", которые включают в себя развитие портала госуслуг, развитие единого пространства доверия электронной подписи, развитие системы межведомственного электронного взаимодействия, единой системы идентификации. Планируется, что Ростелеком займется развитием механизмов, позволяющих использовать мобильные устройства для доступа к сервисам электронного правительства, а также государственной электронной почты, которая будет использоваться для взаимодействия граждан с госорганами.

В обязанности исполнителя, кроме того, входит создание единых справочников и классификаторов для государственных информационных систем, а также создание таких проектов, как "Электронный загс", "Электронный регион" и "Электронная демократия".

Основой для реализации указанных систем стала также создаваемая единственным исполнителем национальная платформа "облачных" вычислений.

В рамках вышеуказанного распоряжения Ростелеком разработал и запустил в тестовую эксплуатацию "облачную" платформу в августе 2011 г. С ее помощью оператор будет продавать свои вычислительные ресурсы и ПО сторонних производителей. В дальнейшем платформа может стать составной частью национального "облака".

Проект предлагает инфраструктуру как услугу (IaaS), SaaS.

В рамках другого проекта подключены 46 российских учреждений высшего профессионального образования и Российской академии наук к единой VP№-сети. Основная цель программы - это создание "экосистемы", которая помогла бы, прежде всего, заинтересованным университетским коллективам как можно шире использовать технологии параллельных и распределенных вычислений для решения образовательных, исследовательских и производственных задач. Однако и юридические лица активно используют "облачные" вычисления, например группа компаний "Связной" построила частное "облако". В "облачную" среду были переведены система управления бизнесом и другие приложения. Кроме того, "облако" применяется для выделения тестовых инфраструктур разработчикам. В дальнейшем в компании планируется расширять использование виртуализации.

Но, конечно, как и при использовании любой технологии, у "облачных" вычислений есть свои минусы, они несут новые риски.

Во-первых, пользователь не является владельцем и не имеет доступа к внутренней "облачной" инфраструктуре. Сохранность пользовательских данных сильно зависит от компании провайдера.

Во-вторых, отсутствуют общепринятые стандарты в направлении безопасности "облачных" технологий.

Первоначально стандарты безопасности разрабатывает сам правообладатель "облака", который свободен в выборе моделей и механизмов обеспечения защиты. Правда, эта свобода достаточно относительная, т.к. все зависит от обрабатываемой информации, если она относится к информации ограниченного доступа, то для такого рода информации законом может быть предусмотрено использование специальных систем обеспечения безопасности работы с информацией.

Если нет специальных требований закона, то правообладатель "облачных" вычислений может добровольно пройти аудит и сертификацию по ISO/IEC 27001:2005 и SAS 70 Туре II и Type I.

Существуют и другие механизмы обеспечения информационной безопасности обрабатываемых и хранимых данных.

В-третьих, нет однозначного ответа об ответственности лица, предоставляющего услугу перед заказчиком.

В-четвертых, не все договорные формы могут использоваться для заключения договора на использование РИД с заказчиком.

Таким образом, необходимо разработать лицензионную политику использования исключительных интеллектуальных прав, а также, прежде чем использовать "облачные" технологии, нам необходимо разобраться в технологиях, их надежности и правообладатель данной технологии должен прописать в условиях договора уровень сервиса, который он обеспечивает.

Несмотря на существующие риски, "облачные" вычисления стали все активнее использоваться для развития электронного бизнеса, т.к. помимо рисков организации получают и новые возможности. К таким возможностям можно отнести:

  1. отсутствие необходимости дополнительных инвестиций в ИТ инфраструктуру собственной компании, т.к. компания платит "облачному" провайдеру только за использованные "облачные" ресурсы;
  2. ответственность за работу программно-аппаратных средств возлагается на "облачного" провайдера;
  3. сокращаются расходы на приобретение программных и аппаратных средств и их обновления.

Понятие и правовая характеристика электронного документооборота