Под ответственностью в праве понимаются неблагоприятные последствия для лица, допустившего правонарушение. Меры ответственности устанавливаются в правовых нормах, реализация которых обеспечивается принудительной силой государства.

Все участники рекламной деятельности - рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель - несут в рамках свой компетенции ответственность за нарушения законодательства о рекламе.

Следует отметить, что ответственность за нарушение законодательства о рекламе может быть либо гражданской, либо административной.

Ранее существовала и уголовная ответственность, предусматривавшаяся ст. 182 УК РФ, которая называлась "Заведомо ложная реклама", однако в 2003 году она была отменена. В настоящее время ст. 242 и 242.1 УК РФ устанавливается уголовная ответственность за рекламирование порнографических материалов или предметов. Однако в них о рекламе упоминается только косвенно.

В Законе о рекламе ответственности посвящена ст. 38, которая так и называется - "Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе". В ч. 1 указанной статьи сказано, что нарушение физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Соответственно, лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) (ч. 2 ст. 38 Закона о рекламе). Таким образом, в первую очередь речь идет о гражданской ответственности.

Следует отметить, что требования, которые можно предъявить в результате распространения ненадлежащей рекламы, не ограничиваются теми, что указаны в ч. 2 ст. 38 Закона о рекламе (хотя при буквальном толковании перечень предусмотренных выше требований может рассматриваться как исчерпывающий). Могут применяться все способы, предусмотренные ст. 12 ГК РФ.

В определенных законом случаях может наступить административная ответственность.

Гражданская ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы