Закон не запрещает собственникам имущества передавать его с целью получения дохода в доверительное управление или в паевые инвестиционные фонды. Если таким имуществом является транспортное средство, то возникает вопрос об уплате транспортного налога.

Транспортный налог при доверительном управлении, в том числе паевыми инвестиционными фондами, и станет предметом статьи, предлагаемой к прочтению.

Прежде чем рассматривать вопросы исчисления и уплаты транспортного налога, напомним читателям основные положения гражданского законодательства, касающиеся доверительного управления имуществом, для чего обратимся к гл. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Что собой представляет доверительное управление имуществом?

Согласно ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление. Доверительный управляющий обязуется осуществлять управление полученным по договору имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Кто может выступать в роли учредителя управления и доверительного управляющего?

На основании ст. 1014 ГК РФ учредителем доверительного управления в общем случае является собственник имущества. Доверительным управляющим согласно ст. 1015 ГК РФ может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

Граждане и некоммерческие организации (за исключением учреждений) могут осуществлять функции доверительного управляющего только в силу закона.

Кроме того, имущество не подлежит передаче в управление госоргану или органу местного самоуправления. И еще одно правило - доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления.

Отличительной особенностью договора доверительного управления (далее - ДДУ) является то, что передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, то есть имущество продолжает оставаться собственностью учредителя управления (п. 1 ст. 1012 ГК РФ).

Доверительный управляющий, осуществляя управление имуществом, вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя, если законом или самим договором не предусмотрены ограничения в отношении отдельных действий по доверительному управлению имуществом (п. 2 ст. 1012 ГК РФ).

Особенности доверительного управления паевыми инвестиционными фондами устанавливаются законом, но о них мы скажем чуть позже.

Какое имущество может быть передано в доверительное управление?

Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество (п. 1 ст. 1013 ГК РФ).

Таким образом, транспортные средства могут быть переданы в доверительное управление:

  • в составе предприятий и имущественных комплексов;
  • как отдельные объекты недвижимого имущества (в частности, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, отнесенные ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам);
  • как "другое имущество".

Имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, в доверительное управление не может быть передано, такое правило установлено п. 3 ст. 1013 ГК РФ.

Для ДДУ ст. 1017 ГК РФ предусмотрена обязательная письменная форма, причем договор доверительного управления недвижимостью должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества, то есть путем составления одного документа, подписанного сторонами. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.

Существенными условиями ДДУ являются (ст. 1016 ГК РФ):

  • состав передаваемого в доверительное управление имущества;
  • наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление (учредителя управления или выгодоприобретателя);
  • размер и форма вознаграждения управляющему, если договором предусмотрена выплата вознаграждения;
  • срок действия договора.

Договор заключается на срок, не превышающий пяти лет, хотя для отдельных видов имущества законом могут быть установлены иные предельные сроки, на которые может быть заключен договор доверительного управления. Если ни одна из сторон договора по окончании срока его действия не заявит о прекращении договора, он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором.

Итак, мы рассмотрели основные положения, касающиеся заключения договора доверительного управления имуществом. Теперь предположим, что объектом доверительного управления являются какие-либо транспортные средства, которые, как известно, признаются объектом налогообложения транспортным налогом.

Кто должен исчислять и уплачивать этот налог - учредитель управления или доверительный управляющий? Попробуем разобраться с этим вопросом, для чего обратимся теперь уже к Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ), в частности к гл. 28 "Транспортный налог".

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога (далее - налогоплательщики) признаются лица, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).

Для справки: перечни наземных, воздушных и водных транспортных средств являются открытыми, и для их определения необходимо использовать термины и понятия, определенные в соответствующих отраслях законодательства.

Как видим, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования, а налогоплательщиком признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, то есть его владелец (Письмо ФНС России от 27 января 2012 г. № БС-3-11/241, Письма Минфина России от 30 сентября 2013 г. № 03-05-06-04/40408, от 5 июля 2013 г. № 03-05-06-04/26030).

