В последние годы мы наблюдаем, что все большее распространение получает использование транспортных средств в рекламных целях.

В самом общем виде транспортные средства определяются как устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования.

Обычно размещение рекламы не препятствует выполнению транспортными средствами своей основной деятельности - перевозки. Тем более что согласно ч. 2 ст. 20 Закона о рекламе использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается. В случае нарушения этого правила предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона о рекламе размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство. По своей правовой природе данный договор является смешанным, включающим элементы договора возмездного оказания услуг и аренды.

Под иным вещным правом понимается право хозяйственного ведения или оперативного управления.

Субъектами права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия. Собственником имущества, переданного в хозяйственное ведение, остается государство (Российская Федерация или ее субъект) или муниципальное образование. Объектами права хозяйственного ведения являются те виды имущества (в том числе здания, сооружения, станки и т.д.), которые были переданы предприятию собственником, а также имущество, приобретенное в результате производственной деятельности.

В отношении имущества, переданного в хозяйственное ведение, собственник сохраняет следующие правомочия: решать вопросы создания предприятия, определять предмет и цели его деятельности, вопросы, связанные с реорганизацией и ликвидацией, назначения руководителя предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Кроме этого, собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Субъект права хозяйственного ведения самостоятельно осуществляет правомочия по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом, однако право распоряжения недвижимым имуществом ограничено: продажа, сдача в аренду или залог, внесение в качестве вклада в уставный или складочный капитал обществ и товариществ и иные формы отчуждения и распоряжения недвижимым имуществом без согласия собственника не допускаются.

Под правом оперативного управления понимается право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом в соответствии с целями его деятельности, заданием собственника и назначением имущества.

Субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия и учреждения. Объектами права оперативного управления является имущество, закрепленное собственником за казенными предприятиями и учреждениями, а также имущество, приобретенное в процессе производственной деятельности.

По объему правомочий право оперативного управления уже, чем право хозяйственного ведения. Так, свои правомочия казенные предприятия и учреждения осуществляют в пределах, установленных законом и собственником.

В частности, казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, однако казенное предприятие по общему правилу вправе самостоятельно реализовать производимую им продукцию.

Что касается учреждений, то они не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Однако если учреждению предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, то учреждение имеет право свободно распоряжаться полученными доходами, а также имуществом, приобретенным на эти доходы.

Таким образом, лицо, владеющее транспортным средством на основе обязательственных отношений (в соответствии с договором аренды транспортного средства, безвозмездного пользования, а также на основании доверенности), не обладает правом заключения соответствующего договора, за исключением случаев, когда оно специально уполномочено на то собственником транспортного средства.

Однако заключение договора не требуется, если юридическое лицо является одновременно рекламодателем и собственником транспортного средства. Законодательством РФ не предусмотрена обязанность совершать какие-либо регистрационные действия для размещения рекламы на транспортных средствах.

Обычно рекламные объявления размещаются на внешней поверхности транспортного средства, однако закон не запрещает использовать в этих целях и внутренние поверхности.

Размещать рекламу можно не на всех видах транспортных средств. Так, согласно ч. 3 ст. 20 Закона о рекламе запрещено размещение рекламы на транспортных средствах:

  • специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской;
  • оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;
  • предназначенных для перевозки опасных грузов.

Согласно ч. 4 ст. 20 Закона о рекламе размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой. Более подробно об этом сказано в письме ФАС России от 02.12.2011 № АК/44977 "О разъяснении некоторых положений Федерального закона "О рекламе". В нем, в частности, отмечено, что размещение на транспортном средстве, принадлежащем организации, ее наименования, коммерческого обозначения (в том числе совпадающего с товарным знаком), по мнению специалистов ФАС России, является знаком, указывающим на принадлежность данного транспортного средства указанной организации. Согласно ч. 5 ст. 20 Закона о рекламе реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

В письме ФАС России от 10.03.2011 № АК/8234 "О разъяснении статьи 20 ФЗ "О рекламе" было отмечено, что в соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения участником дорожного движения признается лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Учитывая изложенное, по мнению специалистов ФАС России, размещение рекламы на окнах транспортных средств общего пользования (автобусах, троллейбусах, трамваях) будет противоречить ч. 5 ст. 20 Закона о рекламе в случае, если такая реклама будет ограничивать обзор в том числе пассажирам указанных транспортных средств.

Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается (ч. 6 ст. 20 Закона о рекламе).

За нарушение правил размещения рекламы на транспортных средствах установлена административная ответственность.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 14.38 КоАП РФ размещение рекламы на транспортном средстве, на наружные поверхности которого нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, транспортном средстве, оборудованном устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортном средстве федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которого расположены по диагонали белые полосы на синем фоне, а также на транспортном средстве, предназначенном для перевозки опасных грузов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2 тыс. 500 руб.; на должностных лиц - от 5 до 10 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 200 тыс. руб.

Согласно ч. 4 ст. 14.38 КоАП РФ размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему транспортным средством, и другим участникам дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2 тыс. 500 руб.; на должностных лиц - от 10 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц - от 200 до 500 тыс. руб.

В силу ч. 5 ст. 14.38 КоАП РФ распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 2 тыс. 500 руб.; на должностных лиц - от 4 до 7 тыс. руб.; на юридических лиц - от 40 до 100 тыс. руб.

Реклама алкогольной продукции