Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда определены ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Работодатель, в частности, должен обеспечить расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Работодателю важно знать, какие случаи подлежат расследованию, как правильно оформить и провести такое расследование, нужно ли создавать комиссию и уведомлять какие-либо органы о случившемся. Подробнее об этом читайте в представленном материале.

Обязательное расследование несчастных случаев на производстве предусмотрено ст. ст. 227 - 231 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве определен ст. 229.2 ТК РФ, а также Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.

В случае получения работником травмы или иного повреждения здоровья работодатель (его представитель) на основании ст. 228 ТК РФ обязан:

  • немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
  • принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
  • сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
  • немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего;
  • принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с гл. 36 "Обеспечение прав работников на охрану труда" ТК РФ.

При групповом несчастном случае на производстве (два человека и более), тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом работодатель (его представитель) согласно ст. 228.1 ТК РФ в течение суток обязан сообщить о происшедшем несчастном случае:

  • в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
  • орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;
  • в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;
  • исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

Кроме того, о таком несчастном случае работодатель обязан направить в течение суток извещение в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов.

О несчастном случае, произошедшем у работодателя - физического лица, последний должен сообщить в:

  • соответствующую государственную инспекцию труда;
  • прокуратуру по месту нахождения работодателя - физического лица;
  • орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел на объекте, подконтрольном этому органу;
  • страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

О случаях острого отравления работодатель (его представитель) сообщает в соответствующий орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору.

Статья 229.2 ТК РФ, как уже говорилось ранее, определяет порядок расследования несчастных случаев.

В каждом случае расследования несчастного случая комиссия (а в предусмотренных ТК РФ случаях - государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности - объяснения от пострадавшего.

По требованию комиссии в необходимых для проведения расследования случаях работодатель за счет собственных средств обязан:

  • выполнять технические расчеты, проводить лабораторные исследования, испытания, другие экспертные работы и привлекать в этих целях специалистов-экспертов;
  • фотографировать места происшествия и поврежденные объекты, составлять планы, эскизы, схемы;
  • предоставлять транспорт, служебные помещения, средства связи, специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, необходимые для проведения расследования.

Для расследования несчастного случая на производстве в соответствии со ст. 229.2 ТК РФ подготавливаются следующие документы:

  • приказ (распоряжение) работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
  • планы, эскизы, схемы, а при необходимости фото- и видеоматериалы места происшествия;
  • документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
  • выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знаний пострадавших по охране труда;
  • протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших.

Форма протокола (форма 6) утверждена Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73. В протоколе следует отразить, изменилась ли обстановка или состояние места происшествия на момент осмотра. Обстановка несчастного случая позволяет оценить обстоятельства произошедшего и установить причины. Кроме того, должно быть конкретно и обстоятельно описано место, где произошел несчастный случай. Также если со стороны лиц, участвующих в осмотре места несчастного случая, поступают какие-либо заявления о несогласии с выводами комиссии по оценке места происшествия, то в протоколе делается отметка о наличии таких заявлений с указанием заявителя.

Протокол должен быть подписан всеми лицами, участвующими в осмотре, а также пострадавшим или его представителем (в случае смерти - иждивенцем). Замечания к оформлению протокола, если они имеются у кого-либо, вносятся в протокол. В протоколе в обязательном порядке должна быть указана дата его составления;

  • экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;
  • медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, о нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Медицинское заключение позволяет установить характер полученных повреждений здоровья, степень тяжести полученного работником повреждения здоровья.

Форма заключения приведена в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. № 275. Заключение выдается медицинской организацией, куда обратился за помощью пострадавший, незамедлительно после поступления запроса организации.

Отметим, что в левом верхнем углу заключения обязательно должен стоять штамп медицинской организации с ее полным наименованием и адресом. Заключение обязательно должно быть подписано заведующим отделением или главным врачом и лечащим врачом, должны быть также указана дата его выдачи и стоять оттиск круглой печати медицинской организации;

  • копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
  • выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
  • другие документы по усмотрению комиссии.

