Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в нашей стране. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека государство определило в ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации основные направления своей политики в области охраны труда. Подробнее об этом читайте в представленном материале.

Государственный надзор за соблюдением требований охраны труда, осуществляемый государственными органами, отвечает положениям соответствующих конвенций МОТ, ратифицированных Российской Федерацией.

Государственный надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда в Российской Федерации осуществляют:

  • Федеральная служба по труду и занятости (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости") - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан;
  • Федеральная инспекция труда (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. № 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права");
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору");
  • Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании");
  • органы прокуратуры (Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
  • Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы и иные представительные органы работников. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Основные направления государственной политики в области охраны труда установлены в ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Все указанные направления условно можно объединить в три следующие группы.

1. Принципы организации охраны труда. К этой группе относятся:

  • обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;
  • координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
  • установление единых нормативных требований по охране труда для всех производств страны, принятие и реализация законодательства по охране труда, а также федеральных целевых, субъектов Федерации, отраслевых целевых и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;
  • государственное управление деятельностью по охране труда, включая федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профсоюзными органами, заинтересованными в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда;
  • профилактика, расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей;
  • установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда.

2. Принципы экономической государственной политики по охране труда. К ним относятся:

  • проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработка и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками норм по охране труда;
  • установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • государственное социальное страхование работников, пострадавших от трудового увечья, а также членов их семей;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда.

3. Организационные принципы по охране труда. К ним относятся:

  • подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;
  • информирование работников о состоянии условий и охраны труда на производстве, обеспечение единой информационной системы охраны труда;
  • международное сотрудничество в области охраны труда;
  • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда.

Основные направления государственной политики в области охраны труда - это законодательное определение проблем, которые надлежит постоянно решать государственным органам власти, органам местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и работодателям на соответствующем уровне исходя из конкретной ситуации в этой области, а также путей и методов их решения.

По мере необходимости основные направления государственной политики изменяются и дополняются, в связи с чем содержание ст. 210 ТК РФ периодически обновляется.

Функции по выработке государственной политики в сфере условий и охраны труда возложены на Минздравсоцразвития России. Для осуществления этих функций оно наделено соответствующими полномочиями. В частности, Минздравсоцразвития России может вносить в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и проекты других документов, по которым требуется решение Правительства, а также проводить анализ реализации государственной политики в указанной сфере.

Одним из механизмов выработки государственной социальной политики является всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Это система непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере, в том числе в области условий и охраны труда, для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере.

Мониторинг проводится Минздравсоцразвития России и Росстатом совместно с другими федеральными органами исполнительной власти (смотрите Постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 1995 г. № 291 "Об утверждении Положения о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы").

К основным социально-экономическим показателям мониторинга качества и уровня жизни населения относятся сведения:

  • о естественном приросте (убыли) населения;
  • об удельном весе работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, в том числе женщин;
  • о производственном травматизме, в том числе со смертельным исходом;
  • об основных видах профессиональных заболеваний.

Результаты мониторинга доводятся до сведения Правительства Российской Федерации и Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и используются ими для разработки мер по улучшению условий и охраны труда.

На Минздравсоцразвития России возложены также функции по формированию банка данных утвержденных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда для использования указанной информации при выработке и реализации государственной политики в области охраны труда и при других обстоятельствах, касающихся улучшения условий и охраны труда. Под информационной системой понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

В формировании государственной политики в области охраны труда могут принимать участие законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, поскольку они согласно ст. 104 Конституции Российской Федерации наделены правом законодательной инициативы и вправе вносить в Государственную Думу соответствующие законопроекты.

Определение направлений государственной политики в области охраны труда осуществляется при участии профессиональных союзов. Это участие выражается в том, что в силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений.

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Также в формировании государственной политики в области охраны может принимать участие Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Она состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации, образующих соответствующие стороны этой комиссии.

К основным задачам комиссии, помимо ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения между названными сторонами, относится: проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда и занятости населения.

Комиссия вправе:

  • проводить с федеральными органами государственной власти в согласованном с ними порядке консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики;
  • разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти в согласованном с ними порядке предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений;
  • принимать по согласованию с Правительством Российской Федерации участие в подготовке разрабатываемых им проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации - в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Внося в соответствующие органы государственной власти рациональные предложения по вопросам создания условий для сохранения жизни и здоровья работающего населения, названные комиссии могут оказывать влияние на формирование государственной политики в области охраны труда.

Огромная роль в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда принадлежит Минздравсоцразвития России. Являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в области охраны труда, Минздравсоцразвития России обеспечивает и ее реализацию исходя из предоставленных ему полномочий, в том числе путем внесения в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов и принятия нормативных правовых актов, проводит анализ процесса реализации этой политики. Кроме того, Минздравсоцразвития России совместно с Росстатом и Рострудом с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти должны готовить и ежегодно представлять Правительству Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в области условий и охраны труда.

Другие органы исполнительной власти принимают участие в реализации государственной политики в области охраны труда в соответствии с их полномочиями.

Государственные нормативные требования охраны труда