В последние годы все большее распространение получает реклама по сетям электросвязи (в первую очередь посредством использования телефонной связи). В разъяснениях ФАС России от 14.06.2012 "О порядке применения статьи 18 Федерального закона "О рекламе" упоминаются случаи использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи.

В настоящее время одним из основных мест, где можно встретить такую рекламу, является Интернет, который также относится к сетям электросвязи. Об этом свидетельствуют как судебная практика, так и разъяснения ФАС России (см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 № 17АП-5887/2008-АК, п. 2 письма ФАС России от 19.05.2006 № АК/7654 "Об особенностях отдельных способов распространения рекламы"). Соответственно, регулирование, касающееся сетей электросвязи, распространяется на Интернет.

Законодатель установил весьма строгие правила в отношении подобной рекламы. Так, согласно ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 указано, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. В настоящий момент по данной теме издано лишь письмо ФАС России от 19.05.2006 № АК/7654. В нем поясняется, что распространение рекламы в Интернете посредством адресных рассылок по электронной почте допускается при условии предварительного согласия адресата. Это согласие может быть получено при предоставлении пользователю электронного почтового ящика. Согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.

Таким образом, можно сделать вывод, что в случае возникновения спора получение согласия абонента должен доказывать рекламораспространитель.

В разъяснениях ФАС России от 14.06.2012 "О порядке применения статьи 18 Федерального закона "О рекламе" отмечено, что ответственность за нарушение ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе возложена на рекламораспространителя. При этом с учетом обстоятельств дела в качестве рекламораспространителя может быть признано лицо, являющееся оператором связи, особенно в случае предоставления им иному лицу "короткого номера", предназначенного для одновременной массовой отправки sms-сообщений широкому кругу лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона о рекламе не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

В некоторых случаях рекламные сообщения передаются абоненту после того, как он обратился в телефонную компанию за получением какой-либо справки. В таких случаях согласно ч. 3 ст. 18 Закона о рекламе при справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), в том числе осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи, реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом.

Согласно ч. 4 ст. 18 Закона о рекламе при предоставлении телефонных соединений на условиях повременной системы оплаты время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи.

В письме ФАС России от 13.06.2013 № АК/22976/13 "Об отнесении к рекламе СМС-сообщений оператора связи" отмечено, что для целей применения Закона о рекламе из услуг, оказываемых оператором сотовой связи в рамках заключенного с абонентом договора, целесообразно выделить услуги по предоставлению голосовой связи, обмена сообщениями, доступа в Интернет, в том числе при предоставлении этих услуг в роуминге (условно названные "базовые" услуги), а также дополнительные услуги.

Соответственно, не должна относиться к рекламе информация, распространяемая посредством sms-сообщений, направляемых операторами сотовой связи своим абонентам, содержащая сведения о порядке исполнения или изменении условий исполнения обязательств по предоставлению "базовых" услуг в рамках условий и предмета заключенного договора, в частности:

  • об изменении стоимости данных услуг, предоставляемых в рамках выбранного абонентом тарифного плана;
  • об обеспечении данных услуг бесплатными сервисами (например, "Вам звонили", "Узнать баланс", "Я в сети");
  • о нахождении абонента в роуминге (в том числе о пересечении абонентом границы и возможном изменении в порядке списания денежных средств);
  • об изменении порядка оплаты данных услуг, в том числе о возможности изменения порядка оплаты данных услуг по выбору абонента, не связанного с подключением дополнительной услуги за дополнительную плату.

Вместе с тем распространяемая посредством sms-сообщений информация о дополнительных услугах, предлагаемых операторами сотовой связи абонентам, с которыми у них заключен договор на оказание услуг, может рассматриваться в качестве рекламы, если такая услуга выступает в качестве объекта рекламирования. Так, должна относиться к рекламе следующая информация:

  • предложение приобрести за дополнительную плату мобильный контент (фото-, видеоизображения, мелодии для рингтонов или гудков, подписка на новости, прогноз погоды и т.п.);
  • предложение подключить за дополнительную плату услугу, связанную с предоставлением "базовых" услуг (например, "Автоответчик", "Голосовая почта", "Черный список", "Автоплатеж");
  • предложение перейти на другой тарифный план;
  • предложение обратиться на мобильный сервис (портал), в том числе подключение или использование которого не требует внесения разовой или абонентской платы, если посредством данного сервиса (портала) абоненту за дополнительную плату может быть предоставлен мобильный контент или дополнительные услуги.

Кроме этого, в любом случае должны относиться к рекламе sms-сообщения, направляемые операторами сотовой связи абонентам, с которыми у них не заключен договор на оказание услуг связи, если в таких сообщениях содержится объект рекламирования.

Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины