По мнению некоторых ученых, "под представительством понимается совершение сделок одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления", "все правовые последствия возникают не у представителя, а у представляемого".

Данный вывод, как представляется, основан на правилах п. 1 ст. 182 ГК РФ, согласно которому сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Вместе с тем такой подход к определению понятия представительства явно не выражает сущность представительства.

Ю.Ф. Беспалов указывает, что "представительство есть правоотношение, в котором лицо совершает определенные действия в отношении другого лица. Вместе с тем представительство по своему назначению может быть средством реализации прав, поскольку представляемое лицо в случае невозможности личного осуществления некоторых прав действует через представителя".

Следовательно, в соответствии с законодательством РФ под представительством понимается совершение не только сделок, но и иных юридически значимых действий от имени представляемого.

Представительство прав и интересов ребенка - самостоятельный вид представительства, связанный с осуществлением прав ребенка, и понимается как совершение юридических и фактических действий в интересах ребенка, влекущих возникновение, изменение, прекращение прав ребенка. Оно возникает по различным основаниям.

Основаниями представительства прав и интересов ребенка являются жизненные обстоятельства, которые влекут и подтверждают полномочия на представительство прав и интересов ребенка: рождение ребенка, родство, усыновление, опека (попечительство) и др.

Одним из оснований представительства прав и интересов ребенка является случай.

В научной литературе случай рассматривают как: "1) происшедшее, случившееся; 2) случайность; 3) подходящее время, обстоятельство".

Многие ученые, исследующие случай в гражданском праве, полагают, что это "то, что выходит за пределы виновного", "психическое отношение субъекта к своим действиям, при котором он не знал и не должен был знать о возможности наступления вредных последствий". Вместе с тем есть иные подходы к пониманию случая в гражданском праве.

Представляется, что под случаем как основанием представительства прав и интересов ребенка следует понимать явления объективной реальности, возникающие вне зависимости от воли участников правоотношений и влекущие возникновение отношений представительства.

Полномочия представителей, наделенных полномочиями на основании случая, ограничены и чаще всего сводятся к единственному действию.

Законодательство РФ содержит некоторые правила, посвященные представительству на основании случая.

Так, согласно п. 3 ст. 56 СК РФ должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Аналогичное правило закреплено и в ст. 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве": лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или прокурору, а при получении указанных сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов подопечного и в письменной форме уведомить об этом заявителя.

В силу ст. 122 СК РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в п. 1 ст. 121 СК РФ, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

К сожалению, как справедливо отметила О.Г. Алексеева, данные правила "не обеспечены санкцией, поэтому привлечь к ответственности за несообщение сведений о нарушении прав подопечного нельзя ни его соседей, ни участкового врача, ни директора школы, которые знали о неисполнении опекуном возложенных на него обязанностей".

В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" сведения о фамилии, об имени и отчестве найденного (подкинутого) ребенка вносятся в запись акта о его рождении по указанию органа или организации, указанных в п. 1 ст. 19 названного Закона. Вместе с тем следует согласиться с Ю.Ф. Беспаловым в том, что если родители неизвестны, право на присвоение имени должно быть предоставлено только органам опеки и попечительства.

Аналогичные правила установлены и для государственной регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов. Так, в соответствии с правилами ст. 19.1 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, производится по заявлению медицинской организации, в которой находится ребенок, либо органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка не позднее чем через 7 дней со дня его оставления матерью (п. 1), а сведения о фамилии, об имени и отчестве ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, вносятся в запись акта о рождении этого ребенка по указанию органа или организации, определенных п. 1 названной статьи. Сведения о родителях ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, в запись акта о рождении этого ребенка не вносятся (п. 3).

Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в случае если родители не имеют возможности лично заявить о рождении ребенка, заявление о рождении ребенка может быть сделано родственником одного из родителей или иным уполномоченным родителями (одним из родителей) лицом либо должностным лицом медицинской организации или должностным лицом иной организации, в которой находилась мать во время родов или находится ребенок. В научной литературе справедливо отмечается, что "такие ситуации могут возникать по различным причинам, как объективным (нахождение одинокой матери после родов в тяжелом состоянии, нахождение родителей в местах лишения свободы и т.п.), так и субъективным (в случае отказа матери от ребенка, когда его отец неизвестен и т.п.)".

Правилами Федерального закона "Об актах гражданского состояния" также установлено, что государственная регистрация рождения ребенка, достигшего возраста 1 года и более, при наличии документа установленной формы о рождении, выданного медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, производится по заявлению родителей (одного из родителей) или иных заинтересованных лиц, а также по заявлению самого ребенка, достигшего совершеннолетия (ст. 21). Следовательно, заинтересованные лица, обнаружив, что отсутствует регистрация рождения ребенка, вправе обратиться в органы записи актов гражданского состояния для произведения соответствующей регистрации.

В рамках гражданских правоотношений представительство прав и интересов ребенка на основании случая возможно, например, при совершении действий в чужом интересе без поручения. Так, в силу п. 1 ст. 980 ГК РФ действия без поручения, иного указания или заранее обещанного согласия заинтересованного лица в целях предотвращения вреда его личности или имуществу, исполнения его обязательства или в его иных непротивоправных интересах (действия в чужом интересе) должны совершаться исходя из очевидной выгоды или пользы и действительных или вероятных намерений заинтересованного лица и с необходимой по обстоятельствам дела заботливостью и осмотрительностью. Данные правила носят общий характер и распространяются на всех участников гражданских правоотношений, в том числе и на ребенка.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что представительство прав и интересов ребенка, основанное на случае, урегулировано российским законодательством неполно. Действующие правила необходимо совершенствовать. Следовало бы установить единые правила, регулирующие такой вид представительства, содержащие полномочия представителя, а также предусматривающие его ответственность.

2.1. К вопросу о месте наследственного права в системе российского права