Находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства в соответствии с российским законодательством подлежат обязательному государственному техническому осмотру.

О том, как осуществляется государственный технический осмотр автотранспортных средств, и пойдет речь в этой статье.

Порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств определены Федеральным законом от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 170-ФЗ). Этим Законом установлен и порядок аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в целях осуществления деятельности по проведению технического осмотра.

Технический осмотр транспортных средств (далее - технический осмотр, техосмотр) представляет собой проверку технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами (п. 12 ст. 1 Закона № 170-ФЗ).

Целью техосмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения техосмотра (ч. 1 ст. 4 Закона № 170-ФЗ).

Рассмотрим основные положения Закона № 170-ФЗ.

Кем проводится техосмотр?

Техосмотр проводится операторами технического осмотра (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями), аккредитованными в соответствии с Законом № 170-ФЗ профессиональным объединением страховщиков (ч. 1 ст. 5 Закона № 170-ФЗ). На основании ст. 24 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" профессиональное объединение страховщиков является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования, а также в целях обеспечения проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств. Правила аккредитации операторов технического осмотра утверждены Приказом Минэкономразвития России от 28 ноября 2011 г. № 697.

Аккредитация операторов технического осмотра проводится на платной основе. Размер платы за аккредитацию установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 912 "О размере платы за аккредитацию в сфере технического осмотра".

Периодичность проведения техосмотра

Периодичность проведения технического осмотра транспортных средств установлена ст. 15 Закона № 170-ФЗ, и она такова:

1) каждые шесть месяцев проходят техосмотр (п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона № 170-ФЗ):

  • легковые такси;
  • автобусы;
  • грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя);
  • специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов;

2) каждые двенадцать месяцев проходят техосмотр транспортные средства, с года выпуска в обращение которых прошло более чем семь лет, включая год их выпуска в обращение, указанный в паспорте транспортного средства и (или) свидетельства о регистрации транспортного средства (далее - год выпуска) (за исключением транспортных средств, указанных в п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 15 Закона № 170-ФЗ) (п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона № 170-ФЗ):

  • легковые автомобили;
  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограммов;
  • прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в ч. 4 ст. 32 Закона № 170-ФЗ);
  • мототранспортные средства;

3) каждые двенадцать месяцев проходят техосмотр транспортные средства, за исключением указанных в п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона № 170-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона № 170-ФЗ:

  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более трех тонн пятисот килограммов;
  • транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами;

4) каждые двадцать четыре месяца проходят техосмотр транспортные средства, с года выпуска которых прошло от трех до семи лет, включая год их выпуска (за исключением транспортных средств, указанных в п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 15 Закона № 170-ФЗ) (п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона № 170-ФЗ):

  • легковые автомобили;
  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограммов;
  • прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в ч. 4 ст. 32 Закона № 170-ФЗ;
  • мототранспортные средства.

Обратите внимание! Сроки, установленные п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 15 Закона № 170-ФЗ, исчисляются со дня проведения первого технического осмотра, который проводится до заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в году, следующем за годом выпуска транспортных средств, указанных в названных пунктах (ч. 3 ст. 15 Закона № 170-ФЗ).

В отношении транспортных средств, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона № 170-ФЗ, в первые три года, включая год выпуска, проведение техосмотра не требуется, что следует из ч. 2 ст. 15 Закона № 170-ФЗ. Первый техосмотр таких транспортных средств проводится до заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ч. 4 ст. 15 Закона № 170-ФЗ).

Владелец обязан представить свое транспортное средство для проведения техосмотра в течение срока действия диагностической карты (ч. 5 ст. 15 Закона № 170-ФЗ).

Стоимость техосмотра

Техосмотр проводится оператором техосмотра на основе договора о проведении техосмотра на платной основе (ч. 4 ст. 5 Закона № 170-ФЗ). Форма типового договора о проведении технического осмотра утверждена Приказом Минэкономразвития России от 14 октября 2011 г. № 573.

Предельный размер платы за проведение техосмотра устанавливается дифференцированно и зависит от объема проводимых работ и категории транспортного средства, в том числе с учетом стоимости отдельных технологических операций (ч. 2 ст. 16 Закона № 170-ФЗ).

Предельный размер платы за проведение техосмотра устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 16 Закона № 170-ФЗ). Методика расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра утверждена Приказом Федеральной службы по тарифам от 18 октября 2011 г. № 642-а.

Подтверждение техосмотра

После проведения техосмотра оператором технического осмотра выдается диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (ч. 6 ст. 5 Закона № 170-ФЗ).

Диагностическая карта, содержащая заключение о возможности эксплуатации транспортного средства, должна содержать срок ее действия, а диагностическая карта, содержащая заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства, - перечень не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств выявленных неисправностей (ч. 1 ст. 19 Закона № 170-ФЗ).

Диагностическая карта является документом строгой отчетности, составляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается владельцу транспортного средства или его представителю, другой хранится у оператора технического осмотра в течение не менее чем три года. Диагностическая карта заверяется подписью технического эксперта, проводившего проверку технического состояния транспортного средства. Помимо этого, диагностическая карта составляется и в форме электронного документа, который направляется в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра и хранится в ней в течение не менее чем пять лет (ч. 2 - 4 ст. 19 Закона № 170-ФЗ).

Если в течение срока действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, изменился владелец транспортного средства (приобретение в собственность, получение в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобное), данная диагностическая карта считается действующей до момента истечения указанного в ней срока (ч. 5 ст. 19 Закона № 170-ФЗ).

Форма диагностической карты утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств".

Правила заполнения диагностической карты утверждены Приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 274 "Об утверждении правил заполнения диагностической карты".

В случае утраты или порчи диагностической карты в течение срока ее действия соответствующий дубликат выдается любым оператором технического осмотра по заявлению владельца транспортного средства или его представителя на основании сведений, содержащихся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ч. 7 ст. 19 Закона № 170-ФЗ).

Дубликат диагностической карты выдается заявителю в день обращения, за его выдачу взимается плата в размере одной десятой предельного размера платы за проведение технического осмотра, установленного уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 8, 9 ст. 19 Закона № 170-ФЗ).

Правила техосмотра

Правила проведения технического осмотра транспортных средств утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 1008 (далее - Правила № 1008).

Рассмотрим порядок оказания услуг по проведению техосмотра, изложенный в разд. II Правил № 1008.

Итак, для проведения техосмотра заявитель должен обратиться к любому оператору техосмотра в любой пункт техосмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства и представить транспортное средство и следующие документы (п. 9 Правил № 1008):

  • документ, удостоверяющий личность, и доверенность (для представителя владельца транспортного средства);
  • свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.

Если представленное транспортное средство соответствует данным, содержащимся в представленных документах, после его идентификации это транспортное средство допускается к проведению технического диагностирования. Причем оплату услуг по проведению техосмотра заявитель должен произвести до начала проведения технического диагностирования, что подтверждает заключение договора о проведении техосмотра (п. 11 Правил № 1008).

Если же документы не представлены либо транспортное средство не соответствует данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство, оператор техосмотра отказывает заявителю в оказании услуг по проведению техосмотра (п. 10 Правил № 1008).

Техническое диагностирование проводится техническим экспертом, являющимся работником оператора техосмотра. Эксперт должен отвечать квалификационным требованиям, установленным Минпромторгом России (п. 12 Правил № 1008).

Диагностирование проводится методами визуального, органолептического контроля и (или) с использованием средств технического диагностирования, в том числе передвижных (п. 13 Правил № 1008). Основные технические характеристики средств технического диагностирования и их перечень утверждены Приказом Минпромторга России от 6 декабря 2011 г. № 1677.

На проведение технического диагностирования транспортных средств отводится определенное время. Продолжительность технического диагностирования транспортных средств отдельных категорий приведена в Приложении № 2 к Правилам № 1008.

После того как процедура технического диагностирования завершена, оператор техосмотра должен оформить и выдать заявителю диагностическую карту, содержащую заключение о возможности или невозможности эксплуатации транспортного средства (п. 15 Правил № 1008).

Транспортное средство, в отношении которого выдана диагностическая карта, содержащая заключение о невозможности его эксплуатации, подлежит повторному техническому осмотру, проводимому в порядке, предусмотренном Правилами № 1008, с учетом особенностей, установленных ст. 18 Закона № 170-ФЗ (п. 16 Правил № 1008). Особенности эти таковы:

  • если повторный техосмотр проводится не позднее чем двадцать дней с момента проведения предыдущего техосмотра, то проверка транспортного средства осуществляется только в отношении показателей, которые согласно диагностической карте при проведении предыдущего техосмотра не соответствовали обязательным требованиям безопасности транспортных средств;
  • если повторный техосмотр проводится в другом пункте техосмотра или у другого оператора техосмотра, то технический осмотр транспортного средства проводится в полном объеме;
  • повторный техосмотр проводится на платной основе, размер платы определяется объемом выполненных работ, но не может превышать предельный размер платы за проведение техосмотра, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Завершая статью, отметим, что действие Закона № 170-ФЗ не распространяется на транспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом не более 50 куб. см или электродвигатель максимальной мощностью не более 4 киловатт и максимальная конструктивная мощность которых составляет не более 50 километров в час, а также прицепы к ним (ч. 2 ст. 2 Закона № 170-ФЗ).

Уплата транспортного налога при отсутствии подразделений