Статья 29 Закона о рекламе посвящена рекламе ценных бумаг. Она содержит требования, которым должна соответствовать такая реклама, а также перечни видов рекламы, которые не допускаются, и сведения, которые не должна содержать реклама ценных бумаг. Статья 34 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", содержавшая требования к рекламе на рынке ценных бумаг, утратила силу с 1 февраля 2007 г., и ее цель сегодня выполняет ст. 29 Закона о рекламе. Данная статья содержит множество норм, направленных на защиту инвесторов от обмана. Причем инвесторов, вкладывающих деньги в покупку ценных бумаг публичных обществ.

Прежде всего нужно выяснить, что такое ценные бумаги, тем более что их правовое регулирование в последнее время подверглось изменениям. Ценные бумаги являются особым объектом гражданских прав. Это обусловлено как важной ролью, которую играют ценные бумаги в экономике страны, так и несовершенством их правового регулирования.

Ценная бумага является объектом гражданско-правовых отношений, т.е. имуществом, по поводу которого совершаются сделки. Поэтому ценная бумага сама по себе может быть объектом вещных прав (например, права собственности и т.п.). С этой точки зрения правомерно говорить о праве на ценную бумагу как на вещь.

Свойством, отличающим ценную бумагу (как совокупность закрепленных в ней прав) от обычных обязательственных правоотношений между кредиторами и должниками, является именно наделение ее свойствами вещи или, другими словами, "оборотоспособностью", включая возможность самостоятельно становиться объектом гражданско-правовых отношений, в том числе быть предметом гражданско-правовых сделок. Однако в настоящее время особой разновидностью вещи признаются только документарные ценные бумаги, которые существуют в бумажной форме.

Исторически присущая ценной бумаге "бумажная" документарная форма придавала ей внешние признаки вещи и таким образом разрешала проблему существования "права на право" (например, права на право участия в голосовании на собрании акционеров в акционерном обществе). Однако современные информационные технологии привели к тенденции вымывания "бумажных" ценных бумаг из обращения, и появление бездокументарных ценных бумаг (т.е. бумаг, лишенных бумажного носителя) вновь вызвало к жизни проблему определения статуса бездокументарных ценных бумаг.

Как юридическое явление ценная бумага обозначается одним и тем же термином для документарных и бездокументарных бумаг, но по существу для них предусматриваются два различных правовых режима. Эти режимы различным образом сконструированы в двух отдельных параграфах гл. 7 ГК РФ.

Бездокументарными ценными бумагами признаются обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав в соответствии со ст. 149 ГК РФ.

Согласно п. 6 ст. 143 ГК РФ, если иное не установлено данным Кодексом или не вытекает из особенностей фиксации прав на бездокументарные ценные бумаги, к таким ценным бумагам применяются правила об именных документарных ценных бумагах, правообладатель которых определяется в соответствии с учетными записями. Таким образом, ведущая роль принадлежит документарным бумагам. На бездокументарные ценные бумаги распространяется аналогичный режим в установленных законом случаях. Кроме этого, применяются правила, специфические для бездокументарных ценных бумаг.

Документарные ценные бумаги определяются как документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов.

В определении документарной ценной бумаги конкретизированы права, которые стоят за ней. Бумага сама по себе не имеет ценности (не считая стоимости материала, из которого она сделана); делается же ценной лишь благодаря тому имущественному праву, выражением которого она является. Сущность ценных бумаг заключается в той связи, которая существует между данным правом и документом.

В ч. 1 ст. 29 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама ценных бумаг, предложение которых неограниченному кругу лиц не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Другими словами, выпускать и рекламировать можно только те ценные бумаги, которые предусмотрены действующим законодательством РФ.

Следует отметить, что указание на иные нормативные правовые акты РФ не совсем корректно, поскольку выпускать можно только ценные бумаги, предусмотренные федеральными законами.

Не допускается реклама имущественных прав, не удостоверенных ценными бумагами, под видом рекламы ценных бумаг. Важнейшим признаком ценной бумаги является наличие имущественного права, которое стоит за данной ценной бумагой.

Особые требования предъявляются к рекламе эмиссионных ценных бумаг. Следует иметь в виду, что по принципу организации выпуска ценных бумаг различают эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги. Действие Федерального закона "О рынке ценных бумаг" распространяется только на эмиссионные ценные бумаги (ст. 16), т.е. на бумаги, характеризующиеся одновременно следующими признаками (ст. 2):

  • во-первых, они закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением формы и порядка, установленных законом;
  • во-вторых, размещаются выпусками;
  • в-третьих, имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени их приобретения.

Эмиссионные ценные бумаги бывают именными либо предъявительскими (как, например, акции, облигации, сберегательные сертификаты).

Неэмиссионные ценные бумаги выпускаются в одноразовом (штучном) порядке и закрепляют за их обладателями индивидуальный объем прав, как, например, чеки, векселя.

Согласно ч. 4 ст. 29 Закона о рекламе реклама эмиссионных ценных бумаг должна содержать:

  • наименование эмитента;
  • источник информации, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах.

В последнем случае речь идет о п. 1 ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", согласно которому под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. 

Реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением