Налог, как вы знаете, считается установленным, когда определены налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база и налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

Поскольку транспортный налог отнесен российским налоговым законодательством к числу региональных налогов, при его установлении законами субъектов Российской Федерации должны быть определены такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения, в частности объект налогообложения, определяются Налоговым кодексом Российской Федерации.

В этой статье мы расскажем об объектах налогообложения транспортным налогом, а также о транспортных средствах, объектом налогообложения не являющихся.

Объекты налогообложения

Объектом налогообложения транспортным налогом на основании ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иными словами, все транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения, можно разделить на три категории: наземные, воздушные и водные транспортные средства.

Анализ ст. 358 НК РФ показывает, что перечни транспортных средств, отнесенных к каждой из категорий, являются открытыми, и для их определения следует использовать термины и определения, содержащиеся в соответствующих отраслях законодательства. Это позволяет сделать ст. 11 НК РФ, согласно которой институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.

Еще в 2004 г. Минфин России в Письме от 30 декабря 2004 г. № 03-06-04-04/17 указал на то, что понятие "транспортное средство", применяемое в гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ, является более широким, чем это установлено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), и используется только для целей налогообложения. Такая позиция подтверждается тем, что п. 2 ст. 358 НК РФ из состава объектов налогообложения исключены, в частности, тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные на сельхозпроизводителей и которые согласно ОКОФ учитываются по коду 14000000 "Машины и оборудование". Однако тракторы и комбайны, зарегистрированные на иные категории физических и юридических лиц, рассматриваются как транспортные средства для целей налогообложения. В Письме сказано, что ОКОФ может применяться для целей транспортного налога только с учетом норм, установленных гл. 28 НК РФ.

Объектами налогообложения в отношении наземных транспортных средств, как было отмечено выше, являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, мотосани, снегоходы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.

К самоходным машинам ОКОФ отнесены, например, бульдозеры, что является основанием для признания бульдозеров транспортными средствами и, соответственно, объектами налогообложения транспортным налогом, о чем говорилось в Письме Минфина России от 25 августа 2004 г. № 03-06-04-04/01.

Некоторые виды самоходных машин на гусеничном ходу (буровые станки и экскаваторы) работают на электроэнергии, передаваемой от подстанций к самоходной технике по кабелям высокого напряжения, то есть двигатель внутреннего сгорания топлива отсутствует. Является ли эта техника объектом налогообложения транспортным налогом? Ответ на этот вопрос был дан в Письме Минфина России от 22 июня 2010 г. № 03-05-05-04/13, в котором сказано, что самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом.

Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Рекомендации № БГ-3-21/177). В п. 12 названных Рекомендаций отмечено, что в перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения не вошли, в частности:

  • троллейбусы;
  • железнодорожные и трамвайные локомотивы;
  • рельсовый подвижной состав;
  • прицепы, полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта.

Следует отметить, что нередко возникают вопросы о том, почему в состав объектов налогообложения транспортным налогом не включен железнодорожный транспорт. Как отмечено в Письме Минфина России от 30 ноября 2010 г. № 03-05-06-04/437, железнодорожный транспорт, в отличие от автомобильного, водного или воздушного транспорта, не подлежит государственной регистрации (Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте").

Также необходимо иметь в виду, что в соответствии с ОКОФ автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей, считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами и рассматриваются (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование. К передвижным предприятиям, в частности, отнесены:

  • передвижные электростанции;
  • передвижные трансформаторные установки;
  • передвижные мастерские;
  • вагоны-лаборатории;
  • передвижные диагностические установки;
  • вагоны-дома;
  • передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и тому подобное.

Автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см не подлежат государственной регистрации на территории Российской Федерации. Следовательно, названные транспортные средства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу, о чем сказано в п. 13 Рекомендаций № БГ-3-21/177. Кроме этого, следует иметь в виду, что гл. 28 НК РФ в отношении наземных транспортных средств предусмотрено отнесение к объектам налогообложения только самоходных транспортных средств, в том числе машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу.

Объектом налогообложения в отношении водных транспортных средств являются теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, буксируемые суда и другие транспортные средства, подлежащие государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судном в соответствии со ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (далее - КВВТ) признается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Разъяснения по вопросу отнесения плавучих доков, плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов к объектам налогообложения транспортным налогом содержит Письмо Минфина России от 19 января 2005 г. № 03-06-04-02/1. Принимая во внимание то, что НК РФ не связывает обязанность по уплате транспортного налога с целями, в которых используется судно, специалисты Минфина считают, что отнесение плавучих доков, плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов к объекту налогообложения транспортным налогом является обоснованным.

Понятие "судно" содержится также и в ст. 7 Кодекса торгового мореплавания от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (далее - Кодекс торгового мореплавания). Под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

Под судами рыбопромыслового флота понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

Под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцати метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцати.

Под прогулочным судном понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцати, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

Под спортивным парусным судном понимается судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.

Объектом налогообложения в отношении воздушных транспортных средств признаются самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обратившись к Воздушному кодексу Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ, а именно к ст. 32, мы узнаем, что воздушным судном является летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

Самолет - воздушное судно тяжелее воздуха, приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого в полете создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета. Такое определение содержит Приложение № 1 "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" к Федеральным авиационным правилам, утвержденным Приказом Минтранса России от 12 сентября 2008 г. № 147.

Вертолет - воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении. Это определение содержат Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные Приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128.

Порядок государственной регистрации и государственного учета воздушных судов установлен ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которой воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в следующем порядке:

  • гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, - в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации. Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации утвержден Приказом Минтранса России от 5 декабря 2013 г. № 457;
  • сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения - в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации;
  • государственные воздушные суда - в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации. Государственные воздушные суда регистрируются в соответствии с Федеральными авиационными правилами государственной регистрации государственных воздушных судов, утвержденными Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 460.

К экспериментальным воздушным судам относятся суда, используемые для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной техники. Государственное регулирование в области экспериментальной авиации осуществляется специально уполномоченным органом в области оборонной промышленности. Экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету с выдачей соответствующих документов уполномоченным органом в области оборонной промышленности. Как указано в Постановлении ФАС Уральского округа от 19 мая 2008 г. № Ф09-3437/08-3 по делу № А60-28630/07, поскольку экспериментальные воздушные транспортные средства не участвуют в гражданском обороте, не подлежат государственной регистрации и используются для проведения и обеспечения испытаний (исследований), в том числе и в интересах Министерства обороны Российской Федерации, они не являются объектом налогообложения по транспортному налогу.

Транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения

Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ. Остановимся на каждом из них.

Весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил не являются объектом налогообложения (пп. 1 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Согласно Правилам государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. № 500, моторная лодка и право собственности на нее регистрируются на имя собственника и в судовую книгу вносятся также сведения о заводском номере и мощности двигателя или подвесного мотора (подвесных моторов).

В соответствии со ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию маломерных судов, сообщают налоговым органам регламентированные сведения о моторных лодках с указанием мощности двигателя (мощностей двигателей) и о лице, на которых они зарегистрированы.

В случае передачи регистрирующими органами сведений о зарегистрированных маломерных судах (катерах, моторных лодках и др.) без указания сведений о мощности двигателя, по мнению Минфина России, изложенному в Письме от 12 марта 2015 г. № 03-05-04-04/13140, при исчислении транспортного налога следует применять налоговую ставку, установленную в отношении иных водных транспортных средств, не имеющих двигателей, как за единицу транспортного средства.

Не являются объектами налогообложения автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке (пп. 2 п. 2 ст. 358 НК РФ).

В Письме Минфина России от 26 марта 2009 г. № 03-05-04-04/02 обращено внимание на тот факт, что "автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами" и "автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке" в целях применения гл. 28 НК РФ выделены в две самостоятельные категории транспортных средств.

На этом основании положение рассматриваемого подпункта, касающееся непризнания объектом налогообложения по транспортному налогу автомобилей легковых, специально оборудованных для использования инвалидами, не ставится в зависимость от порядка и источника приобретения данной категории транспортных средств. Таким образом, легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, полученные также через Фонд социального страхования Российской Федерации, не будут являться объектом налогообложения по транспортному налогу.

Аналогичная позиция высказана и в Письме Минфина России от 6 августа 2010 г. № 03-05-06-04/201, в котором также отмечено, что приобретенный и переоборудованный автомобиль с мощностью двигателя 110 л. с. не будет являться объектом налогообложения по транспортному налогу.

Вопрос предоставления налоговых льгот по транспортному налогу физическим лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, рассмотрен в Письме Минфина России от 3 июля 2009 г. № 03-05-06-04/112, где сказано, что транспортный налог является региональным налогом, формирующим доходную часть региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется.

Перечень автомобилей легковых, не являющихся объектом налогообложения, приведен в пп. 2 п. 2 ст. 358 НК РФ. Вопросы, связанные с предоставлением иных льгот по уплате транспортного налога, находятся в компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.

Так, ст. 356 НК РФ определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В частности, п. 3 ст. 25 Закона Московской области от 24 ноября 2004 г. № 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что лица, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", лица, признанные участниками Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", лица, признанные инвалидами I - II групп, инвалидами с детства (независимо от группы инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", освобождаются от уплаты транспортного налога, но не более чем по одному транспортному средству за налоговый период.

Промысловые морские и речные суда не являются объектом налогообложения (пп. 3 п. 2 ст. 358 НК РФ). Поскольку гл. 28 НК РФ не дает понятий промысловых судов, обратимся к другим отраслям законодательства, что позволяет сделать ст. 11 НК РФ.

Выше мы отмечали, что под судами рыбопромыслового флота согласно Кодексу торгового мореплавания понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения. К промысловым судам в соответствии с ОКОФ относятся добывающие, обрабатывающие и приемотранспортные суда (код 15 3511050).

Нередко при проведении проверок налогоплательщиков сотрудники налоговых органов отказывают в применении льготы, предусмотренной рассматриваемым подпунктом, на основании того, что промысловые суда используются налогоплательщиками не только в основной деятельности, но и для перевозки грузов других организаций.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 12 марта 2008 г. по делу № Ф03-А24/08-2/423 суд указал, что спорные суда являются промысловыми судами и в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения. Вывод суда основан на технической документации, имеющейся в материалах дела, и ОКОФ.

Суд указал, что довод налогового органа о том, что спорные суда наряду с основной деятельностью осуществляли перевозки грузов по договорам перевозки, не является основанием для признания их объектом налогообложения транспортным налогом, поскольку правовое значение для рассмотрения данного спора имеет отнесение спорных судов к промысловым и использование их для осуществления рыболовства.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 15 апреля 2010 г. по делу № Ф03-1999/2010 указано, что пп. 3 п. 2 ст. 358 НК РФ не содержит в качестве условия для применения льготы, предусмотренной данным пунктом, осуществление рыбопромысловой деятельности. Основанием для применения данной нормы служит отнесение судов к морским и речным промысловым судам.

Не являются объектом налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок (пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Вопрос об определении морских (речных) судов, в отношении которых применяется льгота по транспортному налогу, рассмотрен в Письме Минфина России от 2 апреля 2015 г. № 03-05-05-04/18317. В нем сказано, что в соответствии со ст. 3 КВВТ судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Кроме того, в соответствии с ОКОФ ОК 013-94 к подразделу "Средства транспортные" относятся средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, - подвижной состав водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры, суда лоцманские и пр.).

В частности, к судам относятся паромы речные; дебаркадеры, брандвахты речные; краны плавучие самоходные речные; краны плавучие несамоходные речные и др.

Таким образом, налоговая льгота, предусмотренная пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ, предоставляется организации в отношении вышеуказанных судов, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), если пассажирские и грузовые перевозки являются основным видом деятельности организации.

Позиция Минфина России по вопросу применения пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ, изложенная в Письме от 10 апреля 2015 г. № 03-05-04-04/20422, была направлена Письмом ФНС от 24 апреля 2015 г. № БС-4-11/7093@ "О транспортном налоге". В Письме Минфина России сказано, что в Определении от 1 декабря 2009 г. № 1552-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что при установлении льготы по пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ законодатель вправе исходить из специфики условий хозяйствования в определенных отраслях экономики (в том числе в сфере речного, морского и воздушного транспорта), в связи с чем освобождение от налогообложения по данному основанию поставлено в зависимость именно от вида основной деятельности налогоплательщика.

Таким образом, для применения установленной пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ льготы налогоплательщик должен доказать факт осуществления в качестве основного вида деятельности перевозки пассажиров (грузов).

В п. 17.2 Рекомендаций № БГ-3-21/177 понятие "основной вид деятельности организации" является оценочным. Подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются:

  • положения учредительных документов (учредительного договора, устава, положения и других документов), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;
  • наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.

Кроме того, подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться:

  • получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;
  • систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);
  • наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.

При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением ВАС РФ от 9 февраля 2011 г. № ВАС-17662/10 положения п. 17.2 Рекомендаций № БГ-3-21/177 признаны соответствующими НК РФ.

Таким образом, при подтверждении в указанном выше порядке факта осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем пассажирских и (или) грузовых перевозок все зарегистрированные на налогоплательщика, находящиеся в собственности пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда не являются в силу пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу.

Аналогичное мнение по вопросу применения пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ имеют судебные органы, в частности Постановления ВАС РФ от 21 июля 2009 г. № 3513/09, от 12 февраля 2013 г. № 11418/12.

К деятельности по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок не относится, в частности, деятельность ресторанов и баров на борту судов, транспортная обработка грузов, хранение и прочая вспомогательная и дополнительная деятельность (лоцманская проверка, постановка судов в док, спасение судов, предоставление маневровых услуг, деятельность терминалов, деятельность туристических агентств и так далее), деятельность по обеспечению лесосплава.

К указанной деятельности, в частности, относится и деятельность, связанная с перевозкой по договору фрахтования судна на время с экипажем (тайм-чартер).

В Письме Минфина России от 22 февраля 2005 г. № 03-06-04-04/13 обращено внимание налогоплательщиков на то, что на транспортные средства, находящиеся в аренде, положения пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не распространяются. Такая позиция Минфина подтверждается и судебной практикой, в частности Постановлением ФАС Московского округа от 5 декабря 2008 г. по делу № КА-А40/10789-08, Определением ВАС РФ от 6 июля 2007 г. № 8201/07.

А если организация часть судов, имеющихся в собственности, использует для грузовых перевозок посредством тайм-чартера, а часть судов сдает в аренду без экипажа, причем выручка от сдачи судов в тайм-чартер имеет наибольший удельный вес в общем объеме выручки организации? Может ли организация применять рассматриваемую льготу? В Письмах Минфина России от 22 июля 2010 г. № 03-05-06-04/189, от 18 августа 2010 г. № 03-05-05-04/17 указано, что льгота по пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ предоставляется организации в отношении всех транспортных средств, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), если пассажирские и грузовые перевозки являются основным видом деятельности организации.

Объектом налогообложения не являются тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Вопрос определения понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель" для целей применения пп. 5 рассмотрен в Письме Минфина России от 24 декабря 2007 г. № 03-05-05-04/08. При применении данной нормы НК РФ следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов в течение календарного года. Согласно Письму Минфина России от 19 мая 2009 г. № 03-05-05-04/05 доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции определяется по итогам календарного года, являющегося налоговым периодом по транспортному налогу.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями на основании п. 2 ст. 3 Федерального закона № 264-ФЗ признаются также:

  • граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Федеральный закон № 112-ФЗ);
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
  • крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Поскольку частью первой и гл. 28 НК РФ термин "сельскохозяйственный товаропроизводитель" не определен, в целях применения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ следует использовать вышеприведенное определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, содержащееся в Федеральном законе № 264-ФЗ.

В Письме Минфина России от 28 июля 2008 г. № 03-05-04-04/07 отмечено, что согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 112-ФЗ личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, при совместном осуществлении ведения личного подсобного хозяйства гражданином и членами его семьи на земельном участке, находящемся в собственности данного гражданина, соответствующие транспортные средства, зарегистрированные на гражданина или членов его семьи, не являются объектом налогообложения согласно пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

В Письме Минфина России от 14 июля 2008 г. № 03-11-04/1/13 разъяснено, что, поскольку элеватор не относится к сельскохозяйственным товаропроизводителям, он обязан уплачивать транспортный налог в соответствии с гл. 28 НК РФ.

Не являются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба (пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Напомним, что право оперативного управления согласно ст. 296 ГК РФ представляет собой предоставленное казенным предприятиям, а также учреждениям в отношении закрепленного за ними имущества право осуществлять владение, распоряжение и пользование этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, содержится в Приложении к Порядку ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 20 декабря 2004 г. № 317. Такими федеральными органами являются:

  1. Министерство внутренних дел Российской Федерации;
  2. Министерство обороны Российской Федерации;
  3. Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
  4. Федеральная служба охраны Российской Федерации;
  5. Служба внешней разведки Российской Федерации;
  6. Федеральная служба исполнения наказаний;
  7. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Таким образом, транспортные средства, принадлежащие вышеперечисленным федеральным органам на праве хозяйственного ведения, облагаются транспортным налогом в общем порядке.

Право хозяйственного ведения - это предоставленное государственным и муниципальным унитарным предприятиям ограниченное право владения, распоряжения и пользования предоставленным им имуществом, в том числе право на получение части прибыли от использования имущества, а также право с согласия собственника продавать, сдавать в аренду и в залог недвижимое имущество (ст. ст. 294, 295 ГК РФ).

Транспортные средства, находящиеся в розыске, не являются объектом налогообложения при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Как установлено п. 17.4 Рекомендаций № БГ-3-21/177, документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и другими), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.

По разъяснениям УФНС России по г. Москве, содержащимся в Письме от 15 января 2008 г. № 18-12/4/002041, транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

Таким образом, в случае угона (кражи) транспортного средства налогоплательщику для освобождения от уплаты транспортного налога необходимо представить в налоговый орган подлинник документа, подтверждающего факт угона (кражи) транспортного средства.

Если у налоговой инспекции возникают сомнения в отношении предъявленной справки об угоне, она направляет запрос в органы МВД России с просьбой подтвердить факт угона транспортного средства. Следовательно, только в случае представления в налоговый орган подлинника справки об угоне автотранспортного средства, подтверждающей факт угона, выданной органами МВД России, инспекция произведет сложение сумм начисленного транспортного налога по данному автомобилю. Указанный документ можно подать лично или через уполномоченного представителя. Такие разъяснения приведены в Письме УФНС России по г. Москве от 12 июля 2010 г. № 20-14/4/072999@.

Как отмечено в Письме ФНС от 13 мая 2015 г. № БС-3-11/1919@, угнанное транспортное средство не является объектом налогообложения по транспортному налогу только в период его розыска.

Вопрос исчисления транспортного налога в отношении транспортного средства, находящегося в угоне, в случае, когда дата совершения угона не определена, был рассмотрен Минфином России в Письме от 9 августа 2013 г. № 03-05-04-04/32382. В нем сказано, что документом, подтверждающим факт угона, может являться справка об угоне, которая выдается органами, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию угонов (краж) транспортных средств. При отсутствии справки об угоне подтверждающим факт угона документом, по мнению департамента, может также являться справка о возбуждении уголовного дела.

Автомобиль может отсутствовать у налогоплательщика и по другим причинам, в частности может быть изъят правоохранительными органами по причине установления факта изменения его идентификационного номера неустановленным лицом. Следует ли уплачивать налог в этом случае? Налоговый орган, проводивший проверку налогоплательщика, в аналогичной ситуации принял решение о том, что транспортный налог следует платить. Налогоплательщик, не согласившись с решением налогового органа, обратился в суд. Дело рассматривалось Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа. В Постановлении от 19 января 2009 г. по делу № А29-2848/2008 указано, что факт регистрации автомобиля за организацией подтвержден материалами дела и организацией не оспаривается. Исследовав представленные в дело доказательства, суд установил, что документа, свидетельствующего о хищении (угоне) данного автомобиля, в материалах дела не содержится, как и доказательств, подтверждающих обращение налогоплательщика в ГИБДД с заявлением о снятии названного транспортного средства с регистрационного учета. Суд пришел к выводу о том, что организация является плательщиком транспортного налога по данному транспортному средству (факт нахождения этого автомобиля в федеральном розыске не свидетельствует о его хищении (угоне)). С учетом изложенного суд обоснованно отказал организации в удовлетворении ее требований о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа по привлечению организации к налоговой ответственности за неполную уплату транспортного налога и начислению соответствующих сумм названного налога и пеней.

Самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы не являются объектом налогообложения транспортным налогом (пп. 8 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Согласно п. 17.5 Рекомендаций № БГ-3-21/177 в соответствии со ст. 34 Воздушного кодекса Российской Федерации на воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, должно быть нанесено изображение красного креста или изображение красного полумесяца в соответствии с ГОСТ 18715-74.

На основании пп. 9 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Пунктом 3 ст. 37 Кодекса торгового мореплавания установлено, что судно может быть зарегистрировано в Российском международном реестре судов на определенный срок с правом последующего продления этого срока или без установления срока регистрации судна.

Срок государственной регистрации в Российском международном реестре судов судна, предоставленного российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), не может превышать срок действия указанного договора или срок, на который приостановлено право плавания данного судна под флагом иностранного государства. При этом учитывается наименее продолжительный из указанных сроков.

Государственная регистрация судна в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению. Порядок ежегодного подтверждения государственной регистрации судна в Российском международном реестре судов установлен Приказом Минтранса России от 9 декабря 2010 г. № 277 "Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских портах". Пунктом 56 названного документа определено, что при осуществлении регистрации судна и прав на него и при подтверждении регистрации орган, осуществляющий регистрацию, выдает свидетельство о регистрации судна (подтверждении регистрации судна) в Российском международном реестре судов.

Таким образом, налоговая льгота по пп. 9 п. 2 ст. 358 НК РФ предоставляется налогоплательщикам только при наличии свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации с даты регистрации судна в РМРС и ежегодного подтверждения такой регистрации.

И на основании последнего, пп. 10 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом обложения транспортным налогом морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Транспортный налог по автомобильному транспорту