Гражданским законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность ведения бизнеса в рамках простого товарищества (договора о совместной деятельности). Существенным условием этого вида договоров является то, что участники договора простого товарищества обязуются объединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица. Вкладом товарищей могут быть деньги, иное имущество, в том числе и транспортные средства.

Следует отметить, что в рамках простого товарищества существует определенная специфика ведения общих дел и, конечно же, уплаты налогов, и в этой статье мы и поговорим об уплате транспортного налога.

Гражданско-правовым основам договора простого товарищества посвящена одноименная гл. 55 "Простое товарищество" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) признается договор, по которому двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Причем сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (п. п. 1 и 2 ст. 1041 ГК РФ).

Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи (ст. 1042 ГК РФ).

Вместе с тем в силу общего правила, установленного ст. 1043 ГК РФ, имущество, которым товарищи обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью.

В свою очередь, ст. 249 ГК РФ определено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Итак, как мы отметили в начале статьи, вкладом в простое товарищество могут быть и транспортные средства, в отношении которых должен уплачиваться транспортный налог. Но поскольку простое товарищество - объединение субъектов предпринимательства, ведущих совместную деятельность в рамках простого товарищества, - не является юридическим лицом, оно, соответственно, не может рассматриваться в качестве самостоятельного плательщика налогов. Кто же будет уплачивать транспортный налог? Попробуем разобраться.

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога регулируется гл. 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Транспортный налог ст. 14 НК РФ отнесен к числу региональных налогов и устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие законами субъектов и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты. Размеры налоговых ставок установлены ст. 361 НК РФ и могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз, что предусмотрено п. 2 ст. 361 НК РФ. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

В Письме Минфина России от 22 мая 2009 г. № 03-05-06-04/77 обращено внимание на следующее: Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 23 июня 2005 г. № 272-О указал на то, что, принимая во внимание регулируемый федеральным законом объем правомочий субъектов Российской Федерации при введении конкретных ставок транспортного налога, п. 2 ст. 361 НК РФ нельзя рассматривать как ограничивающий конституционные права и свободы налогоплательщиков.

Допускается установление дифференцированных ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

В случае если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по ставкам, указанным в п. 1 ст. 361 НК РФ (п. 4 ст. 361 НК РФ).

При установлении транспортного налога законами субъектов могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Налогоплательщиками транспортного налога (далее - налогоплательщики) на основании ст. 357 НК РФ признаются лица, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ.

То есть любой субъект налоговых отношений приобретает статус плательщика транспортного налога и у него появляется объект налогообложения только в том случае, если приобретенное им транспортное средство будет зарегистрировано в установленном порядке. Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования, а налогоплательщиком признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, то есть его владелец, на что обращено внимание в Письмах Минфина России от 30 сентября 2013 г. № 03-05-06-04/40408, от 5 июля 2013 г. № 03-05-06-04/26030.

Следовательно, несмотря на то что транспортное средство, внесенное в качестве вклада по договору о совместной деятельности, является общей долевой собственностью товарищей, плательщиком транспортного налога признается товарищ, на которого данное транспортное средство зарегистрировано в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку регистрация транспортных средств одновременно за несколькими лицами не предусмотрена.

Объектом налогообложения транспортным налогом на основании ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила № 1001).

В общем случае транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации, что установлено п. 20 Правил № 1001. Исключение составляют лизинговые операции, когда транспортное средство может быть зарегистрировано либо за лизингодателем, либо за лизингополучателем.

Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом России 16 января 1995 г.

Суда могут находиться в любой собственности и право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права, что следует из ст. 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ. Регистрация осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. № 144 "Об утверждении Правил государственной регистрации судов".

Суда, согласно ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре, реестре маломерных судов, в бербоут-чартерном реестре, Российском международном реестре судов, а также реестре строящихся судов. Судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов, что установлено ст. 37 Кодекса торгового мореплавания.

Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждены Приказом Минтранса России от 9 декабря 2010 г. № 277.

Порядок государственной регистрации и государственного учета воздушных судов определен ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ.

Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации утвержден Приказом Минтранса России от 5 декабря 2013 г. № 457.

Государственные воздушные суда регистрируются в соответствии с Федеральными авиационными правилами государственной регистрации государственных воздушных судов, утвержденными Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 460.

Государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2009 г. № 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними".

Налогоплательщиком в отношении транспортных средств, зарегистрированных на физических лиц до введения в действие гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ, то есть до 29 июля 2002 г., является лицо, указанное в такой доверенности.

Порядок определения налоговой базы по транспортному налогу установлен ст. 359 НК РФ. В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, что установлено пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ. Исключение составляют воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного двигателя.

Налоговая база в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, определяется как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ).

Разъяснения о том, на основе какого документа определяется паспортная статическая тяга двигателя и учитываются ли при ее определении возможные отклонения, приведены в Письме Минфина России от 11 июня 2008 г. № 03-05-05-04/08. В п. 1 названного Письма отмечено, что термин "паспортная статическая тяга двигателей" означает величину замеренной при наземных испытаниях на заводе-изготовителе либо при очередном ремонте на авиационном ремонтном заводе тяги данного экземпляра двигателя, которая внесена в его формуляр. Используемый в пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ термин "паспорт" является эквивалентом термина "формуляр". Термин "статическая" означает, что замер тяги соответствующим заводом осуществлялся на земле в стендовых условиях, а не в условиях полета.

В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база по транспортному налогу на основании пп. 2 п. 1 ст. 359 НК РФ определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах. Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. На это указано в п. 21 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177.

В отношении всех вышеперечисленных транспортных средств налоговая база на основании п. 2 ст. 359 НК РФ определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении водных и воздушных транспортных средств, не перечисленных в пп. 1, 1.1 и 2 п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется как единица транспортного средства (пп. 3 п. 1 ст. 359 НК РФ). Причем налоговая база определяется отдельно от налоговой базы по иным транспортным средствам, являющимся объектом налогообложения для налогоплательщика.

Порядок исчисления суммы транспортного налога и сумм авансовых платежей по налогу определен ст. 362 НК РФ. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно, что установлено п. 1 ст. 362 НК РФ.

Сумма налога на основании п. 2 ст. 362 НК РФ исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иной порядок не предусмотрен ст. 362 НК РФ. При этом налогоплательщиками определяется разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Напомним, что в силу п. 2 ст. 362 НК РФ с 1 января 2014 г. сумма транспортного налога исчисляется с применением повышающих коэффициентов в отношении легковых автомобилей стоимостью от 3,0 млн руб.

Перечень легковых автомобилей для налогового периода 2015 г. размещен на официальном сайте Минпромторга России 27 февраля 2015 г., о чем сказано в Письме Минфина России от 1 июня 2015 г. № 03-05-04-04/31532.

Повышающие коэффициенты установлены в следующих размерах:

  • 1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
  • 1,3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;
  • 1,5 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
  • 2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
  • 3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

При этом исчисление сроков, указанных в п. 2 ст. 362 НК РФ, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей главы 28 НК РФ утвержден Приказом Минпромторга России от 28 февраля 2014 г. № 316.

Сумма авансовых платежей по налогу исчисляется по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в п. 2 ст. 362 НК РФ. Такой порядок для определения авансовых платежей установлен п. 2.1 ст. 362 НК РФ.

Пунктом 6 ст. 362 НК РФ законодателям субъектов предусмотрено право для отдельных категорий налогоплательщиков не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Исчисление суммы налога на основании п. 3 ст. 362 НК РФ производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимаются за полный месяц.

Главой 28 НК РФ установлен различный порядок налогообложения налогоплательщиков-организаций и налогоплательщиков - физических лиц. В Постановлении ФАС Уральского округа от 15 декабря 2008 г. № Ф09-9419/08-3 по делу № А50-5597/08 отмечено следующее: поскольку в целях применения налогового законодательства под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, индивидуальные предприниматели при уплате транспортного налога (в том числе в части применения льгот) должны руководствоваться порядком, установленным для налогоплательщиков - физических лиц, а не для налогоплательщиков-организаций.

Пунктом 1 ст. 362 НК РФ определено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Уплата налога осуществляется на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС России от 25 декабря 2014 г. № ММВ-7-11/673@ "Об утверждении формы налогового уведомления". Налоговые органы должны направлять налогоплательщикам налоговые уведомления одновременно с платежными документами ПД (налог).

Пунктом 1 ст. 360 НК РФ определено, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря. Согласно п. 2 ст. 360 НК РФ отчетными периодами по транспортному налогу для налогоплательщиков-организаций являются первый квартал, второй квартал и третий квартал. Но законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, вводя транспортный налог, руководствуясь п. 3 ст. 360 НК РФ, вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговую декларацию по истечении налогового периода следует представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, что определено п. 1 ст. 363.1 НК РФ.

Местом нахождения имущества согласно п. 5 ст. 83 НК РФ признается:

1) для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) - место государственной регистрации транспортного средства;

1.1) для воздушных транспортных средств - место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица - собственника транспортного средства;

2) для транспортных средств, не указанных в пп. 1 и 1.1 п. 5 ст. 83 НК РФ, - место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство;

3) для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации по транспортному налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, что определено п. 4 ст. 363.1 НК РФ.

Обратите внимание! В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации, которые они обязаны представлять в соответствии с НК РФ, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Форма налоговой декларации по транспортному налогу утверждена Приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. № ММВ-7-11/99@ "Об утверждении формы и Формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения".

В соответствии с п. 3 ст. 363.1 НК РФ налоговые декларации по налогу должны быть представлены налогоплательщиками-организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Итак, мы определили, что плательщиком транспортного налога в отношении транспортного средства, внесенного в качестве вклада в простое товарищество, будет являться организация или индивидуальный предприниматель, на которого зарегистрировано это транспортное средство.

Но транспортное средство может быть приобретено и в рамках ведения деятельности по договору простого товарищества. Несмотря на то что приобретенное совместно транспортное средство также будет являться общей долевой собственностью товарищей, зарегистрировано оно может быть лишь на одного из них. Решение о том, на кого будет осуществлена такая регистрация, принимается общим собранием товарищей. Не следует забывать о том, что необходимо предусмотреть и порядок возмещения расходов по уплате транспортного налога лицу, которое будет осуществлять уплату этого налога.

Транспортный налог для представительств иностранных организаций