Законодатель определил перечень товаров и услуг, реклама которых не допускается вообще. Интересно отметить, что ст. 7 Закона о рекламе, которая содержит этот перечень, называется "Товары, реклама которых не допускается", хотя в ней также говорится и об услугах. В частности, упомянута услуга по искусственному прерыванию беременности. Таким образом, можно говорить об определенной неточности законодателя.

Согласно указанной статье не допускается реклама:

  • товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством РФ;
  • наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;
  • взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;
  • органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;
  • товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;
  • товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;
  • товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений;
  • табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок;
  • медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.

Следует отметить, что приведенный перечень не является чем-то неизменным и в него периодически вносятся коррективы. Так, в ранее действовавшей редакции Закона о рекламе была ст. 23, которая допускала рекламу табачных изделий, хотя и со значительными ограничениями. В 2013 году эта статья утратила силу. Запрет рекламы табака, табачных изделий и потребления табака также содержится в ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". В соответствии с ч. 3 ст. 16 указанного Закона при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

В письме ФАС России от 14.05.2014 № АК/19317/14 "О социальной рекламе о вреде потребления табака" были даны рекомендации по размещению с 1 июня 2014 г. социальной рекламы о вреде табака при показе аудиовизуальных произведений (в том числе теле- и видеофильмов) и программ, в которых демонстрируются табачные изделия и процесс их потребления. Транслировать ее должны вещатели или организаторы демонстрации (например, телеканалы, кинотеатры). По мнению ФАС России, указанные лица могут быть не только рекламораспространителями, но и рекламодателями.

Реклама может размещаться перед началом или во время демонстрации аудиовизуального произведения. При этом ее продолжительность не учитывается в общем объеме рекламы, распространяемой в программе. Реклама о вреде табака может быть оформлена в виде "бегущей строки", самостоятельного видеоряда или иным способом. Однако она в любом случае должна быть удобна для восприятия. Информацию, которая в ней содержится, необходимо излагать шрифтом достаточного размера и контрастности.

Вместе с тем по непонятной причине закон не содержит запрета на рекламу так называемых сексуальных услуг, которую можно встретить в печатных изданиях или в Интернете.

Примером товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством РФ, является химическое оружие. С 5 декабря 1997 г. для Российской Федерации вступила в силу Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года. В соответствии с ней Российская Федерация обязуется никогда ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было.

Запрет на рекламу органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи обусловлен тем, что органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и (или) тканей человека влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Однако указанный запрет не означает, что не может быть осуществлена трансплантация органов и тканей, которая представляет собой вид оперативного вмешательства, направленный на пересадку трансплантата (органа или ткани) от донора к реципиенту. В некоторых случаях трансплантация является единственно возможным способом спасения жизни человека. Следует отметить, что более подробно о трансплантации говорится в Законе РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека". Трансплантация возможна в отношении как живых людей, так и трупов.

В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ "О основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" этот вопрос решается следующим образом. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) допускается у живого донора только при наличии его информированного добровольного согласия (ч. 4 ст. 47 указанного Закона). У живых несовершеннолетних и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) не допускается вообще. Исключение составляет пересадка костного мозга.

Способы доведения рекламы до потребителя