Административное правонарушение в сфере рекламы характеризуется несоблюдением одного из требований к рекламе, установленных Законом о рекламе, а также принятыми в соответствии с ним подзаконными актами. Таким образом, закон определяет круг таких противоправных действий, за которые возможно наступление ответственности. Так, рекламодатель и рекламораспространитель, помимо прочего, несут ответственность за недобросовестную, недостоверную рекламу. При этом данные деяния не несут в себе признаков уголовного правонарушения.

Пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 установлено, что субъектами административной ответственности за нарушения Закона о рекламе могут быть рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. Указанные лица отвечают только за виновные действия, поэтому при отсутствии в их действиях вины они не могут быть привлечены к административной ответственности.

Например, рекламораспространитель может быть привлечен к ответственности за распространение недобросовестной и (или) недостоверной рекламы вместе с рекламодателем только в том случае, если представленные в рекламе сведения им не запрашивались либо если рекламораспространитель, не получив запрошенных сведений, все же не отказался от распространения рекламы (п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58).

При этом, если в отношении одной и той же рекламы одно лицо является одновременно рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, за соответствующее правонарушение оно подлежит привлечению к административной ответственности однократно.

Всего КоАП РФ установлено пять составов, касающихся непосредственно нарушения законодательства о рекламе (ст. 14.3, 14.37, 14.38, ч. 2.4 ст. 19.5, ст. 19.31), а также один состав относительно размещения рекламных конструкций в полосах отвода и придорожных полосах автомобильной дороги (ч. 2 ст. 11.21 КоАП РФ). В каждом из перечисленных составов административного правонарушения в сфере рекламы установлена ответственность в виде штрафа.

Отдельно законодатель говорит о рекламе наркотических средств. Согласно ч. 1 ст. 6.13 КоАП РФ пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 до 5 тыс. руб. с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на должностных лиц - от 40 до 50 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40 до 50 тыс. руб. с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на юридических лиц - от 800 тыс. до 1 млн руб. с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.

Не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 отмечено, что согласно ч. 2 ст. 36 Закона о рекламе антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

В случае установления факта нарушения законодательства РФ о рекламе антимонопольный орган принимает решение о признании рекламы ненадлежащей и выдаче лицу предписания об устранении соответствующего нарушения.

При этом дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1, 1.1 и 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Вступление в силу решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей не является таким поводом, как это предусмотрено ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ, в отношении вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым устанавливается факт нарушения антимонопольного законодательства.

В п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 указано, что, рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, суды должны учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента совершения такого правонарушения, а не с момента принятия антимонопольным органом решения о нарушении законодательства о рекламе.

В случае размещения спорной рекламы в СМИ сроки давности привлечения к административной ответственности за данные правонарушения исчисляются со дня последнего распространения рекламы в СМИ.

Если спорная реклама размещена в СМИ, выпущенном тиражом, срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение исчисляется со дня начала распространения соответствующего тиража этого СМИ.

Особой формой санкции в случае нарушения законодательства РФ о рекламе служит предписание ФАС России, содержанием которого является требование прекратить допущенное нарушение закона. Предписание выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения. Данное предписание должно быть исполнено нарушителем в указанный антимонопольным органом срок (не менее пяти дней со дня получения предписания).

За невыполнение в срок законного предписания антимонопольного органа установлена административная ответственность.

В качестве санкции может применяться контрреклама. В отличие от предписания антимонопольного органа решение о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) на основании ч. 3 ст. 38 Закона о рекламе принимается судом при одновременном наличии трех условий:

  1. установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы;
  2. выдачи им соответствующего предписания;
  3. обращения антимонопольного органа с иском к рекламодателю.

В предусмотренных законом случаях специальным законодательством установлены особые полномочия федерального антимонопольного органа по применению мер ответственности за нарушения требований нормативных актов.

В КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе - за ненадлежащую рекламу или отказ от контррекламы. Эти нарушения согласно ст. 14.3 КоАП РФ влекут наложение административного штрафа на граждан в определенном размере.

Так, в ч. 1 названной статьи установлено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 - 5 ст. 14.3, ч. 4 ст. 14.3.1, ст. 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2 тыс. 500 руб.; на должностных лиц - от 4 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц - от 100 до 500 тыс. руб.

Кроме этого, в указанной статье установлена ответственность за отдельные виды нарушений в области рекламы. Так, согласно ч. 2 этой статьи нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц - от 200 до 500 тыс. руб.

Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 7 тыс. руб.; на юридических лиц - от 40 до 100 тыс. руб. (ч. 3 ст. 14.3 КоАП РФ).

Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее 15 мин., трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц - от 200 до 500 тыс. руб. (ч. 4 ст. 14.3 КоАП РФ).

Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок в соответствии с ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2 тыс. 500 руб.; на должностных лиц - от 10 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц - от 200 до 500 тыс. руб.

Административное приостановление деятельности назначается судьей.

Государственный контроль и надзор