Указанный перечень документов является открытым, то есть комиссия или государственный инспектор труда вправе в зависимости от обстоятельств произошедшего несчастного случая устанавливать конкретный состав документов, подлежащих представлению и оформлению работодателем.

Приведенные выше документы оформляются независимо от того, является произошедший с работником несчастный случай легким или признан тяжелым.

На основании собранных документов и материалов комиссия или государственный инспектор труда устанавливают следующие имеющие существенное значение факты:

  • наличие и характер трудовых отношений между пострадавшим и работодателем, на производстве у которого произошел несчастный случай;
  • причины несчастного случая;
  • обстоятельства произошедшего несчастного случая;
  • были ли действия пострадавшего связаны с выполнением трудовых обязанностей в момент повреждения им здоровья;
  • лиц, виновных в допущении нарушений охраны труда и техники безопасности;
  • степень повреждения здоровья пострадавшим;
  • последствия несчастного случая.

Также в ст. 229.2 ТК РФ определено, что в установленном порядке по решению комиссии (государственного инспектора труда) в зависимости от конкретных обстоятельств могут расследоваться несчастные случаи, не связанные с производством:

  • смерть из-за общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом;
  • смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества;
  • несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.

Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При расследовании несчастного случая с застрахованным комиссией может быть установлено, что грубая неосторожность человека содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью. В этом случае следует определить степень вины застрахованного лица в процентах.

Приказом Минздравсоцразвития России от 21 сентября 2011 г. № 1065н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве (далее - Административный регламент).

Административный регламент определяет порядок осуществления Федеральной службой по труду и занятости (далее - Роструд) и ее территориальными органами - государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации (далее также - территориальные органы Роструда) мероприятий по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, сроки и последовательность действий (административных процедур), а также порядок взаимодействия с организациями при исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Предметом осуществляемого уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов федерального государственного надзора в установленной сфере деятельности является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, устанавливающих порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, а также проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью работников и нарушения их трудовых прав (п. 7 Административного регламента).

Результатом исполнения государственной функции являются проведенные уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением работодателями обязательных требований в целях выявления и пресечения нарушений обязательных требований, устранения их последствий и реализации мер по предупреждению аналогичных правонарушений (п. 10 Административного регламента).

Юридическим фактом, которым заканчивается исполнение государственной функции в отношении конкретного работодателя, является вручение уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица либо индивидуальному предпринимателю (его уполномоченному представителю) акта проверки соблюдения обязательных требований.

Продолжительность каждой проверки, осуществляемой в рамках исполнения государственной функции, не должна превышать двадцати рабочих дней, а в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год (п. 24 Административного регламента).

Срок проведения каждой проверки в отношении юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается по каждому филиалу (представительству) юридического лица.

Исполнение государственной функции осуществляется путем последовательного выполнения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов следующих действий, направленных на обеспечение федерального государственного надзора за реализацией работодателями - юридическими и физическими лицами обязательных требований, связанных с соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве (п. 26 Административного регламента).

Контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции, принятием решений уполномоченными работниками Роструда и его территориальных органов по исполнению Административного регламента осуществляется руководителем Роструда, заместителем руководителя Роструда, а также иными уполномоченными должностными лицами Роструда по решению руководителя Роструда (п. 78 Административного регламента).

Текущий контроль за надлежащим исполнением требований Административного регламента работниками Роструда и его территориальных органов осуществляется соответственно руководителем Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Роструда и его заместителями или руководителями территориальных органов и их заместителями.

Контроль за исполнением государственной функции осуществляется путем проведения (п. 80 Административного регламента):

  • плановых проверок соблюдения и исполнения работниками Роструда и его территориальных органов положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность по исполнению государственной функции;
  • внеплановых проверок соблюдения и исполнения работниками Роструда и его территориальных органов положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность по исполнению государственной функции, в связи с заявлениями и обращениями граждан и организаций.

Уполномоченные работники Роструда и его территориальных органов, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении требований Административного регламента, привлекаются к дисциплинарной ответственности, а также несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами (п. 83 Административного регламента).

Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда