В конце 2013 года законодатели приняли Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Согласно этому документу на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда, проводить которую должны все без исключения работодатели. Подробнее о том, как провести такую оценку, читайте в настоящей статье.

Прежде следует напомнить, что в 2013 г. и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Данная обязанность была закреплена за ними в ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). С начала 2014 г. на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в ТК РФ, где само понятие "аттестация рабочих мест" теперь отсутствует.

Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения приведены в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон № 426-ФЗ). В ст. 3 данного Закона говорится, что специальная оценка условий труда - это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ специальную оценку не нужно проводить в отношении условий труда:

  • надомников,
  • дистанционных работников,
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися ИП.

Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих регулируется:

  • федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
  • законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Это следует из ст. 212 ТК РФ и из п. 1 ст. 8 Закона № 426-ФЗ.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией (организациями), соответствующей требованиям ст. 19 Закона № 426-ФЗ и привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора.

Методику проведения специальной оценки утверждает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то специальную оценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест.

Для организации и проведения специальной оценки работодатель должен:

  • организовать комиссию по проведению специальной оценки, число членов которой должно быть нечетным,
  • утвердить график проведения специальной оценки.

В состав комиссии включаются представители:

  • работодателя (в том числе специалист по охране труда),
  • выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии).

Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

Если специальную оценку проводит работодатель, относящийся к субъектам малого предпринимательства, то согласно п. 3 ст. 9 Закона № 426-ФЗ в состав комиссии включаются:

  • работодатель-ИП (лично);
  • руководитель организации;
  • другие полномочные представители работодателя (в том числе специалист по охране труда);
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель.

В п. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ отмечено, что до начала выполнения работ по проведению спецоценки комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться, с указанием аналогичных рабочих мест.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места:

  • расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  • оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения.

На которых работники:

  • работают по одной и той же профессии, должности, специальности;
  • осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени.

Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В отношении таких рабочих мест специальная оценка проводится с учетом особенностей, устанавливаемых Минтрудом по согласованию с министерствами и ведомствами, к которым относятся соответствующие виды деятельности.

Эксперт организации, проводящий специальную оценку, должен идентифицировать потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах. Результаты идентификации утверждаются комиссией.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона № 426-ФЗ при осуществлении на рабочих местах такой идентификации должны учитываться:

  • производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников,
  • результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований и измерений опасных производственных факторов,
  • случаи производственного травматизма, установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте опасных производственных факторов,
  • предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально опасных производственных факторов.

В случае если вредные, опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования вредных, опасных производственных факторов не проводятся.

Если опасные факторы на рабочем месте идентифицированы, то комиссия принимает решение о проведении исследований, испытаний и измерений данных опасных производственных факторов в порядке, установленном ст. 12 Закона № 426-ФЗ.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест:

  • работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными, опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные, опасные условия труда.

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. № 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей, а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.

Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Федеральная инспекция труда обеспечивает формирование и ведение реестра деклараций в порядке, установленном Министерством труда.

Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (п. 4 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

Если в период действия декларации с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

Решение о прекращении действия декларации принимается федеральной инспекцией труда, о чем в срок не позднее чем в течение 10 календарных дней со дня наступления несчастного случая делается соответствующая запись в реестре деклараций.

По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (п. 1 ст. 14 Закона № 426-ФЗ). Вредные условия труда, в свою очередь, по уровню превышения гигиенических нормативов разделяют на четыре степени: подкласс 3.1 - вредные условия труда 1-й степени; подкласс 3.2 - вредные условия труда 2-й степени; подкласс 3.3 - вредные условия труда 3-й степени и подкласс 3.4 - вредные условия труда 4-й степени.

Если фактические значения уровней вредных факторов находятся в пределах оптимальных или допустимых величин, то считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и относятся к 1-му или 2-му классу.

Следует отметить, что во исполнение Закона № 426-ФЗ принят Приказ от 24 января 2014 г. № 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению" (далее - Методика).

Методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам:

  • идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочем месте производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за 6 месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта.

При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие проверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Средства измерений, применяемые при проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, должны соответствовать обязательным метрологическим требованиям к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимым при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда (в том числе по показателям точности измерения).

Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочем месте может создать угрозу для жизни работника, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.

Решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по данному основанию оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия этого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета.

Работодатель в течение десяти рабочих дней со дня принятия такого решения направляет в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту своего нахождения копию данного протокола комиссии, содержащего это решение.

По результатам оценки проводящая ее организация в соответствии со ст. 15 Закона № 426-ФЗ составляет отчет, в котором указаны вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы на данных рабочих местах. В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Отмечаем, что форма отчета о проведении специальной оценки приведена в Приложении № 3 к Приказу № 33н. Инструкция по заполнению такого отчета - в Приложении № 4.

Специальная оценка условий труда, направление результатов