Рынок представляет собой сложную социально-экономическую систему, подверженную воздействию множества объективных и субъективных факторов, в которой одновременно действуют тысячи разнообразных участников. Данная система перераспределяет не только денежные ресурсы и финансовые риски, но и информацию, являющуюся залогом принятия инвесторами рациональных и обоснованных решений о вложении средств в активы.

Информационная прозрачность, т.е. состояние рынка, на котором вся способная в существенной мере влиять на цены информация раскрывается публично, при этом обеспечивается равный доступ инвесторов к этой информации, равномерно и с высокой скоростью распространяемой среди участников рынка, является необходимой чертой эффективного рынка.

Эффективный рынок - это рынок, на котором цены торгуемых активов отражают всю доступную информацию об активах, являющихся объектами сделок, включают в себя всю эту информацию. Эффективный рынок характеризуется множественной ликвидностью. На нем осуществляется торговля большим числом соответствующих инструментов и действует множество инвесторов, рационально принимающих решения о вложении средств. Характеристикой данного рынка является отсутствие доминирующего положения отдельных участников, связанного с их способностью существенно влиять на цены в своих интересах. На указанном рынке не нарушаются принципы свободной конкуренции.

Конечно, как справедливо отмечают исследователи, полностью соблюсти все условия совершенной конкуренции невозможно. Это так же невозможно, как в физике немыслим маятник, колеблющийся абсолютно без всякого трения. Тем не менее это обстоятельство отнюдь не отрицает полезности применяемых идеализированных концепций. Хотя эффективный рынок также является теоретической концепцией, которой в полной мере не соответствует ни один реальный рынок, можно рассматривать его как удобную точку отсчета. Чем более приближен рынок к состоянию эффективности - тем в большей мере он конкурентоспособен в привлечении капитала.

Манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации нарушают естественный процесс ценообразования на рынке, являющийся ключевым условием его нормального функционирования, устойчивого состояния и развития. Нарушение справедливости ценообразования, в свою очередь, ослабляет интерес инвесторов к вложению средств в финансовые инструменты, иностранную валюту или товар и делает невозможным принятие взвешенных и обоснованных решений на рынке. Способность рынка к перераспределению денежных ресурсов снижается, что в результате делает его неконкурентоспособным в сравнении с другими рынками и сферами размещения свободных средств.

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкурентное состояние рынка предполагает, что цены на торгуемые активы формируются исключительно под воздействием рыночных сил при равноправии участников рынка. Между тем естественным последствием совершения такого правонарушения, как манипулирование рынком, является отклонение цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром от уровня, который сформировался бы без таких действий, или поддержание их на этом искусственном уровне. Тем самым единоличные действия манипулятора изменяют общие условия обращения товара на рынке и ведут к установлению искусственного уровня цен к выгоде нарушителя.

Влияние инсайдерской торговли на состояние конкуренции на рынке также не может быть преуменьшено. Информация является ключевым элементом в процессе принятия экономических решений. Неполная, искаженная или неверно интерпретированная информация ведет к невозможности для рынка выполнять свои функции в перераспределении финансовых ресурсов.

Разрешение инсайдерам осуществлять сделки с использованием инсайдерской информации дает им краткосрочную монополию на важный класс ценных сведений и, следовательно, на прибыли, получаемые благодаря таким сведениям. Кроме того, неспособность успешно конкурировать на рынке по причине информационного дисбаланса и отсутствия возможности принимать информированные решения, связанные с финансовым риском, может побудить инвесторов к уходу с рынка, что, в свою очередь, приведет к уменьшению объема торговли и снижению ликвидности.

Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" к признакам ограничения конкуренции относятся, в частности: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Изложенное дает основания расценивать как манипулирование рынком, так и неправомерное использование инсайдерской информации в качестве факторов ограничения свободной конкуренции на рынке.

Согласно пунктам 1 - 2 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. В соответствии с частью 2 указанной статьи запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Природа некоторых способов манипулирования рынком позволяет отнести их именно к таким, запрещенным антимонопольным законодательством, соглашениям.

