Слово "облигация" пришло к нам из Древнего Рима. На латыни облигация означает обязательство. Речь в то время шла об обязательстве уплатить определенную сумму денег. Исторически сложилось так, что родиной облигаций в современном понимании признано считать Францию. Появление их на фондовом рынке в XVI в. во Франции было вызвано тем, что ортодоксальная церковь жестоко преследовала ростовщиков и любые заемные операции, поэтому выпуск облигаций был попыткой их обойти.

В современном понимании облигация, за исключением отдельных нюансов, означает то же самое. Облигация - долговое обязательство организации-эмитента, гарантирующее ее владельцу как сохранность вложенного им капитала, так и его приумножение по фиксированной и оговоренной норме. В отличие от акций облигации являются ценными бумагами с фиксированным, а главное, гарантированным со стороны эмитента доходом. Облигации считаются ценными бумагами с низкой долей риска. В определенной степени это объясняется тем, что держатель облигации имеет приоритетное право в получении (возвращении) вложенных средств в случае уменьшения прибыли эмитента, ее нехватки для удовлетворения требований кредиторов, а также в случае его банкротства.

Облигация удостоверяет отношения займа. Так, согласно ст. 816 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций. Таким образом, выпуск облигаций можно рассматривать в качестве особой разновидности формы заключения договора займа.

На сегодняшний день понятие облигации содержится в нескольких нормативных актах.

Согласно ст. 816 ГК РФ облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству РФ. Так, облигации могут продаваться с дисконтом, под которым понимается положительная разница между номинальной суммой облигации и той суммой, за которую она приобретена. Эта разница будет составлять доход держателя облигации.

В свою очередь, в ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг устанавливается, что облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт.

Суммируя эти определения, можно отметить следующее.

Облигацией (от итал. obligo - обязанность, долг) признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный в ней срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента.

Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Облигация - это эмиссионная ценная бумага. Одновременно - это долговая ценная бумага, долговое обязательство.

Облигация - это серийное долговое обязательство; каждая облигация выпускается не сама по себе, а в рамках облигационного займа - сериями. Опять же, согласно определению облигации могут выпускаться только на определенный срок, взаимоотношения держателя облигации и ее эмитента регулируются правилами Гражданского кодекса РФ о договоре займа, в котором в роли заимодавца выступает держатель облигации, а в роли заемщика - эмитент.

Облигация - всегда срочная ценная бумага, по окончании срока действия облигаций эмитент выкупает их у инвестора. В течение всего этого срока владелец облигаций имеет доход в виде процентов от номинальной стоимости облигаций. Доход по облигациям может выплачиваться по купонной системе, когда у облигации в бумажной форме отрезается купон за определенный период (отсюда выражение "стричь купоны"). Факт выплаты дохода отмечают изъятием купона из прилагающейся к облигации карты.

Хотя в облигациях установлен срок их погашения, в отдельных случаях возможно их досрочное погашение. Так, согласно ст. 17.1 Закона о рынке ценных бумаг, если условия выпуска облигаций предусматривают право эмитента погасить или частично погасить облигации выпуска до наступления срока их погашения, досрочное погашение облигаций по усмотрению эмитента должно осуществляться в отношении всех облигаций соответствующего выпуска.

При этом, если условия выпуска облигаций предусматривают право владельцев требовать погашения облигаций до наступления срока их погашения, их владельцы вправе предъявить соответствующие требования в течение 15 рабочих дней после дня раскрытия эмитентом и (или) лицом, действующим от имени и в интересах владельцев облигаций (представитель владельцев облигаций), информации о возникновении у владельцев облигаций такого права, если больший срок не предусмотрен условиями выпуска облигаций, а эмитент обязан погасить такие облигации не позднее семи рабочих дней после даты окончания указанного срока. Если указанная информация не раскрывается в течение трех рабочих дней, владельцы облигаций вправе предъявлять требования об их досрочном погашении, а эмитент обязан погасить такие облигации не позднее семи рабочих дней после даты получения соответствующего требования.

Облигации выпускаются как в документарной, так и в бездокументарной форме. На практике эмитенты довольно часто скупают собственные бездокументарные облигации на вторичном рынке, а затем снова продают их до наступления срока платежа. Достаточно вспомнить не выполненные перед держателями государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) обязательства Правительства РФ, которое выступало гарантом по этим облигациям.

В свое время была сделана попытка выпуска государственных федеральных облигаций (ГФО), которые операторы рынка называли "документарными ГКО". Эти бумаги могли покупать все операторы рынка государственного долга с расчетом на последующую перепродажу их населению. Они были дисконтными, т.е. размещались по цене ниже номинала, а погашались - по реальной стоимости.

Статьей 29.1 Закона о рынке ценных бумаг введено понятие представителя владельцев облигаций. Правовой статус представителя владельцев облигаций ничем не отличается от статуса обычного представителя. Другими словами, он действует от имени и в интересах других лиц - представляемых таким образом, что права и обязанности возникают у последних. Очевидно, это обусловлено тем, что облигации - это эмиссионные ценные бумаги, которые предоставляют равные права их владельцам. Вместе с тем отдельные права и обязанности представителя установлены законодательством.

В отдельных случаях эмитент облигаций просто обязан определить представителя владельцев облигаций. Речь идет о следующих случаях:

  1. в случае размещения облигаций путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди лиц, число которых без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, превышает 500;
  2. в случае допуска облигаций к организованным торгам, за исключением облигаций, предназначенных для квалифицированных инвесторов.

Представителями владельцев облигаций могут быть определены брокер, дилер, депозитарий, управляющий, управляющая компания акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, кредитная организация, а также иная организация, созданная в соответствии с законодательством РФ и существующая не менее трех лет. Данные лица могут осуществлять деятельность представителя при условии включения в список, ведение которого осуществляет Банк России.

Существуют различные виды облигаций.

По способу выплаты доходов (фиксированный процент, который устанавливается в момент эмиссии облигаций) существуют:

  • облигации с фиксированной ставкой;
  • облигации с плавающей ставкой.

В зависимости от эмитента различают государственные (Российской Федерации, ее субъектов), муниципальные облигации, облигации, выпускаемые коммерческими обществами (корпоративные облигации) и другими эмитентами. Рынок государственных ценных бумаг прошел несколько качественно различных этапов своего развития.

Государственные облигации удостоверяют отношения займа, в которых государство выступает в качестве заемщика. Государственные займы являются добровольными, т.е. никто не может быть принужден к приобретению государственных ценных бумаг (ч. 4 ст. 75 Конституции РФ, п. 2 ст. 817 ГК РФ). Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.

Порядок эмиссии государственных и муниципальных облигаций определяется Федеральным законом от 29.07.1998 № 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", согласно ст. 2 которого эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг являются соответственно исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

Эмитентом государственных ценных бумаг Российской Федерации выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти.

Эмитентом государственных ценных бумаг субъекта РФ выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ либо финансовый орган субъекта РФ, наделенные законом субъекта РФ правом на осуществление государственных заимствований субъекта РФ.

Эмитентом муниципальных ценных бумаг выступает местная администрация, наделенная уставом муниципального образования правом на осуществление муниципальных заимствований.

Из всех видов ценных бумаг в нашей стране государственные облигации имеют одну из самых долгих историй. Это объясняется тем, что в СССР выпуск государственных займов в виде облигаций долгое время оставался одним из наиболее распространенных способов привлечения средств в бюджет. Они выпускались сроком на 25 лет в документарной форме и распространялись среди населения через предприятия. Подписка на облигации организовывалась как политическая кампания, и, хотя формально была добровольной, фактически эта акция носила добровольно-принудительный характер.

Оплата происходила через бухгалтерию предприятия путем вычета из заработной платы суммы приобретенных облигаций. Проценты на облигации не начислялись, но происходил розыгрыш призов. После распада СССР эти облигации были обменяны в 1992 - 1993 гг. на облигации внутреннего выигрышного займа.

Первые сообщения о создании рынка государственных облигаций в России в начале 90-х гг. XX в., аналогичного существующим в развитых странах, вызвали массу противоречий: одни считали затею нежизнеспособной, другие видели в ней лекарство от всех болезней российской экономики, а третьи благоразумно заняли выжидательную позицию. Но, несмотря ни на что, в 1993 году рынок начал функционировать.

Выпуск государственных облигаций в то время был предусмотрен целым рядом правовых актов. Среди них можно назвать Основные условия выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.02.1993 № 107 (в настоящее время утратило силу), Генеральные условия выпуска и обращения облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.08.1995 № 812, Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций федеральных займов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 № 458.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации и облигации федеральных займов использовались многими банками для получения ломбардного кредита. Порядок получения таких кредитов до октября 2004 г. регламентировал Приказ Банка России от 13.03.1996 № 02-63 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам". Ломбардный кредит предоставлялся банку от имени Банка России главным управлением (национальным банком) Банка России под залог государственных ценных бумаг на основании договора. Предоставление ломбардного кредита могло производиться как на основании заявок, так и на основании аукциона заявок. Ломбардный кредит предоставлялся на срок до 30 календарных дней. Договор на предоставление банку ломбардного кредита не пролонгировался.

Государственные облигации традиционно считаются наиболее безопасным видом капиталовложений. Однако доходы по облигациям обычно ниже, чем по акциям.

Вместе с тем надежность государственных облигаций подверглась суровому испытанию во время кризиса государственных краткосрочных бескупонных облигаций. В частности, 17 августа 1998 г. Правительство РФ и Банк России сделали заявление об отказе платить по обязательствам, вытекающим из государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов. Владельцам этих облигаций было предложено заменить их на новые обязательства по вновь выпускаемым облигациям федеральных займов с фиксированным и постоянным купонным доходом и частичной выплатой денежных средств путем замены по согласованию с их владельцами.

Впоследствии было издано распоряжение Правительства РФ от 12.12.1998 № 1787-р "О новации по государственным ценным бумагам". Фактически оно утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.07.2004 № 337 "О заключении с владельцами государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., не осуществившими новацию по этим облигациям, договоров об отступном и погашении указанных облигаций", согласно которому по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., владельцы которых не осуществили новацию и не заключили с Минфином России в соответствии с указанным Постановлением договор об отступном, осуществляется списание государственного внутреннего долга РФ.

Согласно Федеральному закону "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" государственные и муниципальные ценные бумаги, в том числе облигации, могут быть выпущены исключительно в виде ценных бумаг, относящихся к категории эмиссионных ценных бумаг. Государственные и муниципальные облигации могут выпускаться как в документарной, так и в бездокументарной форме. При этом в зависимости от способа легитимации владельца (управомоченного лица) государственные ценные бумаги, как и другие эмиссионные ценные бумаги, могут быть именными и на предъявителя.

В соответствии со ст. 5 указанного Закона в рамках выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг.

Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши.

Транш - часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения.

Размещение траншей одного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих размещение данного выпуска в соответствии с решением о выпуске.

Что касается облигаций, выпускаемых юридическими лицами (их еще называют корпоративные облигации), то возможность их выпуска предусмотрена Законом об акционерных обществах и Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Так, в ст. 31 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" указано, что общество вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах. При этом выпуск облигаций обществом допускается после полной оплаты его уставного капитала. Однако следует отметить, что большого распространения практика выпуска подобных облигаций не получила.

Согласно ст. 33 Закона об акционерных обществах размещение акционерным обществом облигаций осуществляется по решению совета директоров общества, если иное не предусмотрено уставом акционерного общества. Размещение облигаций, конвертируемых в акции, должно осуществляться по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров, если в соответствии с уставом акционерного общества последнему принадлежит право принятия решения о размещении облигаций, конвертируемых в акции.

В решении о выпуске облигаций должны быть определены форма, сроки и иные условия погашения облигаций. Номинальная стоимость всех выпущенных акционерным обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества либо величины обеспечения, предоставленной обществу третьими лицами для выпуска облигаций.

Инвестиционный пай