В гл. 4 Закона о рекламе говорится о роли саморегулируемых организаций в сфере рекламы.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (ст. 2 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях").

В литературе можно встретить такое определение саморегулирования - это регулирование субъектами рынка своей деятельности и контроль над соблюдением установленных ими же правил.

В большинстве развитых стран рекламный рынок регулируется в основном саморегулируемыми организациями и в меньшей степени применяется государственное регулирование. Однако степень эффективности такого регулирования в разных странах зависит от объема предоставляемых саморегулируемым организациям возможностей для установления собственных стандартов деятельности.

Существуют саморегулируемые организации общеевропейского масштаба, которые объединяют саморегулируемые организации (СРО) отдельных стран.

Так, деятельность европейских саморегулируемых организаций в сфере рекламы можно раскрыть на примере Альянса европейских рекламных стандартов (European Advertising Standards Alliance, EASA). Это некоммерческая организация, основной целью которой является содействие в становлении легальных, порядочных, честных и правдивых рекламных правил и установление ответственности за их нарушение. Альянс европейских рекламных стандартов содействует развитию высоких этических стандартов посредством эффективного саморегулирования в интересах потребителей и бизнеса.

Говоря о саморегулировании в рекламной деятельности, необходимо вспомнить о том, что саморегулирование выступает необходимой предпосылкой для самого существования юридического лица. Это вызвано тем, что по общему правилу правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается с момента внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Однако это правило не действует в тех случаях, когда для занятия определенными видами деятельности юридическое лицо должно иметь лицензию, членство в саморегулируемой организации или выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ. Так, согласно абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Соответственно, правоспособность и дееспособность возникают с момента выполнения указанных требований.

Основополагающим законодательным актом, регламентирующим правовой статус саморегулируемых организаций, в России является Федеральный закон "О саморегулируемых организациях". Помимо этого, особенности правового положения данных организаций определяются также федеральными законами, регулирующими отношения в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности (например, Законом о рекламе). Таким образом, государство делегировало участникам рынка часть своих контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определенной сфере экономики.

На основе изложенного можно прийти к выводу о том, что саморегулирование формируется на основе сочетания интересов государства и субъектов предпринимательской деятельности. При этом реализация этих интересов возложена на саму саморегулируемую организацию, которая имеет особый в сравнении с иными общественными организациями правовой статус.

Саморегулируемые организации, опираясь на нормы, зафиксированные в учредительных документах, осуществляют регламентацию деятельности членов этих организаций. Факт неисполнения требований подобных норм влечет за собой ответственность нарушителя, т.е. порождает для него негативные последствия в форме специфических, разработанных внутри саморегулируемой организации санкций.

До принятия Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", которым были внесены изменения в правовое регулирование юридических лиц, право осуществлять определенные виды деятельности только при соблюдении условия о членстве в саморегулируемой организации было предусмотрено отдельными федеральными законами. В ГК РФ такие нормы отсутствовали, в нем была установлена лишь обязательность наличия лицензии в случаях, предусмотренных законом (абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ). В действующей редакции этой нормы, в частности, указано, что право осуществлять деятельность, для ведения которой необходимо состоять в саморегулируемой организации, возникает с момента вступления в данную организацию.

Это, несомненно, важное нововведение. Если раньше такое разрешение можно было получить только на основании лицензии, выдаваемой специальными государственными органами, то в настоящее время его можно получить на основании членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В целом институт саморегулируемых организаций постепенно заменяет традиционное лицензирование. Поэтому указание наряду с лицензией на наличие членства юридического лица в саморегулируемой организации для осуществления отдельных видов деятельности является своевременным и необходимым дополнением, отражающим уже сложившуюся практику отношений в допуске организаций к отдельным видам деятельности.

Подобная тенденция проявляется и в отношении саморегулируемых организаций в сфере рекламы, однако, как уже было сказано, государственный контроль над сферой рекламы сохраняется.

На сегодняшний день в России существует целый ряд саморегулируемых организаций в сфере рекламы (Рекламный совет России, Ассоциация рекламодателей, Международная ассоциация рекламы (российское отделение), Национальная ассоциация наружной рекламы и информации и др.).

Согласно ст. 31 Закона о рекламе саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением.

Права саморегулируемой организации в сфере рекламы перечислены в ст. 32 Закона о рекламе. Согласно этой статье саморегулируемая организация в сфере рекламы имеет право:

  • представлять законные интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
  • участвовать в рассмотрении антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения членами саморегулируемой организации законодательства РФ о рекламе;
  • обжаловать в соответствующий суд нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
  • применять в отношении членов саморегулируемой организации предусмотренные учредительными и иными документами саморегулируемой организации меры ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации;
  • разрабатывать, устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации правила профессиональной деятельности в сфере рекламы;
  • осуществлять контроль за профессиональной деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований Закона о рекламе и правил профессиональной деятельности в сфере рекламы, в том числе требований профессиональной этики;
  • рассматривать жалобы на действия члена саморегулируемой организации;
  • разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к лицам, желающим вступить в саморегулируемую организацию;
  • осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности членов саморегулируемой организации, раскрытие которой осуществляется в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены учредительными и иными документами саморегулируемой организации;
  • осуществлять ведение реестра лиц, являющихся членами саморегулируемой организации.

Главное полномочие саморегулируемой организации в сфере рекламы - представление законных интересов членов саморегулируемой организации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Основной санкцией, которую могут применять к нарушителю правил профессиональной деятельности в сфере рекламы, является исключение из членов саморегулируемой организации. Последствия такого исключения заключаются в том, что исключенная организация не сможет реально осуществлять свои правомочия в сфере рекламы.

Организационно-правовыми формами саморегулируемых организаций являются ассоциации, союзы.

Согласно п. 1 ст. 123.8 ГК РФ ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

Таким образом, ассоциации и союзы рассматриваются как синонимы.

Реклама товаров при дистанционном способе их продажи