Саморегулирование обычно определяется как самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил такой деятельности.

Рынок эмиссионных и иных ценных бумаг подвергается жесткому регулированию не только со стороны государственных органов, но и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО). Мировая практика подтвердила, что на рынке ценных бумаг одного регулятора в лице Банка России и иных государственных органов недостаточно.

Сам термин "саморегулируемая организация", заимствованный из англо-американского права, впервые появился в 1934 году в США с принятием Закона о ценных бумагах и биржах.

До принятия Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", которым были внесены изменения в правовое регулирование юридических лиц, право осуществлять определенные виды деятельности только при соблюдении условия о членстве в саморегулируемой организации было предусмотрено отдельными федеральными законами. В Гражданском кодексе РФ такие нормы отсутствовали, в нем была установлена лишь обязательность наличия лицензии в случаях, предусмотренных законом (абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ). В действующей редакции этой нормы указано, в частности, что право осуществлять деятельность, для ведения которой необходимо состоять в саморегулируемой организации, возникает с момента вступления в данную организацию.

Это, несомненно, важное нововведение. Если раньше такое разрешение можно было получить только на основании лицензии, выдаваемой специальными государственными органами, то в настоящее время его можно получить на основании членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В целом институт саморегулируемых организаций постепенно заменяет традиционное лицензирование. Поэтому указание наряду с лицензией на наличие членства юридического лица в саморегулируемой организации для осуществления отдельных видов деятельности является своевременным и необходимым дополнением, отражающим уже сложившуюся практику отношений в допуске организаций к отдельным видам деятельности.

Саморегулирование является комплексным правовым институтом, включающим нормы, регулирующие и частные, и публичные отношения. Можно прийти к выводу о том, что саморегулирование формируется на основе сочетания интересов государства и субъектов предпринимательской деятельности. При этом реализация этих интересов возложена на саму саморегулируемую организацию, которая имеет особый, по сравнению с иными общественными организациями, правовой статус. Саморегулирование - институт частного, а не только публичного права.

По своей сути членство в саморегулируемой организации - это своего рода поручительство за своего члена, при котором утверждается, что деятельность данного члена отвечает необходимым требованиям. Саморегулируемая организация - не организационно-правовая форма, а, скорее, статус юридического лица. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила, а также особенности содержания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций.

Стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.

Основополагающим законодательным актом, регламентирующим правовой статус саморегулируемых организаций в России, является Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". Необходимость появления единого Закона о саморегулируемых организациях обусловлена введением в законодательные акты требования обязательного членства в таких организациях для субъектов отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Помимо этого, особенности правового положения данных организаций определяются также федеральными законами, регулирующими отношения в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности (например, Федеральным законом "О рекламе"). Таким образом, государство делегировало участникам рынка часть своих контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определенной сфере экономики. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" особенности саморегулирования отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности определены специальным законодательством. Такие особенности предусматривают, например, Федеральные законы от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В то же время Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" не распространяется на саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй. Отношения, возникающие в связи с деятельностью подобных саморегулируемых организаций, регулируются специальным законодательством. В числе таких специальных правовых актов можно назвать Федеральные законы от 29.11.2001 № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", от 30.12.2004 № 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах".

Что касается саморегулирования на рынке ценных бумаг, то ему посвящена гл. 13 Закона о рынке ценных бумаг.

В ст. 48 указанного Закона сказано, что саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с данным Законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

Число членов саморегулируемой организации не может быть менее 10.

Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями осуществления профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами, утвержденными Банком России, устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Таким образом, государство законодательным путем наделило саморегулируемые организации полномочиями осуществлять контроль за соблюдением их членами (участниками) внутренних документов саморегулируемой организации, организаторов торговли, а также устанавливать и применять меры ответственности за их нарушение.

В частности, саморегулируемая организация согласно ст. 49 Закона о рынке ценных бумаг вправе:

  • получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых в порядке, установленном Банком России;
  • утверждать правила и стандарты осуществления своими членами профессиональной деятельности, в том числе операций с ценными бумагами и операций, связанных с заключением и исполнением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;
  • контролировать соблюдение своими членами утвержденных саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности;
  • осуществлять обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случае, если саморегулируемая организация является аккредитованной Банком России, принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты.

В свою очередь, Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" говорит о конкретных способах защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг саморегулируемыми организациями. Так, согласно ст. 15 названного Закона саморегулируемые организации в соответствии с этим Законом, Законом о рынке ценных бумаг, иными нормативными правовыми актами РФ, а также в соответствии с правилами и стандартами их деятельности осуществляют контроль за исполнением своими участниками (членами) законодательства РФ о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

Для того чтобы осуществлять саморегулирование, саморегулируемые организации принимают локальные нормативные акты, которые характеризуются тем, что устанавливают не только самостоятельное регулирование различных аспектов внутренней деятельности саморегулируемой организации, но и правила поведения профессиональных участников на фондовом рынке, порой даже более строгие, чем правила, предусмотренные государством.

Саморегулируемые организации осуществляют контроль по собственной инициативе, на основании обращения Банка России, федеральных органов исполнительной власти, а также по жалобам и заявлениям инвесторов. Формы, сроки и порядок проведения указанного контроля определяются учредительными документами, правилами и стандартами деятельности саморегулируемой организации.

Манипулирование рынком ценных бумаг и использование инсайдерской информации