В хозяйственной деятельности организаций нередко возникают ситуации, когда выполнять работу необходимо на объектах контрагентов, расположенных в других регионах, вне места постановки организации на налоговый учет. Для этого работников организации могут направлять в длительные командировки или на вахты на автомобильном транспорте, в том числе и на собственном транспорте организации. Деятельность, о которой мы ведем речь, не всегда приводит к созданию обособленного подразделения организации в местах, где сотрудники выполняют свои обязанности.

О том, как осуществляется уплата транспортного налога при отсутствии подразделений, мы и поговорим в этой статье.

Прежде чем перейти к разговору о транспортном налоге, напомним о том, что признается обособленным подразделением организации, и какая деятельность приводит к его образованию.

Согласно ст. 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных либо иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Вопрос о постановке на учет организации в налоговом органе по месту осуществления деятельности рассмотрен в Письме Минфина России от 24 сентября 2010 г. № 03-02-07/1-425. В своем Письме финансисты со ссылкой на арбитражную практику указали, что под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения, что подтверждают Постановления ФАС Московского округа от 30 июля 2004 г. по делу № КА-А41/6389-04, ФАС Северо-Кавказского округа от 21 сентября 2006 г. по делу № Ф08-4234/2006-1814А, от 29 ноября 2006 г. по делу № Ф08-6161/2006-2552А.

В Письме Минфина России от 18 августа 2015 г. № 03-02-07/1/47702 сделан вывод, что подразделение ООО, не являющееся филиалом или представительством и не обладающее признаками, указанными в п. 2 ст. 11 НК РФ, не признается для целей НК РФ обособленным подразделением организации.

При возникновении у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом (п. 9 ст. 83 НК РФ).

Для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации по месту осуществления ее деятельности налоговыми органами учитываются фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения.

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 25 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-572, в случае когда организация направляет своих сотрудников в служебную командировку для выполнения работ без создания стационарных рабочих мест, обязанности по постановке на учет по месту выполнения таких работ не возникает. Такое же мнение было высказано и в более раннем Письме Минфина России от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-176, в котором рассматривалась необходимость постановки на учет в ситуации, когда работник для выполнения обязательств по договорам направляется в командировку в другие регионы Российской Федерации сроком более одного месяца и посещает предприятия, с которыми у организации заключены договоры, используя транспорт организации.

Итак, мы выяснили, что организация может осуществлять деятельность в другом регионе Российской Федерации и такая деятельность не будет приводить к образованию обособленного подразделения организации, и, следовательно, у организации не возникает обязанности по постановке на учет в налоговом органе.

Но мы предположили, что сотрудники, направляемые для работы в других регионах, используют транспорт организации. Как мы уже говорили, организация подлежит постановке на учет не только по месту своего нахождения и месту нахождения своих обособленных подразделений, но и по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств.

Как установлено п. 5 ст. 83 НК РФ, постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих организации транспортных средств осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Местом нахождения имущества в целях ст. 83 НК РФ признается:

1) для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) - место государственной регистрации транспортного средства;

1.1) для воздушных транспортных средств - место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица - собственника транспортного средства;

2) для транспортных средств, не указанных в пп. 1 и 1.1 п. 5 ст. 83 НК РФ, - место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство;

3) для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.

Налогоплательщиками транспортного налога на основании ст. 357 НК РФ признаются лица, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ.

В Письме Минфина России от 30 сентября 2013 г. № 03-05-06-04/40408 обращено внимание на то, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от факта регистрации транспортного средства, а не от его фактического наличия у налогоплательщика. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 5 июля 2013 г. № 03-05-06-04/26030.

В целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники принято Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление № 938). Согласно п. 1 названного документа на территории Российской Федерации осуществляется государственная регистрация автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4кВт, а также прицепов к ним, принадлежащих юридическим и физическим лицам. Регистрацию перечисленных транспортных средств согласно п. 2 Постановления № 938 осуществляют:

  • подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России;
  • органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы Гостехнадзора).

Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждены Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 (далее - Правила № 1001).

Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, что следует из п. 8 Правил № 1001.

В общем случае в соответствии с п. 20 Правил № 1001 транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств.

Согласно п. 24.3 Правил № 1001, регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по месту нахождения их обособленных подразделений. Пунктом 47 названного документа определено, что произведенная ранее временная регистрация транспортных средств по месту пребывания прекращается по заявлениям собственников или владельцев транспортных средств либо по истечении срока действия (расторжения, отмены) договоров, доверенностей, истечении срока действия свидетельств о регистрации по месту пребывания граждан или при изменении регистрационных данных, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Если транспортные средств, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены на временный учет, то уплата транспортного налога по месту их временной регистрации во избежание двойного налогообложения не производится, о чем сказано в Письме Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 03-05-06-04/46.

Иными словами, если транспортное средство, принадлежащее организации на праве собственности и зарегистрированное по месту нахождения юридического лица, вывозится за пределы субъекта Российской Федерации, где у организации нет обособленных подразделений, то независимо от того, будет осуществлена временная регистрация транспортного средства в другом регионе или организация решит не осуществлять такой регистрации, уплата транспортного налога должна производиться по месту государственной регистрации транспортных средств.

Но даже если организация уплатит сумму транспортного налога по месту временной регистрации, налоговый орган не вправе доначислить налог по месту государственной регистрации транспортного средства, что подтверждается судебной практикой. В качестве примера приведем Постановление ФАС Поволжского округа от 18 декабря 2008 г. по делу № А57-1513/2008. Налоговый орган, проведя проверку налогоплательщика по вопросам правильности исчисления транспортного налога, привлек налогоплательщика к ответственности, посчитав, что организация неправомерно осуществила уплату транспортного налога по месту временной регистрации транспортных средств в других регионах. Налоговый орган счел, что налогоплательщик нарушил п. 1 ст. 363 НК РФ, согласно которому уплата налога и авансовых платежей производится по месту нахождения транспортных средств.

Как указал суд со ссылкой на Правила государственной регистрации транспортных средств, регистрационные действия, выполняемые органами ГИБДД, являются видами государственной регистрации транспортных средств на территории Российской Федерации независимо от того, является такая регистрация постоянной или временной. Суд посчитал необоснованным доначисление налогоплательщику транспортного налога по транспортным средствам, временно зарегистрированным на территории других областей.

Ссылка налогового органа в обоснование своей позиции на Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177, отклонена судом, поскольку данный документ не относится к актам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Если же организация снимет транспортное средство с учета и осуществит его государственную регистрацию в другом регионе, даже если там нет ее обособленного подразделения, уплачивать транспортный налог нужно будет в бюджет того субъекта, на территории которого зарегистрировано транспортное средство.

По истечении налогового периода, а налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год, в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств следует представить налоговую декларацию по транспортному налогу. Такая обязанность установлена п. 1 ст. 363.1 НК РФ. Соответственно, следует уплатить в бюджет и сумму налога, подлежащего уплате по налоговой декларации, в установленный законодательством срок. Уплата транспортного налога согласно ст. 363 НК РФ производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, то есть по месту их государственной регистрации.

Помимо налоговой декларации по транспортному налогу, представляемой по истечении налогового периода, налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога по итогам отчетных периодов, каковыми признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал. Поскольку транспортный налог отнесен к числу региональных налогов, то при установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды. Такое право предоставлено законодателям субъектов п. 3 ст. 360 НК РФ.

Транспортный налог для обособленных подразделений