Основной целью деятельности субъектов и участников любой платежной системы является осуществление перевода денежных средств - одного из видов банковских операций, исчерпывающий перечень которых установлен ст. 5 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федеральных законов от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ, от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ, далее по тексту - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"). Банковские операции составляют неотъемлемую часть банковской деятельности, а их осуществление является исключительным правом кредитных организаций, реализуемым только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Именно поэтому правовой статус оператора по переводу денежных средств и оператора по переводу электронных денежных средств может иметь не любое юридическое лицо, а лишь банк или небанковская кредитная организация.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе достижения основной цели функционирования любой платежной системы, осуществляется не только на основании Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О национальной платежной системе, но и Федерального закона "О банках и банковской деятельности", Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России.

Согласно нормам Федеральных законов "О национальной платежной системе", "О банках и банковской деятельности", а также Положения Банка России о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19 июня 2012 г. № 383-П) перевод денежных средств осуществляется оператором (банком или небанковской кредитной организацией) по распоряжению плательщика либо получателя (юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, в том числе занимающегося частной практикой, нотариуса, оценщика, патентного поверенного и др.) за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия такового, в рамках применяемых форм безналичных расчетов (расчетов платежными поручениями, по аккредитиву, инкассовыми поручениями, чеками, в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование), в форме перевода электронных денежных средств) посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя, выдачи последнему наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя без открытия банковского счета (при переводе электронных денежных средств).

Таким образом, совершение рассматриваемой банковской операции предполагает ряд последовательных действий плательщика, получателя и оператора: составление распоряжений о переводе денежных средств, прием к исполнению, отзыв, возврат или аннулирование таких распоряжений, а также их исполнение. Распоряжения, о которых идет речь, плательщики или получатели могут отдавать не только на бумажных носителях, но и в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, что наиболее характерно для электронной предпринимательской деятельности.

В случае если плательщик или получатель (например, с целью оплаты товара или выполненной субъектом предпринимательской деятельности услуги) направляет оператору по переводу денежных средств распоряжение в электронном виде, оно должно быть подписано электронной подписью, аналогами собственноручных подписей и удостоверено кодами, паролями и другими средствами, которые позволят подтвердить, что данное распоряжение составлено плательщиком. При этом оператор по переводу денежных средств удостоверяет право распоряжения денежными средствами, проверяет неизменность реквизитов данного распоряжения и регистрирует его, указывая дату поступления.

Этот нормативный акт устанавливает порядок приема к исполнению поручений владельцев счетов, в том числе составленных на электронных носителях, подписанных аналогами собственноручных подписей, при проведении безналичных расчетов на территории Российской Федерации между кредитными организациями и кредитными организациями и их клиентами. Так, согласно Временному положению Банка России аналог собственноручной подписи - персональный идентификатор кредитной организации либо клиента кредитной организации, являющийся контрольным параметром правильности составления всех обязательных реквизитов платежного документа и неизменности их содержания.

При этом необходимо учитывать специфику использования электронных платежей, которая раскрывается в параграфе об электронном документе.

Порядок исполнения распоряжений устанавливается банком и осуществляется путем списания денежных средств с банковского счета плательщика, зачисления денежных средств на банковский счет получателя, выдачи наличных денежных средств получателю или учета информации об осуществленных переводах электронных денежных средств. В качестве подтверждения исполнения распоряжения банк плательщика направляет последнему извещение в электронном виде о списании денежных средств с его банковского счета или непосредственно исполненное распоряжение в электронном виде с указанием даты исполнения. В свою очередь, банк получателя после зачисления денежных средств на банковский счет направляет получателю либо соответствующее извещение, либо само распоряжение с указанием даты его исполнения.

Такая процедура распоряжения денежными средствами может применяться, например, в случае использования клиентом кредитной организации услуги по дистанционному доступу к банковскому счету через Интернет или посредством мобильной связи (в частности, речь идет о дистанционном банковском обслуживании), получающей все большее распространение.

Так, согласно статистике Банка России, в 2008 г. при оплате товаров и услуг было совершено 507,6 млн. ед., а при снятии наличных денежных средств 1595,8 млн. ед. операций с использованием платежных карт. К 2014 г. количество последних уменьшилось вдвое до 761,1 млн. ед., в то время как операций с использованием платежных карт при оплате товаров и услуг возросло почти в три раза, и только за I квартал держателями карт было совершено 1326,1 млн. ед. таких операций. При этом количество счетов с доступом через Интернет, открытых юридическим и физическим лицам, за этот же период времени возросло более чем в три с половиной раза, а счетов, открытых физическим лицам с доступом посредством мобильных телефонов, - в семь раз. Так, в начале 2008 г. юридическим лицам в кредитных организациях было открыто 553,3 тыс. ед. счетов с доступом через Интернет, к середине 2014 г. количество таких счетов увеличилось до 2496,7 тыс. ед.; физическим лицам в начале 2008 г. было открыто 2794,5 тыс. ед. счетов с доступом через Интернет и 1284,9 тыс. ед. счетов с доступом посредством мобильных телефонов, а к середине 2014 г. - 34 930,1 тыс. ед. счетов с доступом через Интернет и 28 259,7 тыс. ед. счетов с доступом посредством мобильных телефонов.

Приведенные данные наглядно демонстрируют динамику роста использования современных информационных технологий при оказании платежных услуг, обусловленную не только сокращением расходов времени, но и доступностью, удобством распоряжения денежными средствами, находящимися на счетах в кредитных организациях. При этом следует отметить, что термин "дистанционное банковское обслуживание", широко используемый в практике, не раскрывается в федеральном законодательстве и нормативных актах Банка России, а содержится в письмах Центрального банка РФ от 5 апреля 2007 г. № 44-Т "О проверке осуществления кредитными организациями идентификации клиентов, обслуживаемых с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая интернет-банкинг)" и 27 апреля 2007 г. № 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)". Согласно названным документам технология дистанционного банковского обслуживания предусматривает для уполномоченного лица (лиц) клиента возможность распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства. Причем технология дистанционного банковского обслуживания включает и интернет-банкинг. Данный термин был введен Центральным банком РФ указанием от 1 марта 2004 г. № 1390-У "О порядке информирования кредитными организациями Центрального банка Российской Федерации об использовании в своей деятельности интернет-технологий". В соответствии с этим нормативным актом под интернет-банкингом следует понимать банковское обслуживание через Интернет. Однако, как представляется, термин "интернет-банкинг" не раскрывает правовой природы рассматриваемого явления, а представляет собой лишь дословный перевод англоязычного термина "internet-banking" и нуждается в дополнительном пояснении.

Центральному банку РФ потребовалось принять новый, но уже не нормативный акт (письмо от 31 марта 2008 г. № 36-Т), в соответствии с которым интернет-банкинг представляет собой прежде всего способ дистанционного обслуживания клиентов, осуществляемого кредитными организациями в Интернете (в том числе через WEB-сайт или сайты в сети Интернет), включающего информационное и операционное взаимодействие с клиентами. Данное понятие представляется более широким, поскольку, во-первых, определяет интернет-банкинг как один из способов банковского обслуживания клиентов, который могут осуществлять все виды кредитных организаций - банки и небанковские кредитные организации; во-вторых, дает более ясное представление о взаимодействии клиента с кредитной организацией путем размещения информации о порядке осуществления дистанционного банковского обслуживания на WEB-сайтах в Интернете и совершения клиентом соответствующих операций с денежными средствами, находящимися на счете в кредитной организации.

В равной степени сказанное распространяется и на перевод электронных денежных средств, которые в правоприменительной деятельности в России и мире наиболее часто именуются электронными деньгами. При этом обращение электронных денег или электронных денежных средств вызывает огромный интерес. Подтверждение тому - регулярно проводимые центральными банками иностранных государств и международными финансовыми организациями исследования расчетных отношений, в которых используются информационные технологии и как средство платежа применяются электронные деньги. Одни из первых полученных результатов исследований, проводимых во всем мире, были оглашены в отчете об электронных деньгах. В нем содержался перечень минимальных требований, определяющих основные направления деятельности центральных банков иностранных государств в сфере обращения электронных денег и поэтому необходимых для надлежащего правового регулирования. После опубликования отчета 18 сентября 2000 г. Европейский Парламент и Совет Европы приняли Директиву № 2000/46/ЕС "О деятельности в сфере электронных денег и пруденциальном надзоре над институтами, занимающимися этой деятельностью", в которой впервые закрепляется понятие электронных денег, что позволило наиболее точно раскрыть их юридическое содержание, а также устанавливаются требования к их эмитентам в части определения объема эмиссии электронных денег, порядка погашения электронных денег, надзора за эмитентами электронных денег со стороны уполномоченных органов и др..

Однако во многих государствах до сих пор отсутствует национальное законодательство, определяющее понятие "электронные деньги", четкие права и обязанности субъектов, участвующих в сфере их обращения, и требования к обеспечению необходимого уровня технической безопасности. Поскольку операции с электронными деньгами носят анонимный характер, государства должны создавать соответствующие способы защиты от противоправных деяний, в том числе в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

В Российской Федерации также в течение длительного периода времени отсутствовало специальное законодательство, регулирующее порядок эмиссии и обращения электронных денег, а используемые в гражданском законодательстве и нормативных актах Банка России дефиниции, такие, как "предоплаченный финансовый продукт", не раскрывали юридического содержания электронных денег в силу того, что смешивались "разные по правовой природе явления. Это затрудняет квалификацию складывающихся отношений и выбор правовых норм для применения".

Впервые попытка устранения существующих пробелов была предпринята в Федеральном законе "О национальной платежной системе", который предусматривает понятие электронных денежных средств, особенности осуществления их перевода и требования к операторам по переводу электронных денежных средств. Согласно ст. 3 названного нормативно-правового акта электронные денежные средства предварительно предоставляются одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

Перевод электронных денежных средств в соответствии с ч. 3 ст. 5 и ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О национальной платежной системе" производится в рамках применяемой формы безналичных расчетов и складывается из ряда действий, совершаемых клиентом и оператором по переводу денежных средств на основании заключенного между ними договора. В качестве клиентов оператора по переводу денежных средств могут выступать как физические так и юридические лица. При этом клиент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может предоставить денежные средства оператору по переводу денежных средств только с использованием своего банковского счета. Такое ограничение вытекает из Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории Российской Федерации, устанавливающего требования к лимиту остатка денежных средств, которым вправе владеть юридическое лицо, не перечисляя на открытый в банке расчетный счет. Сверх этого остатка денежные средства юридического лица перечисляются на его расчетные счета для дальнейшего осуществления расчетов юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с другими лицами, а также уплаты обязательных платежей (в соответствующий бюджет и внебюджетные фонды в соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации).

Оператор электронных денежных средств до заключения договора с клиентом - физическим лицом обязан предоставить ему информацию: о наименовании и месте нахождения оператора электронных денежных средств, номере его лицензии на осуществление банковских операций; об условиях использования электронного средства платежа, в том числе в автономном режиме; о способах и местах осуществления перевода электронных денежных средств; о способах и местах предоставления денежных средств клиентом - физическим лицом оператору электронных денежных средств; о размере и порядке взимания оператором электронных денежных средств вознаграждения с физического лица в случае взимания вознаграждения; о способах подачи претензий и порядке их рассмотрения, включая информацию для связи с оператором электронных денежных средств.

После предоставления денежных средств оператор учитывает их путем формирования записи, отражающей размер обязательств оператора электронных денежных средств перед клиентом в сумме предоставленных им денежных средств (остаток электронных денежных средств). Перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств. В качестве плательщика выступает клиент оператора по переводу денежных средств, а получателем является юридическое или физическое лицо, в отношении которого денежные средства предоставляются. После того как оператор электронных денежных средств принял распоряжение клиента, перевод электронных денежных средств осуществляется незамедлительно. По общему правилу, установленному п. 10 ст. 7 Федерального закона "О национальной платежной системе", перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств.

Однако, если такие действия совершаются неодновременно, оператор по переводу денежных средств и клиент могут предусмотреть в договоре возможность использования плательщиком (физическим лицом) и получателем (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) электронных средств платежа, т.е. средств и (или) способа, позволяющих клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Среди платежных карт, используемых в рамках платежных систем при осуществлении электронной предпринимательской деятельности согласно Положению Банка России об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, можно назвать расчетные, кредитные карты, которые используются:

  1. физическими лицами, прежде всего, в целях оплаты товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте - за пределами территории Российской Федерации;
  2. юридическими лицами для оплаты любых расходов, в отношении которых не установлен запрет законодательством РФ. В частности, может идти речь о расходах, связанных с покупкой компьютерного оборудования, поддержания его надлежащего функционирования и для других целей, непосредственно связанных с осуществляемой юридическим лицом электронной предпринимательской деятельностью.

Кроме того, в целях оплаты товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности предусмотрена возможность на основании договора, заключенного с соответствующей кредитной организацией и физическим лицом, выпуска последнему предоплаченной карты. Расчеты по такой карте, в отличие от кредитной или расчетной, осуществляются кредитной организацией - эмитентом от своего имени за счет денежных средств, предоставленных держателем - физическим лицом, или денежных средств, поступивших в пользу держателя. Предоплаченная карта удостоверяет право требования ее держателя - физического лица к кредитной организации - эмитенту по оплате товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности или выдаче наличных денежных средств.

Однако любая предоплаченная карта имеет лимит, установленный кредитной организацией, выпустившей ее и возлагающей на себя обязанность определить максимальную сумму, в пределах которой она принимает на себя обязательства по одной предоплаченной карте. Такой лимит не должен превышать 100 тыс. руб. либо эквивалентной суммы в иностранной валюте по официальному курсу Банка России, действующему на дату эмиссии предоплаченной карты.

При совершении любых операций с использованием платежных карт составляются документы на бумажном носителе или в электронной форме, содержащие определенный перечень информации, установленной не только субъектами платежной системы, но и актами Банка России. Так, согласно Положению Банка России об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, в таком документе должны быть обязательно указаны следующие реквизиты: идентификатор банкомата, электронного терминала или другого технического средства, предназначенного для совершения операций с использованием платежных карт; вид операции; дата, сумма, валюта операции; а также сумма комиссии, которую взимает банк или небанковская кредитная организация; код авторизации; реквизиты платежной карты. Перечисленные обязательные реквизиты должны содержать признаки, например, коды, пароли, позволяющие достоверно установить соответствие между реквизитами платежной карты и соответствующим счетом физического лица, юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также между идентификаторами организаций торговли, банкоматов и банковскими счетами таких организаций. При этом следует отметить, что согласно разъяснениям, содержащимся в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. № 14366/08, не являются документами, с помощью которых осуществляется идентификация держателя платежной карты, кассовые и товарные чеки.

Кроме того, в зависимости от порядка проведения идентификации клиента в целях соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма среди названных и других видов электронных средств платежа можно выделить персонифицированные и неперсонифицированные. Электронное средство платежа является персонифицированным, если оно используется клиентом - физическим лицом, в отношении которого согласно Закону от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" была проведена процедура идентификации клиента. То есть совокупность мероприятий по установлению определенных сведений о клиенте, его представителях, выгодоприобретателях, по подтверждению достоверности этих сведений с применением оригиналов документов и (или) заверенных копий. Условием использования персонифицированного электронного средства платежа является наличие у такого клиента остатка электронных денег в размере, равном в любой момент времени 100 000 рублей и менее, либо суммы в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей по официальному курсу Банка России.

Электронное средство платежа признается неперсонифицированным, если оно используется клиентом - физическим лицом, в отношении которого оператор идентификацию не провел. При этом у клиента имеется остаток электронных денег в размере, равном 15 000 рублей и менее. Общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 40 000 рублей в течение календарного месяца.

При использовании электронного средства платежа оператор по переводу денежных средств должен информировать клиента о совершении каждой операции путем направления последнему соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом. В случае если такое требование нарушается оператором по переводу денежных средств, то у него возникает обязанность возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента.

Помимо осуществления перевода электронных денежных средств остаток (его часть) электронных денежных средств клиента - физического лица, использующего неперсонифицированное электронное средство платежа, может быть по его распоряжению переведен только на банковский счет и не выдаваться наличными, если же используется персонифицированное средство платежа, остаток (его часть) электронных денежных средств клиента - физического лица может быть по его распоряжению переведен на банковский счет, переведен без открытия банковского счета или выдан наличными денежными средствами. При этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны иметь банковский счет, открытый у оператора электронных денежных средств для перевода остатка (его части) электронных денежных средств, или предоставить ему информацию о банковском счете.

Кроме перечисленных способов и средств, перевод денежных или электронных денежных средств в целях оплаты товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности может осуществляться путем выпуска и использования плательщиком - физическим лицом так называемой виртуальной карты. Лимит такой карты ограничен, она не имеет материального носителя, но содержит обязательные реквизиты: номер виртуальной карты, срок ее действия, коды безопасности, которые в целях повышения уровня безопасности могут передаваться плательщику на его мобильный телефон. Виртуальные карты предназначены для осуществления переводов денежных средств исключительно в сети Интернет, например для оплаты услуг мобильной связи, и выпускаются многими кредитными организациями и используются юридическими лицами в целях оплаты их профессиональной деятельности, в том числе электронной предпринимательской. В заключение отметим, что использование современных информационных технологий в платежных системах оказывает не только положительное влияние на развитие экономики, а также различных общественных отношений, возникающих в процессе осуществления электронной предпринимательской деятельности, но и может повлечь неблагоприятные последствия как для субъектов такой деятельности, их клиентов, так и для экономики в целом. В частности, речь идет об уничтожении данных о клиентах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с отказами оборудования; утечке конфиденциальной информации вследствие совершения сетевых атак; получении неправомерного доступа к информации, размещенной на WEB-сайтах субъектов электронной предпринимательской деятельности, и воздействии на нее путем размещения на этом же сайте неполной, недостоверной информации, причиняющей вред деловой репутации организации, и др. Причинами названных последствий может быть технологическая уязвимость информационных систем различных субъектов электронной предпринимательской деятельности и ее участников (отказы, систематические сбои в оборудовании и программном обеспечении, недостаточная производительность и защищенность информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и др.) а также отсутствие надлежащего правового регулирования платежных услуг с использованием информационных технологий.

Некоторые вопросы административной ответственности субъектов платежных систем