В процессе реализации предпринимательской деятельности важную роль занимают средства индивидуализации, их основным предназначением является информирование потребителя об индивидуализирующих признаках юридического лица, индивидуального предпринимателя и группе товаров или услуг. Природа средств индивидуализации как носителей образной информации о производителе конкретного товара, работы или услуги либо о самом предлагаемом товаре, работе или услуге, выступающих в качестве объектов правовой охраны, не позволяет в полной мере отождествлять средства индивидуализации с иными охраняемыми объектами не только интеллектуальной, но и промышленной собственности. Применение данных средств индивидуализации регулируется специальными средствами и правовыми механизмами их применения, обеспечивающими интересы всех участников, включая государство, предпринимателей и потребителей продукции. Группа объектов промышленной собственности, получившая название средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, состоит из двух родственных по выполняемым функциям подгрупп - подгруппы средств индивидуализации продукции и подгруппы средств индивидуализации участников гражданского оборота. Данные две подгруппы включают в себя следующие объекты.

  1. Первая подгруппа - средства индивидуализации продукции, включающие товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, указания происхождения товаров.
  2. Вторая подгруппа - средства индивидуализации участников гражданского оборота - состоит из таких средств индивидуализации, как фирменные наименования и коммерческие обозначения.

Эти подгруппы включают четко определенный перечень средств индивидуализации, указанный в части 4 ГК РФ.

Правовая охрана средств индивидуализации осуществляется как международными нормативно-правовыми актами, так и национальным законодательством большинства стран мира. Ряд международных договоров содержит перечни обозначений или указания на объекты интеллектуальной собственности, выполняющие индивидуализирующие функции.

Парижская конвенция к средствам индивидуализации относит товарные знаки, знаки обслуживания, указания происхождения, наименования мест происхождения и фирменные наименования.

В Российской Федерации правовое регулирование средств индивидуализации юридических лиц и выпускаемой продукции или выполняемых услуг осуществляется ч. 4 ГК РФ, в который были включены положения Закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Разработка этого документа осуществлялась на основании положений Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения товара и их международной регистрации от 31 октября 1958 года.

Помимо указанного Закона, регулирование некоторых вопросов, касающихся товарных знаков, знаков обслуживания и мест происхождения товаров, осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:

1. Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (далее - Закон о конкуренции).

Сферой действия Закона "О защите конкуренции" являются соглашения в отношении находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов.

Данный Закон регулирует отношения, связанные с таким использованием объектов исключительных прав, которые направлены на ограничение конкуренции.

Так, в частности, в пункте 2 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" сказано: "Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг".

Кроме того, пунктом 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" установлен запрет на:

  1. распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  2. введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
  3. некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
  4. продажу, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
  5. незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

2. Федеральным законом "О рекламе" от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе).

Законом "О рекламе" устанавливаются положения о недопустимости недостоверной рекламы, то есть рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения об исключительных правах на РИД и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара (ст. 5 Закона "О рекламе").

3. Таможенным кодексом Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ.

Регулированию деятельности таможенных органов, связанной с защитой прав интеллектуальной собственности, посвящена гл. 38 Таможенного кодекса Российской Федерации. Предусмотренные главой меры принимаются при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем. Данные меры не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таможенные органы в порядке, предусмотренном главой 38, принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, на основании заявления обладателя исключительных прав на интеллектуальную собственность, т.е. на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания, и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара (ст. 393 ТК РФ).

Наделение таможенных органов правом приостанавливать выпуск товаров в связи с обращением правообладателя отвечает нормам международного законодательства. Так, в частности, нормы главы 38 Таможенного кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы интеллектуальной собственности, соответствуют положениям раздела 4 "Особые требования в отношении пограничных мер" части III Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15 апреля 1994 года (Соглашение ТРИПС).

Кроме указанных Законов, важную роль в процессе правового регулирования правоотношений по поводу средств индивидуализации играют постановления Правительства Российской Федерации и ведомственные акты. Эти документы призваны урегулировать частные вопросы, такие, как регистрация средств индивидуализации, сборы за их регистрацию и использование, передача исключительного права на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров на товарный знак, признание товарного знака общеизвестным.

Далее рассмотрим каждый объект средств индивидуализации поподробнее.

Фирменные наименования