Так, применительно к рынку ценных бумаг можно упомянуть о так называемых мокрых продажах (wash sales). Мокрые продажи - совершение сделок, не приводящих к смене собственника (выгодоприобретателя) или осуществляемых в кругу заинтересованных или аффилированных лиц с целью направленного воздействия на курс ценных бумаг. Это - притворные сделки, в результате которых не происходит смены собственника. Ценовые условия таких сделок могут существенным и искусственным образом повлиять на цену финансового актива на рынке.

Кроме того, ярким примером подобных соглашений, противоречащих законодательству о защите конкуренции, является создание пулов. Современный экономический словарь определяет пул как форму объединения, соглашения между предпринимателями, обычно имеющую временный характер, при которой прибыль ее участников поступает в общий фонд и распределяется между ними согласно заранее установленным соотношениям. Применительно к манипулированию рынком можно вести речь о пуле как о группе участников рынка, осуществляющих согласованные действия с целью оказания искусственного воздействия на цены.

При всем сходстве ряда способов манипулирования рынком с соглашениями, запрещенными антимонопольным законодательством, следует отметить, что соответствующие действия считаются манипулированием рынком лишь в том случае, когда приводят к конкретному результату, а именно к тому, что цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклоняются от уровня или поддерживаются на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без совершения указанных действий. Между тем, для того чтобы соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке противоречили статье 11 Федерального закона "О защите конкуренции", не требуется, чтобы такие соглашения или согласованные действия уже привели к конкретному результату; данные действия запрещаются и в том случае, если еще не привели, но могут привести к ограничению конкуренции.

Представляется, что в случае, если хозяйствующими субъектами было достигнуто соглашение о совершении действий, направленных на установление или поддержание цен на несвойственном им уровне, но к реальному результату по повышению или понижению цены товара действия субъектов привести не успели (например, тактика мокрых продаж или создания пула с целью манипулирования не увенчалась успехом), указанные хозяйствующие субъекты не понесут ответственность за манипулирование рынком, однако могут быть привлечены к ответственности по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за совершение действий, запрещенных статьей 11 Федерального закона "О защите конкуренции".

Кроме того, в широком смысле одна из разновидностей манипулирования рынком - умышленное распространение заведомо ложных сведений - может являться актом недобросовестной конкуренции. Так, пункт 1 части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" предусматривает, что к недобросовестной конкуренции относится, в частности, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту.

Однако вновь следует иметь в виду, что действия по распространению ложной информации считаются манипулированием рынком тогда, когда в результате этих действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений. Между тем, для того чтобы распространение ложных, неточных или искаженных сведений считалось законченным актом недобросовестной конкуренции, не требуется, чтобы такие действия привели к конкретному результату; они запрещаются и в том случае, если еще не причинили, но могут причинить убытки хозяйствующему субъекту.

По аналогии с предыдущей описанной ситуацией представляется, что, если лицо осуществило распространение заведомо ложной или искаженной информации, но к реальному результату по повышению или понижению цены товара действия лица привести не успели, указанный субъект не понесет ответственность за манипулирование рынком, однако может быть привлечен к ответственности по статье 14.33 КоАП РФ за недобросовестную конкуренцию.

Проблемы в правоприменительной практике может повлечь совпадение инсайдерской информации с информацией, составляющей коммерческую тайну.

Поскольку из определения инсайдерской информации, содержащегося в пункте 1 статьи 2 Федерального закона № 224-ФЗ, следует, что инсайдерской информацией являются в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну, неправомерное использование инсайдерской информации при соответствующих условиях может одновременно являться незаконным использованием или разглашением информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, такие действия согласно части 5 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" являются актом недобросовестной конкуренции.

По какой же из статей следует квалифицировать действия должностного или юридического лица, неправомерно использовавшего инсайдерскую информацию, одновременно составляющую коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, - по статье 14.33 или статье 15.21. КоАП РФ?

Инсайдерская информация может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров. Данная сущностная характеристика не является специфичной для информации, находящейся в режиме коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны. Таким образом, представляется, что, если информация, находящаяся в режиме коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны, одновременно является инсайдерской информацией, обладая дополнительным свойством влияния на цены, инсайдерский статус информации следует считать более "специальным" и превалирующим.

Следовательно, нормы, касающиеся неправомерного использования инсайдерской информации, должны являться специальными по отношению к более общей норме о недобросовестной конкуренции, имеющей дело лишь с понятиями коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны.

Административная и уголовная ответственность за манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации