Под ответственностью в самом общем виде понимаются неблагоприятные последствия для лица, допустившего правонарушение. Эти последствия будут различаться в зависимости от того, идет ли речь о гражданском, административном или уголовно наказуемом правонарушении. Таким образом, за правонарушения в сфере выпуска и обращения ценных бумаг установлена уголовная, административная и гражданская ответственность. При этом законодательство о ценных бумагах в основном содержит отсылочные нормы по вопросу ответственности его участников. Особенности и порядок привлечения к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за правонарушения на финансовых рынках определяются источниками данных отраслей права и в первую очередь соответствующими кодексами.

Под гражданско-правовой ответственностью понимаются неблагоприятные имущественные последствия для лица, допустившего гражданское правонарушение, выразившиеся в утрате таким лицом (правонарушителем) части имущества. Таким образом, гражданско-правовая ответственность всегда носит имущественный характер. Она может выступать в форме возмещения убытков (вреда, в том числе морального вреда), уплаты неустойки, потери задатка. Особой формой ответственности является взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами.

Административная ответственность за правонарушения в области рынка ценных бумаг регламентирована гл. 15 КоАП РФ. Административные правонарушения можно условно классифицировать на несколько групп в зависимости от конкретного сегмента административного правоотношения, составляющего порядок осуществления действий с ценными бумагами.

Так, первая группа охватывает составы административных правонарушений, объектом которых выступает порядок осуществления действий с ценными бумагами. В частности, ст. 15.17 КоАП РФ, которая называется "Недобросовестная эмиссия ценных бумаг", предусматривает, что нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц эмитента в размере от 10 до 30 тыс. руб., на юридических лиц - от 500 до 700 тыс. руб.

Второй сегмент охватывает составы административных правонарушений, посягающих на установленный порядок раскрытия информации на финансовых рынках. В частности, ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ "Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках" гласит, что непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19.7.3 КоАП РФ, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от 500 до 700 тыс. руб.

Кроме этого, есть составы административных правонарушений, посягающих на порядок ведения реестров владельцев ценных бумаг, на порядок подготовки и проведения общих собраний акционеров, а также правонарушения, совершаемые участниками рынка ценных бумаг.

Закон о рынке ценных бумаг также устанавливает некоторые негативные последствия неправомерных действий в рассматриваемой сфере. Таким образом, помимо традиционных видов ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг, можно выделить и специальные, предусмотренные законодательством о ценных бумагах. К ним в первую очередь относятся приостановление выпуска ценных бумаг и (или) аннулирование лицензии участника фондового рынка. Так, согласно п. 3 ст. 51 Закона о рынке ценных бумаг в отношении эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг с нарушением требований законодательства РФ о ценных бумагах, Банк России:

  • принимает меры к приостановлению дальнейшего размещения ценных бумаг, выпущенных в результате такой эмиссии;
  • размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведения о факте эмиссии ценных бумаг, осуществляемой с нарушением требований законодательства РФ о ценных бумагах, и об основаниях приостановления размещения ценных бумаг, выпущенных в результате такой эмиссии;
  • уведомляет в письменной форме о необходимости устранения нарушений, а также устанавливает сроки устранения нарушений;
  • направляет материалы проверки по фактам эмиссии ценных бумаг, осуществляемой с нарушением требований законодательства РФ о ценных бумагах, в органы прокуратуры при наличии в действиях должностных лиц эмитента признаков состава преступления;
  • уведомляет в письменной форме о разрешении дальнейшего размещения ценных бумаг в случае устранения эмитентом нарушений требований законодательства РФ о ценных бумагах, связанных с эмиссией ценных бумаг;
  • обращается с иском в арбитражный суд о признании выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительным по основаниям, предусмотренным ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг.

В качестве примера правонарушений в сфере ценных бумаг, за которые установлена уголовная ответственность, можно назвать ст. 185 "Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг" УК РФ, ст. 185.1 "Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах" УК РФ, ст. 185.2 "Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги" УК РФ.

Что касается последней статьи, то следует учитывать, что на рынке ценных бумаг функционирует учетная система, под которой понимается совокупность учетных институтов - организаций, осуществляющих депозитарную деятельность, и организаций, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Данная система выполняет функции подтверждения прав на ценные бумаги и прав, закрепленных ценными бумагами, в целях передачи и осуществления этих прав. Она также хранит и корректирует информацию о собственниках и номинальных держателях ценных бумаг (профессиональных участниках рынка ценных бумаг, которые являются держателями ценных бумаг от своего имени, но в интересах другого лица, не будучи их владельцами), обеспечивает трансферт прав на ценные бумаги. Нарушения в данной сфере могут повлечь серьезные последствия для большого количества участников хозяйственного оборота. Поэтому законодатель установил уголовную ответственность за такого рода нарушения.

В отношении гражданской ответственности следует учитывать, что, помимо общих правил о таких формах ответственности, как взыскание неустойки, возмещение убытков и др., есть специальные формы ответственности и отдельные санкции. Так, в ст. 147 ГК РФ говорится о гражданской ответственности за подложные и поддельные ценные бумаги.

Подложная ценная бумага - это бумага, действительно выпущенная эмитентом (подлинный документ), но имеющая несанкционированные им изменения в ее содержании третьими лицами.

Поддельная ценная бумага - это бумага, которая не выпускалась эмитентом, была изготовлена третьим лицом для возложения на "эмитента" обязательства.

Согласно п. 2 ст. 147 ГК РФ "владелец ценной бумаги, обнаруживший ее подлог или подделку, вправе потребовать от лица, передавшего ему ценную бумагу, исполнения обязательств по такой ценной бумаге и возмещения убытков".

По аналогичному принципу идет вексельное законодательство. В ст. 8 Положения о переводном и простом векселе сказано: "Каждый, кто подписал переводной вексель в качестве представителя лица, от имени которого он не был уполномочен действовать, сам обязан по векселю и, если он уплатил, имеет те же права, которые имел бы тот, кто был указан в качестве представляемого". Здесь говорится только о поддельной ценной бумаге, поскольку речь идет не об искажении реквизитов, а о несанкционированном выпуске самой бумаги.

Приобретение поддельной (подложной) бумаги при намерении приобрести настоящую ценную бумагу, квалифицируется как сделка, совершенная под влиянием обмана или заблуждения. Последствия такой сделки - двусторонняя реституция, т.е. возвращение сторон в первоначальное положение. Приобретатель возвращает отчуждателю поддельную ценную бумагу, а отчуждатель приобретателю то, что было получено, за ценную бумагу или денежный эквивалент. Сделка, предметом которой является отчуждение ценной бумаги, совершенная под влиянием обмана, считается ничтожной. Лицо, которому поддельная ценная бумага предъявлена к исполнению как "эмитенту", вправе от нее отказаться.

Особенности рекламы ценных бумаг