Ответственность организации за нарушения в области труда выражается в применении к ответственным лицам тех или иных санкций в случае, если они не выполняют требований к безопасности условий труда на рабочих местах, установленных российскими законодательными актами различного уровня. Предметом рассмотрения данной статьи является административная ответственность за подобные нарушения.

Трудовое законодательство направлено в том числе на создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, которыми являются работники и работодатели. Регламентация трудовых отношений включает регулирование обязанностей субъектов трудовых отношений и ответственности за их нарушение.

В соответствии со ст. 419 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами. В зависимости от состава и характера нарушения к ним могут применяться также меры административной и уголовной ответственности.

Административная ответственность за нарушение законодательства о труде определена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В ст. 5.27 КоАП РФ регламентировано, что нарушение законодательства о труде влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом нарушение законодательства о труде должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (квалифицированный состав нарушения), влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" с 1 января 2015 г. вступят в силу поправки к КоАП РФ.

Несколько изменится содержание самой ст. 5.27 КоАП РФ. При этом она сменит название на "Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".

Итак, с 1 января 2015 г., согласно новой редакции ст. 5.27 КоАП РФ, штрафы за нарушение трудового законодательства и трудового права для должностных лиц и предпринимателей составят от 1000 до 5000 руб., для юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении должностные лица будут оштрафованы на сумму от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалифицированы на срок от одного года до трех лет. Индивидуальным предпринимателям за повторное нарушение придется заплатить штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб., а организациям - от 50 000 до 70 000 руб.

Частью 2 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрено наказание за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это, если с работником не заключен трудовой договор, который будет взиматься с граждан в размере от 3000 до 5000 руб., с должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

За уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора: для должностных лиц - 10 000 - 20 000 руб., для предпринимателей - 5000 - 10 000 руб., для юридических лиц - 50 - 100 тыс. руб.

При повторном нарушении граждане будут оштрафованы на 5 тыс. руб., должностных лиц дисквалифицируют на срок от одного года до трех лет. Индивидуальным предпринимателям за повторное нарушение придется заплатить штраф от 30 000 до 40 000 руб., а организациям - от 100 000 до 200 000 руб.

Глава 14 КоАП РФ была дополнена новой ст. 14.54 "Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда", в которой содержится информация об административных правонарушениях в отношении деятельности организаций и экспертов, проводящих специальную оценку труда.

Прежде следует напомнить, что в 2013 г. и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Данная обязанность была закреплена за ними в ст. 212 ТК РФ. С начала 2014 г. на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в ТК РФ, где само понятие "аттестация рабочих мест" теперь отсутствует.

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Это следует из ст. 212 ТК РФ и из ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то специальную оценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

Итак, с 1 января 2015 г. в случае нарушения организацией порядка специальной оценки административный штраф для должностного лица будет составлять от 20 000 до 30 000 руб., для юридического - от 70 000 до 100 000 руб.

За совершение аналогичных правонарушений для должностных лиц предусмотрены штрафные санкции в виде дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет или штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб., для юридического лица - от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Эксперт организации, проводившей оценку, при совершении нарушений несет административную ответственность как должностное лицо. Если в судебном порядке его отстранят от выполнения должностных обязанностей, он может лишиться сертификата, который дает право выполнять работы по спецоценке, на срок не менее 10 лет.

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 - 3 ст. 5.27, ч. 1 - 4 ст. 5.27.1, а также ст. ст. 5.28 - 5.34 (носят характер трудового спора), ч. 1 ст. 14.54, ст. 15.34, рассматривает в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (смотрите подробнее ст. 356 ТК РФ).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Федеральной инспекции труда вправе:

  • главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
  • главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации;
  • главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда;
  • руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;
  • руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
  • начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.

Обратите внимание, что указанные лица имеют те же полномочия для целей рассмотрения дел об административных правонарушениях, что и Федеральная инспекция труда, а осуществляют их непосредственно от ее имени.

Приказом Федерального агентства по труду и занятости от 10 апреля 2006 г. № 60 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю над соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (далее - Перечень должностных лиц).

Согласно Перечню должностных лиц, вправе составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 5.27 (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц), ч. 1 ст. 19.4 и ст. 19.7 КоАП РФ:

  • руководитель Роструда - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда - заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;
  • начальник Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, его заместители;
  • начальники отделов надзора и контроля Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, их заместители;
  • руководители государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
  • начальники отделов надзора и контроля государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
  • главные государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

По административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 5.27 (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности):

  • руководитель Роструда - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда - заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;
  • начальник Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, его заместитель по вопросам охраны труда;
  • начальники отделов надзора и контроля по вопросам охраны труда Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, их заместители;
  • руководители государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители по вопросам охраны труда;
  • начальники отделов надзора и контроля по вопросам охраны труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
  • главные государственные инспекторы труда (по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации;
  • государственные инспекторы труда (по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

Обратите внимание, что в приведенных списках такое право делегировано определенным должностным лицам в субъектах Российской Федерации.

Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету