Рынок ценных бумаг может быть организованным, когда на нем участвуют так называемые профессиональные участники (брокеры, дилеры и т.п.), и неорганизованным, когда в качестве продавцов и покупателей выступают любые другие субъекты гражданского права. Следует иметь в виду, что в данном случае речь идет только о рынке эмиссионных ценных бумаг.

В разд. II Закона о рынке ценных бумаг определяются виды профессиональных участников рынка ценных бумаг, устанавливаются виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и дается понятие организованных торгов, под которыми в данном случае следует понимать фондовую биржу. При этом в нем не расшифровывается само понятие профессиональных участников рынка ценных бумаг, законодатель ограничивается указанием на то, что имеются в виду юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством РФ и осуществляют виды деятельности, указанные в ст. ст. 3 - 5, 7 и 8 Закона о рынке ценных бумаг.

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг достаточно многогранна и охватывает различные аспекты, связанные с организаций фондовой торговли. Деятельность профессиональных участников имеет существенное значение для его эффективного развития. Законодательство РФ не раскрывает понятие "профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг", определяя его лишь путем установления закрытого перечня видов этой деятельности в гл. 2 Закона о рынке ценных бумаг.

Таким образом, профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются в соответствии с указанными статьями Закона о рынке ценных бумаг: брокер, дилер, управляющий, депозитарий, держатель реестра, организатор торговли на рынке ценных бумаг, трансфер-агент, номинальный держатель ценных бумаг.

Совмещение указанных видов деятельности в принципе возможно. Однако согласно ст. 10 Закона о рынке ценных бумаг осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В то же время в этой статье сказано, что ограничения на совмещение видов деятельности и операций с финансовыми инструментами устанавливаются Банком России. Таким образом, из смысла этой статьи вытекает, что Банк России может устанавливать дополнительные ограничения в части совмещения видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, которые будут распространяться и на других профессиональных участников рынка ценных бумаг. За этими исключениями профессиональный участник рынка ценных бумаг вправе осуществлять разные виды деятельности на рынке ценных бумаг, естественно, получив соответствующую лицензию.

Закон предъявляет ряд требований как к самим профессиональным участникам рынка ценных бумаг, так и к их органам управления и учредителям (участникам). Согласно п. 1 ст. 10.1 Закона о рынке ценных бумаг членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом, руководителем филиала профессионального участника рынка ценных бумаг, руководителем службы внутреннего контроля, контролером профессионального участника рынка ценных бумаг, руководителем службы внутреннего аудита, должностным лицом, ответственным за организацию системы управления рисками (руководителем отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), руководителем структурного подразделения кредитной организации, созданного для осуществления деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг, или руководителем отдельного структурного подразделения профессионального участника рынка ценных бумаг в случае совмещения указанным профессиональным участником профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг не могут являться:

  • лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования (отзыва) прошло менее трех лет. При этом под финансовой организацией для целей данного Закона понимаются профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли;
  • лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
  • лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.

Что касается самих профессиональных участников рынка ценных бумаг, то ими могут быть хозяйственные общества, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - юридические лица, созданные в иной организационно-правовой форме. Следует отметить, что в ранее действовавшем законодательстве вопрос об их организационно-правовой форме не был решен достаточно четко, было лишь указано на то, что дилером может быть только коммерческая организация, а фондовая биржа могла создаваться исключительно в форме акционерного общества или некоммерческого партнерства.

Согласно п. 2 ст. 10.1-1 Закона о рынке ценных бумаг профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан организовать и осуществлять внутренний контроль, а в случаях, предусмотренных нормативными актами Банка России, обязан организовать и осуществлять внутренний аудит в соответствии с требованиями Банка России.

В соответствии с п. 1 ст. 66 ГК РФ хозяйственными обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Классификация хозяйственных обществ изменилась. Среди таких изменений, которые произошли в последнее время, можно назвать отказ от не оправдавших себя закрытых акционерных обществ (статус которых практически полностью дублировался статусом обществ с ограниченной ответственностью) и обществ с дополнительной ответственностью (которые не получили практического распространения в связи с тем, что на учредителей такого общества ложилась дополнительная имущественная ответственность по обязательствам юридического лица).

Поэтому профессиональными участниками рынка ценных бумаг могут быть только юридические лица в организационно-правовой форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые объединены под общим названием хозяйственные общества.

Объем правомочий участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Иной объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества может быть предусмотрен уставом общества, а также корпоративным договором при условии внесения сведений о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества в Единый государственный реестр юридических лиц.

В Гражданском кодексе РФ содержатся как общие правила, которые распространяются на все виды хозяйственных обществ, так и специфические нормы, которые касаются только отдельных видов хозяйственных обществ.

Хозяйственное общество может быть создано только одним учредителем, которое и становится его единственным участником. При этом хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено Гражданским кодексом РФ или другим законом.

В Кодексе установлены определенные ограничения относительно того, кто может быть участником хозяйственных обществ и товариществ. Так, согласно п. 6 ст. 66 ГК РФ государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах.

Статья 10.1-2 Закона о рынке ценных бумаг установила требования к учредителям (участникам) профессионального участника рынка ценных бумаг, в соответствии с которыми физическое лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти, не вправе прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) профессионального участника рынка ценных бумаг, распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал профессионального участника рынка ценных бумаг.

При осуществлении своей деятельности профессиональные участники обязаны соблюдать лицензионные требования и условия, установленные в нормативных правовых актах о ценных бумагах, среди которых: Закон о рынке ценных бумаг, Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

Что касается лицензирования, то его порядок установлен Положением о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденным Банком России 27 июля 2015 г. № 481-П.

Согласно этому Положению лицензия выдается отдельно на каждый вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Система контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг в настоящее время включает четыре вида:

  1. государственный контроль (осуществляет Банк России);
  2. контроль саморегулируемых организаций;
  3. контроль самих организаторов торговли;
  4. внутренний контроль (осуществляют штатные контролеры профессиональных участников).

Следует иметь в виду, что при осуществлении государственного контроля должны соблюдаться требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", который предусматривает ряд ограничений в отношении деятельности контролирующих органов.

Кратко рассмотрим особенности каждой из этих видов деятельности.

Брокерской деятельностью согласно п. 1 ст. 3 Закона о рынке ценных бумаг признается деятельность по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером.

Поручение на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами может осуществляться либо на основании договора поручения, когда брокер выступает от имени клиента, либо на основании договора комиссии, когда брокер выступает от собственного имени, но действует по поручению и в интересах клиента. Брокер вправе заключать договоры поручения, комиссии, а также агентский и брокерский как смешанный договор.

Таким образом, юридические характеристики, заложенные в определении брокерского договора, позволяют утверждать, что брокерский договор (на практике он обычно называется договором о брокерском обслуживании) может выступать в виде договоров поручения, комиссии, агентирования или их сочетания, что на практике бывает чаще всего.

Брокер, пользуясь большими правами агента в отношении исполнения поручения с ценными бумагами по сравнению с поверенным, нередко включает в брокерские договоры условия, которые ограничивают права поверенного. Так, согласно п. 3 ст. 977 ГК РФ сторона, отказывающаяся от договора поручения, предусматривающего действия поверенного в качестве брокера (коммерческого представителя), должна уведомить другую сторону о прекращении договора не позднее чем за 30 дней, если договором не предусмотрен более длительный срок. Однако на практике в конкретных договорах эти сроки могут быть значительно меньше.

Брокеры являются так называемыми коммерческими представителями, поэтому обязательства, возникшие из договора, заключенного не на организованных торгах, каждой из сторон которого является брокер, не прекращаются совпадением должника и кредитора в одном лице, если обязательства сторон исполняются за счет разных клиентов или третьими лицами в интересах разных клиентов. Брокер не вправе заключать указанный договор, если его заключение осуществляется во исполнение поручения клиента, не содержащего цену договора или порядок ее определения. Последствием совершения сделки с нарушением требований, установленных выше, является возложение на брокера обязанности возместить клиенту убытки.

К профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг относится также дилерская деятельность.

Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам (ст. 4 Закона о рынке ценных бумаг).

Принципиальным моментом в данном случае является наличие публичной оферты о заключении договора со стороны дилера, которая связывает дилера, и в случае уклонения дилера от заключения договора к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора и (или) о возмещении причиненных клиенту убытков.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуется дилером.

Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также государственная корпорация, если для такой корпорации возможность осуществления дилерской деятельности установлена федеральным законом, на основании которого она создана.

Государственные корпорации являются весьма специфическими видами юридических лиц. Строго говоря, государственные корпорации, как это ни звучит парадоксально, не являются ни корпорациями (не имеют членства), ни государственными организациями (будучи частными собственниками своего имущества), ни некоммерческими организациями, так как в ряде случаев создаются для осуществления предпринимательской деятельности. Иногда происходит терминологическая путаница, и под государственными корпорациями имеют в виду акционерные общества с государственным участием (например, "Газпром").

Деятельность последних всегда регулируется специальными законами о соответствующей государственной корпорации как юридическом лице. Ее единственным учредителем может быть только государство. Цели, для достижения которых создается государственная корпорация, не направлены на удовлетворение потребностей отдельных граждан или юридических лиц, а носят более масштабный характер - выполнение социальных или управленческих функций в интересах общества в целом или отдельной отрасли народного хозяйства.

В качестве примера можно назвать такую государственную корпорацию, как Внешэкономбанк, который осуществляет на рынке ценных бумаг дилерскую, депозитарную деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, а также осуществляет доверительное управление денежными средствами и иным имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.

Таким образом, основной обязанностью дилера является совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет.

Следует отметить, что кроме цены дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг: минимальное и максимальное количество покупаемых и (или) продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены. При отсутствии в объявлении указания на иные существенные условия дилер обязан заключить договор на существенных условиях, предложенных его клиентом. В случае уклонения дилера от заключения договора к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора и (или) о возмещении причиненных клиенту убытков (ч. 3 ст. 4 Закона о рынке ценных бумаг).

Профессиональным участником рынка ценных бумаг является также управляющий (ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг). Правильнее было бы говорить о доверительном управляющем, поскольку в данном случае речь идет о договоре доверительного управления ценными бумагами.

Договор доверительного управления имуществом представляет собой самостоятельную разновидность гражданско-правового договора, порождающего обязательства по оказанию услуг особого рода. При этом передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, и последний обязан во всех сделках с третьими лицами указывать, что он действует в качестве доверительного управляющего.

Деятельностью по управлению ценными бумагами признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг).

Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются гл. 53 ГК РФ "Доверительное управление имуществом" и прежде всего ст. 1025 ГК РФ, которая предусматривает издание специального закона, однако такого закона пока нет, и доверительное управление ценными бумаги, помимо самого Кодекса, регулируется Законом о рынке ценных бумаг.

Хотя передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к управляющему, последний вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя. Объектом доверительного управления могут быть как ценные бумаги, так и права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами. В последнем случае обособление бездокументарных ценных бумаг осуществляется управляющим в системе ведения реестра ценных бумаг.

Таким образом, под деятельностью по управлению ценными бумагами понимается осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим.

Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются законодательством РФ и договорами. Прежде всего речь идет о Положении о единых требованиях к правилам осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, к порядку раскрытия управляющим информации, а также требованиях, направленных на исключение конфликта интересов управляющего, утвержденном Банком России 3 августа 2015 г. № 482-П.

Управляющий вправе при осуществлении деятельности по управлению ценными бумагами приобретать ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов, и заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, предназначенными для квалифицированных инвесторов, только при условии, что клиент является квалифицированным инвестором. К квалифицированным инвесторам согласно ст. 51.2 Закона о рынке ценных бумаг относятся:

  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • клиринговые организации;
  • кредитные организации;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • страховые организации;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • некоммерческие организации в форме фондов, которые относятся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", единственными учредителями которых являются субъекты РФ, и которые созданы в целях приобретения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, - только в отношении указанных инвестиционных паев;
  • Банк России;
  • государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";
  • Агентство по страхованию вкладов;
  • государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий", а также юридическое лицо, возникшее в результате ее реорганизации;
  • международные финансовые организации, в том числе Мировой банк, Международный валютный фонд, Европейский центральный банк, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития;
  • иные лица, отнесенные к квалифицированным инвесторам федеральными законами.

По общему правилу на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами требуется наличие лицензии. Однако наличие лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами не требуется в случае, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам.

Управляющий при осуществлении своей деятельности обязан указывать, что он действует в качестве управляющего. В частности, достаточно указания "Д.У." (доверительный управляющий).

В случае если конфликт интересов управляющего и его клиента или разных клиентов одного управляющего, о котором все стороны не были уведомлены заранее, привел к действиям управляющего, нанесшим ущерб интересам клиента, управляющий обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством. Причем под конфликтом интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг понимается противоречие между имущественными и иными интересами профессионального участника рынка ценных бумаг и (или) его работников, осуществляющих свою деятельность на основании трудового или гражданско-правового договора, и клиента профессионального участника, в результате которого действия (бездействия) профессионального участника и (или) его работников причиняют убытки клиенту и (или) влекут иные неблагоприятные последствия для клиента.

Управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления ценными бумагами, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении ценными бумагами, за счет объектов управления. При этом такое право может быть не обусловлено получением дохода от управления ценными бумагами.

Еще одним видом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг является депозитарная деятельность.

Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги (ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг).

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием.

Депозитарий, осуществляющий расчеты по результатам сделок, совершенных на торгах организаторов торговли по соглашению с такими организаторами торговли и (или) с клиринговыми организациями, осуществляющими клиринг таких сделок, именуется расчетным депозитарием.

Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и (или) учету прав на ценные бумаги, именуется депонентом.

Договор между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения в процессе депозитарной деятельности, именуется депозитарным договором (договором о счете депо).

Депозитарный договор должен быть заключен в письменной форме. Депозитарий обязан утвердить условия осуществления им депозитарной деятельности, являющиеся неотъемлемой составной частью заключенного депозитарного договора.

Существенными условиями этого договора являются:

  • однозначное определение предмета договора (либо депозитарий предоставляет услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и учету прав на ценные бумаги, либо только учитывает права на бездокументарные ценные бумаги);
  • порядок передачи депонентом депозитарию информации о распоряжении депонированными в депозитарии ценными бумагами депонента. В данном случае под распоряжением понимается право депонента отказаться от договора о счете депо, так как депозитарий не имеет права распоряжаться ценными бумагами депонента, управлять ими или осуществлять от имени депонента любые действия с ценными бумагами. Заключение депозитарного договора не влечет за собой переход к депозитарию права собственности на ценные бумаги депонента;
  • срок действия договора;
  • размер и порядок оплаты услуг депозитария, предусмотренных договором;
  • форма и периодичность отчетности депозитария перед депонентом.

Кроме этого, существенными условиями депозитарного договора являются такие обязанности депозитария, как регистрация фактов обременения ценных бумаг депонента обязательствами, ведение отдельного от других счета депо депонента с указанием даты и основания каждой операции по счету, передача депоненту всей информации о ценных бумагах, полученных депозитарием от эмитента или держателя.

В ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг особо подчеркивается, что заключение депозитарного договора не влечет за собой перехода к депозитарию права собственности на ценные бумаги депонента. Если иное не предусмотрено федеральными законами или договором, депозитарий не вправе совершать операции с ценными бумагами депонента иначе как по поручению депонента. Если иное не предусмотрено депозитарным договором, депозитарий вправе отказать в списании ценных бумаг со счета депо, по которому осуществляется учет прав на ценные бумаги, и зачислении ценных бумаг на такой счет в случае наличия задолженности депонента по оплате услуг депозитария.

Депозитарий не имеет права обусловливать заключение депозитарного договора с депонентом отказом последнего хотя бы от одного из прав, закрепленных ценными бумагами. Депозитарий несет соответствующую гражданскую ответственность за сохранность депонированных у него сертификатов ценных бумаг, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг. Кроме этого, депозитарий несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по учету прав на ценные бумаги, в том числе за полноту и правильность записей по счетам депо.

Еще одним видом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг является деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг.

При этом для ценных бумаг на предъявителя реестр не ведется.

Лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра, именуется держателем реестра.

Держателем реестра по поручению эмитента или лица, обязанного по ценным бумагам, может быть профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра, либо в случаях, предусмотренных федеральными законами, иной профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Регистратор не вправе совершать сделки с ценными бумагами эмитента, реестр владельцев которых он ведет. Реестр владельцев ценных бумаг определяется как формируемая на определенный момент времени система записей о лицах, которым открыты лицевые счета, записей о ценных бумагах, учитываемых на указанных счетах, записей об обременении ценных бумаг и иных записей в соответствии с законодательством РФ.

Держатель реестра осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, нормативными актами Банка России, а также с правилами ведения реестра, которые обязан утвердить держатель реестра. Требования к указанным правилам должны устанавливаться Банком России. Однако до настоящего времени действует Приказ ФСФР России от 29.07.2010 № 10-53/пз-н "О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг". Согласно п. 4 этого Приказа регистратор обязан указать в правилах ведения реестра способы предоставления документов, связанных с реестром, зарегистрированными лицами, их уполномоченными представителями, иными заинтересованными лицами.

Как следует из п. 1 ст. 8.1 Закона о рынке ценных бумаг, регистратор, осуществляющий ведение реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, вправе привлекать для выполнения части своих функций, предусмотренных данным Законом, иных регистраторов, депозитариев и брокеров. Все вышеуказанные лица получили название трансфер-агентов.

Более подробно о функциях трансфер-агентов сказано в Положении о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденном Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 № 27.

Трансфер-агент - юридическое лицо, выполняющее по договору с регистратором функции по приему от зарегистрированных лиц или их уполномоченных представителей и передаче регистратору информации и документов, необходимых для исполнения операций в реестре, а также функции по приему от регистратора и передаче зарегистрированным лицам или их уполномоченным представителям информации и документов, полученных от регистратора (разд. 2 названного Положения).

Таким образом, трансфер-агент должен заключить договор с регистратором, а последний должен разработать и утвердить правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, предусматривающие в числе прочего формы договоров с трансфер-агентами (п. 10.1 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 № 27). Причем договором может быть предусмотрено ограничение по типам операций и суммам сделок, по которым трансфер-агент имеет право приема документов.

Порядок взаимодействия регистратора с трансфер-агентом урегулирован разд. 9 данного Положения. Формы договоров с трансфер-агентами включаются в правила ведения реестра с целью доведения до зарегистрированных лиц порядка взаимодействия с регистратором. Кроме этого, эти формы призваны проинформировать зарегистрированных лиц о правах и обязанностях трансфер-агентов.

Как следует из п. 2 ст. 8.1 Закона о рынке ценных бумаг, трансфер-агенты действуют от имени и за счет регистратора на основании договора поручения или агентского договора, заключенного с регистратором, а также выданной им доверенности. Однако речь идет, скорее, о смешанных договорах.

При осуществлении своей деятельности трансфер-агенты обязаны указывать, что они действуют от имени и по поручению регистратора, а также предъявлять всем заинтересованным лицам доверенность, выданную этим регистратором. Как правильно отмечено в литературе, по существу, можно сказать, что трансфер-агент осуществляет лишь технические функции по приему и передаче документов между регистратором и зарегистрированными лицами, никаких функций по ведению реестра владельцев ценных бумаг как таковых он не осуществляет.

В случаях, предусмотренных договором и доверенностью, трансфер-агенты вправе:

  1. принимать документы, необходимые для проведения операций в реестре;
  2. передавать зарегистрированным и иным лицам выписки по лицевым счетам, уведомления и иную информацию из реестра, которые предоставлены регистратором.

Трансфер-агенты согласно п. 5 ст. 8.1 Закона о рынке ценных бумаг обязаны:

  1. принимать меры по идентификации лиц, подающих документы, необходимые для проведения операций в реестре;
  2. обеспечивать доступ регистратора к своей учетной документации по его требованию;
  3. соблюдать конфиденциальность информации, полученной в связи с осуществлением функций трансфер-агента;
  4. осуществлять проверку полномочий лиц, действующих от имени зарегистрированных лиц;
  5. удостоверять подписи физических лиц в порядке, предусмотренном Банком России.

Что касается удостоверения подписей физических лиц, то порядок такого удостоверения предусмотрен Приказом ФСФР России от 18.02.2010 № 10-10/пз-н "Об утверждении Положения о порядке заверения подлинности подписи профессиональными участниками рынка ценных бумаг".

Проставление (совершение) заверительной надписи на документах лица, обратившегося за заверением подлинности подписи, осуществляется работником профессионального участника рынка ценных бумаг, заверяющего подпись, с указанием его фамилии, имени, отчества и должности.

Весьма интересна фигура номинального держателя ценных бумаг, который также является профессиональным участником рынка ценных бумаг.

Институт номинального держателя был впервые введен в российское законодательство Указом Президента РФ от 27.10.1993 № 1769 "О мерах по обеспечению прав акционеров" и распоряжением Госкомимущества России от 26.07.1994 № 2002-р "О порядке применения Положения о реестре акционеров акционерного общества".

В п. 1 ст. 8.3 Закона о рынке ценных бумаг номинальный держатель определяется как депозитарий, на лицевом счете (счете депо) которого учитываются права на ценные бумаги, принадлежащие иным лицам. Другими словами, номинальный держатель - это профессиональный участник рынка ценных бумаг, который является держателем ценных бумаг от своего имени, но в интересах другого лица.

Основной причиной законодательного закрепления такой разновидности профессиональных участников рынка ценных бумаг, как номинальный держатель, является его анонимность. Это обусловлено тем, что после регистрации в реестре номинального держателя реестродержатель больше не отслеживает каждую операцию с ценными бумагами, которые числятся за депозитарием. Эта функция переходит к депозитарию, который осуществляет свой учет, сведения по которому предоставляет держателю реестра только по его запросу.

Депозитарию может быть открыт лицевой счет номинального держателя в реестре, причем такое открытие не может быть обусловлено наличием депозитарного договора между депозитарием и его клиентом.

Как следует из п. 3 ст. 8.3 Закона о рынке ценных бумаг, в случаях, предусмотренных федеральными законами, номинальным держателем ценных бумаг в реестре может быть только центральный депозитарий. Под последним понимается депозитарий, который является небанковской кредитной организацией и которому присвоен статус центрального депозитария.

Депозитарий не вправе давать поручение на зачисление ценных бумаг российских эмитентов, выпущенных на территории Российской Федерации, на счет, открытый ему в иностранной организации как лицу, действующему в интересах других лиц.

Номинальный держатель ценных бумаг осуществляет права по ценным бумагам только в случае получения им соответствующего полномочия. Номинальный держатель, осуществляющий учет прав на ценные бумаги владельцев и (или) иных лиц, которые в соответствии с федеральным законом или личным законом таких иных лиц осуществляют права по ценным бумагам, вправе принимать участие в общем собрании владельцев ценных бумаг и голосовать по вопросам повестки дня без доверенности в соответствии с указаниями таких лиц.

Согласно п. 6 ст. 8.3 Закона о рынке ценных бумаг номинальный держатель ценных бумаг обязан по требованию лица, у которого ему открыт лицевой счет (счет депо) номинального держателя ценных бумаг, представить этому лицу составленный на определенную дату список, содержащий сведения:

  1. о своих депонентах, подлежащих включению в список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, в том числе об учредителях доверительного управления, представленных управляющим в случаях, предусмотренных ч. 13 ст. 5 указанного Закона;
  2. о лицах, подлежащих включению в список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, полученные номинальным держателем от своих депонентов;
  3. о количестве ценных бумаг, принадлежащих лицам, включенным в список;
  4. иные сведения в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг