Различные возрастные классификации могут быть разделены на две группы:

  1. частные классификации, посвященные отдельным отрезкам жизни, чаще детским и школьным годам;
  2. общие классификации, охватывающие весь жизненный путь человека.

К частным относят классификацию интеллекта Ж. Пиаже, который выделяет 2 основных периода становления с момента рождения и до 15-летнего возраста:

  1. период сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет);
  2. период организации конкретных операций (от 3 до 15 лет). В этом подпериоде он различает стадии:
  • 8-11 лет – конкретные операции;
  • 12–15 – период формальных операций, когда подросток может успешно действовать в отношении не только реально окружающей его действительности, но и в отношении мира абстрактных (словесных) предположений.

В классификации Д.Б. Эльконина, относящейся к первой группе, рассматриваются три периода жизни:

  1. раннее детство;
  2. детство;
  3. подростковый возраст. Также Д.Б. Эльконин выделил ряд сменяющихся видов деятельности: непосредственно эмоциональное общение (младенчество), пред-метно-манипулятивная деятельность (раннее детство), ролевая игра (дошкольный возраст), учебная деятельность (младший школьный возраст), интимно-личностное общение (младший подростковый возраст), учебно-профессиональная деятельность (старший подростковый возраст).

Общая классификация Д. Биррена включает фазы жизни от младенчества до старости. Согласно этой классификации юность – 12–17 лет; ранняя зрелость – 18–25 лет; зрелость – 51–75 лет; старость – от 76 лет.

Э. Эриксон описал 8 стадий жизни человека (от рождения до старости), основанных на развитии человеческого «я» на протяжении всей жизни, на изменении личности по отношению к социальному окружению и к себе. Эти стадии включают как позитивные, так и отрицательные моменты:

  1. первые 12 месяцев жизни – начальная стадия, характеризующаяся доверием и недоверием;
  2. 2-3-й годы жизни – вторая стадия, характеризующаяся самостоятельностью в сочетании с нерешительностью;
  3. 4-5-й годы жизни – третья стадия, отличающаяся появлением предприимчивости и чувства вины;
  4. 6-11-й годы жизни – четвертая стадия, где появляется ощущение неполноценности и формируются умения;
  5. 12-18-й годы жизни ребенок начинает осознавать себя как личность, путая социальные роли;
  6. начало зрелого возраста. Эта стадия отличается ощущениями близости с другими и одиночества;
  7. зрелый возраст – человек поглощен собой и социумом;
  8. пожилой возраст – человек сформировывается как цельная личность, но появляется чувство безнадежности.

8. Влияние общества на развитие человека и его психики