Формы выражения правовых норм, которые в совокупности образуют ту или иную отрасль права, называют источниками права. Выделяют следующие группы источников права: правовые акты, обычаи, локальные нормативные акты юридических лиц.

Общие положения и принципы, касающиеся правового регулирования рекламы, содержатся в Гражданском кодексе РФ. Однако основным правовым актом, регулирующим отношения в области рекламы, является Закон о рекламе. В ст. 4 Закона о рекламе признается его приоритетность по сравнению с другими нормативными актами, регламентирующими порядок и способы регулирования рекламы.

С вступлением в силу данного документа утратил свое действие не только Закон о рекламе 1995 года, но и иные правовые акты, касающиеся рекламной деятельности, принятые на его основе. В действующем Законе о рекламе учтены существенные изменения, произошедшие в Российской Федерации за последние годы (появление новых форм распространения рекламы, в том числе по факсу, с помощью мобильной связи, с использованием Интернета и т.д.).

Закон о рекламе регламентирует особенности рекламы отдельных видов товаров и способов распространения рекламы. Нормы Закона направлены на учет интересов всех слоев населения, поэтому наряду с дозволительными нормами в нем присутствует определенное количество норм, которые ставят четкие границы для рекламной деятельности. Речь идет как о запретах, которые носят абсолютный характер, так и о случаях, когда отдельные виды товаров и услуг можно рекламировать лишь при соблюдении определенных условий. Так, определенные требования предъявляются к рекламе, обращенной к несовершеннолетним, рекламе алкогольных напитков, лекарственных средств и т.д.

Названный Закон определил положение хозяйствующих субъектов в рекламной деятельности. Он также ввел понятийный аппарат, общие требования к рекламе, специальные требования к рекламе отдельных товаров и услуг, а также к различным способам распространения рекламы, запретил ненадлежащую рекламу, установил государственный контроль в лице антимонопольного органа за соблюдением законодательства РФ о рекламе и ответственность за его нарушение.

Как указано в ст. 1 Закона о рекламе, его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Отношения в сфере рекламы регулируются в основном на федеральном уровне. До 1997 года существовала неопределенность относительно того, нужно ли отнести их к федеральному или совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Представляется, что в данном случае следует руководствоваться Постановлением Конституционного Суда РФ № 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе", вынесенным 4 марта 1997 г. Несмотря на то что данное Постановление касалось положений Закона о рекламе 1995 года, оно актуально и сейчас.

В указанном Постановлении Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что правовое регулирование рекламной деятельности относится к исключительной компетенции Российской Федерации в той части, в какой это регулирование связано с установлением правовых основ единого рынка. С другой стороны, отдельные аспекты рекламной деятельности (например, размещение наружной рекламы) могут быть объектом правового регулирования на местах.

Следует отметить, что согласно ст. 4 Закона о рекламе законодательство РФ о рекламе состоит прежде всего из самого Закона о рекламе. При этом отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с данным Законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Таким образом, в области рекламы разделяют отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы. Последние могут регулироваться также подзаконными правовыми актами.

Однако, несмотря на разъяснения Конституционного Суда РФ, в отдельных субъектах РФ были приняты и продолжают приниматься нормативные правовые акты, призванные регулировать рекламу на соответствующей территории.

Так, своим Определением от 26.12.2007 № 81-Г07-16 Верховный Суд РФ признал противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Постановление Законодательного Собрания Кемеровской области от 11.07.1994 № 1-ОП "О рекламе алкогольных напитков и табачных изделий на территории Кемеровской области". Указанным Постановлением всем резидентам Кемеровской области было запрещено рекламирование на ее территории алкогольных напитков и табачных изделий в СМИ. В Определении Верховного Суда РФ было отмечено, что нормативный акт субъекта Российской Федерации признан судом недействующим, поскольку в настоящее время отношения в области рекламы алкогольной и табачной продукции регулируются только федеральным законодательством, и оспариваемое Постановление по своему содержанию ему не соответствует.

В ранее упомянутом Постановлении Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе" подтверждается, что законодательство о рекламе относится к ведению федеральных органов государственной власти, но при этом указывается, что "рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т.е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование".

Закон о рекламе является комплексным правовым актом и содержит нормы как частного, так и публичного права. Это обусловлено тем, что законодатель рассматривает вопросы, связанные с рекламой, не как частное дело, а как вопросы, имеющие общественную значимость.

Однако указанный акт не является единственным правовым актом, который регулирует рекламу. Есть целый ряд других правовых актов, в которых отдельные нормы посвящены рекламе.

Например, Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" устанавливает обязательность использования государственного языка в рекламе.

Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" предусматривает, что информация о лекарственных препаратах, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат, может содержаться в публикациях и объявлениях СМИ, специализированных и общих печатных изданиях, инструкциях по применению лекарственных препаратов, иных изданиях субъектов обращения лекарственных средств. Рекламные материалы о лекарственном препарате, отпускаемом без рецепта на лекарственный препарат, должны соответствовать инструкции по применению лекарственного препарата.

Важная роль в правовом регулировании рекламы принадлежит Закону о защите прав потребителей, который устанавливает право потребителей на правдивую и исчерпывающую информацию о производимых товарах и оказываемых услугах.

Поскольку при рекламировании товаров и услуг бывают случаи недобросовестной конкуренции, важное значение имеют нормы Закона о защите конкуренции. Закон о рекламе и Закон о защите конкуренции тесно взаимосвязаны, а цели правового регулирования этих Законов пересекаются. Так, в ст. 4 Закона о защите конкуренции разъясняется понятие недобросовестной конкуренции - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Согласно ст. 5 Закона о рекламе недобросовестной в том числе признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

На практике возникает вопрос о соотношении указанных двух различных правовых актов, занимающих одинаковую ступень в юридической иерархии (оба являются федеральными законами) и имеющих разные даты принятия и вступления в силу (Закон о рекламе вступил в силу с 1 июля 2006 г., а Закон о защите конкуренции - с 26 октября этого же года). Хотя по общему правилу акт, принятый позднее, имеет преимущество по отношению к ранее принятому, следует учитывать, что Закон о рекламе может рассматриваться в качестве специального и, следовательно, иметь преимущество по отношению к Закону о защите конкуренции. При этом можно сделать вывод, что цели правового регулирования законодательства о конкуренции и законодательства о рекламе во многом совпадают.

Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. В связи с этим необходимо учитывать положения Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании". Указанный Закон направлен на обеспечение стандартов безопасности (в данном случае речь идет о безопасности рекламных конструкций).

Согласно ст. 2 Федерального закона "О техническом регулировании" технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Несомненно, следует учитывать положения Закона РФ "О средствах массовой информации". Это обусловлено тем, что, хотя изначально СМИ, в первую очередь телевидение, радио и пресса, создавались не как средства распространения рекламной информации, в настоящее время они активно используются в рекламной деятельности. О рекламе в этом Законе говорится только в ст. 36, которая является отсылочной. Так, в ней установлено, что распространение рекламы в СМИ осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о рекламе. Такой порядок и установлен Законом о рекламе.

В определенной степени отношения в области рекламы регулируются Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Указанный Закон не регулирует напрямую рекламу, однако он устанавливает границы информации, которая может быть доведена до детей, и таким образом служит определенным ориентиром для рекламопроизводителей.

В КоАП РФ есть ст. 14.3 "Нарушение законодательства о рекламе". В данном случае речь идет не о регулировании, а об ответственности за нарушение законодательства в сфере рекламы.
Ранее в Федеральном законе от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" содержалась норма, касающаяся особенности рекламы в долевом строительстве, однако впоследствии ее из указанного Закона убрали.

Кроме этого, ранее в Федеральном законе от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" была гл. 9, посвященная рекламе на рынке ценных бумаг, однако данная глава утратила силу с 1 февраля 2007 г. В настоящее время все эти вопросы регулируются непосредственно Законом о рекламе.

Примерами подзаконных правовых актов, регулирующих рекламную деятельность, являются: Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", от 17.08.2006 № 508 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", принятый Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ст, и др.

Важными являются также положения, содержащиеся в письмах ФАС России (см., например, письма ФАС России от 19.05.2006 № АК/7654 "Об особенностях отдельных способов распространения рекламы", от 16.03.2006 № АК/3512 "О разграничении рекламы и иной информации"). Данные документы не имеют нормативного характера и являются разъяснениями по конкретным запросам.
Правовые отношения в области рекламы привлекали внимание и высших судебных органов нашей страны. Постановления этих органов не являются источниками права, однако имеют существенное значение для судебной практики, поскольку являются обязательными для судей. В качестве примеров можно назвать информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37, Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58.

Как уже указывалось, важное значение имеет Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе".
Следует отметить, что кроме регулирующих существуют и рекомендательные акты в области рекламы, например, Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты.

Понятие рекламы и рекламной деятельности