Обратите внимание! В Письме ФНС России от 17 июля 2015 г. № СА-4-7/12693@ "О направлении Обзора судебных актов, вынесенных Верховным Судом Российской Федерации по вопросам налогообложения за период 2014 года и первое полугодие 2015 года" прямо сказано, что списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, за исключением случаев, когда у налогоплательщика не было объективной возможности осуществить соответствующие действия по снятию транспортного средства с учета.

Заметим, что государственная регистрация автотранспортных средств и других видов самоходной техники предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и имеет своей целью подтверждение владения лицом транспортным средством в целях государственного учета.

При этом регистрацией транспортных средств занимается Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГИБДД), а самоходных машин и других видов техники - Гостехнадзор.

Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД утверждены Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 (далее - Правила № 1001).

В общем случае транспортные средства регистрируются только за их собственниками - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 20 Правил № 1001).

Рассматривая правовые основы ДДУ, мы отметили, что передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Следовательно, если право собственности на наземное транспортное средство, переданное в ДДУ, принадлежит учредителю управления и это транспортное средство зарегистрировано в порядке, установленном законодательством, то налогоплательщиком транспортного налога в отношении этого имущества будет являться учредитель управления.

Обратите внимание! Если транспортное средство, переданное в ДДУ, было застраховано собственником, а при исполнении ДДУ произошел страховой случай, то требовать выплаты страхового возмещения придется также учредителю управления, так как в силу п. 1 ст. 1013 ГК РФ право требования выплаты суммы страхового возмещения, равно как и компенсационной выплаты в связи с ущербом, причиненным автомобилю дорожно-транспортным происшествием, не может быть объектом доверительного управления. Именно с такой позиции к названным ситуациям подходят арбитры, о чем свидетельствует Постановление ФАС Московского округа от 17 февраля 2014 г. № Ф05-790/2014 по делу № А41-37355/12.

Согласно ст. 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (далее - Кодекс ВВТ РФ) суда могут находиться в любой собственности и право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.

На основании ст. 16 Кодекса ВВТ РФ судно подлежит регистрации в одном из нижеперечисленных реестров судов Российской Федерации:

  • Государственном судовом реестре;
  • реестре маломерных судов;
  • реестре арендованных иностранных судов;
  • Российском международном реестре судов;
  • реестре строящихся судов.

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно.

Регистрация осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. № 144 "Об утверждении Правил государственной регистрации судов" (далее - Правила № 144).

Собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет.

Для справки: доверительным управляющим может быть компетентный в области управления судами и их эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

Передача судна в доверительное управление подлежит обязательной государственной регистрации в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.

При этом передача судна в ДДУ регистрируется как обременение судна, что подтверждается материалами Определения ВАС РФ от 3 марта 2011 г. № ВАС-1825/11 по делу № А71-2715/2010-А31.

Согласно п. 19 Правил № 144 государственная регистрация ограничений (обременений) права, ипотеки или иной сделки с судном возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данное судно в Государственном судовом реестре Российской Федерации.

Согласно ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (далее - Кодекс ТМ РФ) суда подлежат регистрации:

  • в Государственном судовом реестре;
  • в реестре маломерных судов;
  • в бербоут-чартерном реестре;
  • в Российском международном реестре судов;
  • в реестре строящихся судов.

Судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов, что установлено ст. 37 Кодекса ТМ РФ. Правила регистрации судов и прав на них в морских портах утверждены Минтрансом России 9 декабря 2010 г. № 277.

Плательщиком транспортного налога в отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре Российской Федерации, является собственник судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности). В отношении судна, зарегистрированного в бербоут-чартерном реестре (реестре арендованных иностранных судов), - фрахтователь судна.

Налогоплательщиком транспортного налога в отношении водных транспортных средств, переданных в доверительное управление, будут являться учредители управления - собственники соответствующих транспортных средств, поскольку, как мы уже говорили в статье, транспортные средства, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не могут быть переданы в доверительное управление.

То, что в отношении переданных в доверительное управление судов налогоплательщиком транспортного налога является собственник судов - учредитель управления, подтверждает и судебная практика. В качестве примера приведем Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 октября 2007 г. по делу № А05-2963/2007. Налоговый орган доначислил организации сумму транспортного налога, основанием для чего послужил вывод налоговиков о том, что доверительный управляющий судна приравнен к правообладателю. Не согласившись с таким мнением, организация обратилась в суд.

Суд указал, что плательщиком транспортного налога является собственник судна, а поскольку передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, то последний не является плательщиком транспортного налога. Суд также указал, что согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе по уплате налогов.

Довод налогового органа о том, что доверительный управляющий является плательщиком транспортного налога, основанный на том, что при государственной регистрации судов доверительный управляющий приравнивается к правообладателю судна, суд не принял.

Пунктом 72 Правил № 144 предусмотрено, что графа "Правообладатель" заполняется сведениями о правообладателе. Если судно находится в доверительном управлении, наряду с правообладателями указываются и сведения о доверительном управляющем. Но из указанного пункта не следует, что при передаче судна в доверительное управление и собственник, и доверительный управляющий являются лицами, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство, то есть плательщиками транспортного налога. Не следует также и то обстоятельство, что собственник судна перестает быть плательщиком транспортного налога и им становится доверительный управляющий.

Порядок государственной регистрации и государственного учета воздушных судов установлен ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (далее - ВК РФ).

Государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2009 г. № 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" (далее - Федеральный закон № 31-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона № 31-ФЗ осуществляется государственная регистрация прав на подлежащие государственной регистрации в соответствии с ВК РФ гражданские воздушные суда, а также на государственные воздушные суда, которые используются в коммерческих целях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации утвержден Приказом Минтранса России от 5 декабря 2013 г. № 457 (далее - Регламент).

Согласно названному Регламенту заявителями при государственной регистрации гражданских воздушных судов выступают их собственники, а также представители собственников судов, полномочия которых заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Следовательно, если воздушное судно будет являться объектом доверительного управления, налогоплательщиком транспортного налога в отношении этого воздушного судна будет являться его собственник - учредитель управления, на которого воздушное судно зарегистрировано в установленном порядке.

В начале статьи мы обещали поговорить о паевых инвестиционных фондах (далее - ПИФ), особенности доверительного управления которыми согласно п. 4 ст. 1012 ГК РФ устанавливаются специальным законом. Таким законом является Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон № 156-ФЗ).

ПИФ, согласно ст. 10 Закона № 156-ФЗ, представляет собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Обратите внимание! Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.

Как установлено ст. 11 Закона № 156-ФЗ, учредитель доверительного управления передает имущество управляющей компании для включения его в состав ПИФа с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления.

Имущество, составляющее ПИФ, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Раздел имущества, составляющего ПИФ, и выдел из него доли в натуре не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 156-ФЗ.

Присоединяясь к договору доверительного управления ПИФом, физическое или юридическое лицо тем самым отказывается от осуществления преимущественного права приобретения доли в праве собственности на имущество, составляющее фонд. При этом соответствующее право прекращается.

Владельцы инвестиционных паев несут риск убытков, связанных с изменением рыночной стоимости имущества, составляющего ПИФ.

Управляющая компания осуществляет доверительное управление ПИФом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими ПИФ, включая право голоса по голосующим ценным бумагам.

Также управляющая компания совершает от своего имени сделки с имуществом, составляющим ПИФ, указывая при этом, что она действует в качестве доверительного управляющего. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после наименования доверительного управляющего сделана пометка "Д. У." и указано название ПИФа.

Из п. 6.1 ст. 11 Закона № 156-ФЗ вытекает, что в зависимости от существенных условий договора доверительного управления существует несколько типов ПИФов: открытые, биржевые, интервальные и закрытые.

При этом в доверительное управление открытым и интервальным ПИФами могут быть переданы только денежные средства (п. 1 ст. 13 Закона № 156-ФЗ).

В доверительное управление закрытым и биржевым ПИФами могут быть переданы денежные средства, а также иное имущество, предусмотренное инвестиционной декларацией, содержащейся в правилах доверительного управления соответствующим фондом, если возможность передачи такого имущества установлена нормативными правовыми актами Банка России (п. 2 ст. 13 Закона № 156-ФЗ).

Причем в отличие от общих норм о договоре доверительного управления передача в доверительное управление ПИФом имущества, находящегося в залоге, не допускается.

Таким образом, в контексте настоящей статьи нас интересуют закрытые и биржевые ПИФы, куда теоретически могут передаваться транспортные средства, которые гражданским правом отнесены в состав недвижимости.

Для справки: в силу ст. 130 ГК РФ подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания относятся к недвижимому имуществу.

Более того, строительство судна может стать и целью создания ПИФа, равно как не исключено и приобретение иного транспортного средства при управлении ПИФом.

В связи с этим возникает вопрос, кто будет платить транспортный налог, ведь собственником такого транспортного средства являются все пайщики. В отличие от налога на имущество организаций и земельного налога, где имеются специальные положения о том, что соответствующий налог уплачивается управляющей компанией, гл. 28 НК РФ подобной нормы не содержит.

По мнению автора, здесь все зависит от регистрации транспортного средства, ведь гл. 28 НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате транспортного налога не с наличием права собственности на него, а с регистрацией транспортного средства на определенное лицо, о чем говорит ч. 1 ст. 357 НК РФ.

Мы уже отметили, что имущество, внесенное пайщиками в ПИФ, равно как и полученное в ходе управления ПИФом, является общим имуществом пайщиков, принадлежащим им на праве общей долевой собственности.

Для справки: в силу п. 4 ст. 244 ГК РФ общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимых вещей) либо не подлежит разделу в силу закона.

Выше мы уже назвали нормативные документы, на основании которых производится государственная регистрация судов. В частности, особенности государственной регистрации права общей долевой собственности на воздушные суда определены ст. 20 Федерального закона № 31-ФЗ. При этом из Регламента не вытекает, что регистрация судна осуществляется только на одно физическое или юридическое лицо. Иными словами, каждый пайщик может зарегистрировать свою долю в судне, составляющем имущество ПИФа. Увязывая возможность регистрации такого транспортного средства на каждого пайщика, получается, что плательщиками транспортного налога будут признаваться все пайщики соразмерно своей доле.

Физические лица будут уплачивать транспортный налог на основании налогового уведомления, полученного из своей налоговой инспекции, а организации рассчитают налог самостоятельно и задекларируют его сумму в налоговой декларации по транспортному налогу, где информация о том, что транспортное средство находится в долевой собственности, будет указана в строке 120.

Для справки: форма и Формат представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. № ММВ-7-11/99@ "Об утверждении формы и Формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронной форме и Порядка ее заполнения".

Обратите внимание! По автотранспорту ПИФа ситуация несколько иная, так как регистрация автомобиля, находящегося в долевой собственности нескольких лиц, согласно п. 24 Правил № 1001 производится только за одним юридическим или физическим лицом. Именно это лицо и будет признаваться плательщиком транспортного налога по автомобилю ПИФа. В этом случае, по мнению автора, вопрос компенсации расходов пайщика, уплачивающего налог, придется решать управляющей компании, которая в правила доверительного управления должна внести положение о компенсации этих затрат со стороны других пайщиков.

Таким образом, можно сказать, что, несмотря на то что ДДУ и доверительное управление ПИФом имеют существенные различия, в части транспортного налога это большого значения не имеет. И в ДДУ, и при доверительном управлении ПИФами налог уплачивается лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Транспортный налог при простом товариществе