Налог, как вы знаете, считается установленным, когда определены все элементы налогообложения, а именно объект, налоговая база и налоговый период, ставка налога, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

Транспортный налог отнесен российским налоговым законодательством к числу региональных налогов, то есть законами субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, должен быть определен, в частности, такой элемент налогообложения, как налоговые ставки. налоговая база определена непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации.

То, в каком порядке определяется налогоплательщиками налоговая база и налоговые ставки по транспортному налогу, мы и рассмотрим в этой статье.

Напомним, что объектом налогообложения транспортным налогом согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иными словами, все транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения, можно разделить на транспортные средства наземные, воздушные и водные. Как мы отметили в начале статьи, порядок определения налоговой базы по транспортному налогу установлен НК РФ, а именно ст. 359 НК РФ.

В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, что установлено пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ. Исключение составляют воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного двигателя; о них мы скажем чуть позже.

Как отмечено в Письме Минфина России от 30 ноября 2010 г. № 03-05-06-04/437, установленный в качестве налоговой базы показатель мощности двигателя транспортного средства непосредственно влияет на цену приобретаемого транспортного средства и расходы на его содержание и в отличие, например, от показателя массы транспортного средства наиболее эффективно отражает фактическую способность налогоплательщика к уплате налога. По мнению специалистов Минфина, высказанному в рассматриваемом Письме, установленная в настоящее время налоговая база по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах.

Кроме того, в Письме обращено внимание на то, что вопрос о соответствии гл. 28 НК РФ Конституции России неоднократно рассматривался в Конституционном Суде Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 г. № 600-О-О, от 17 декабря 2009 г. № 1613-О-О, от 23 июня 2009 г. № 835-О-О).

Обратимся к п. 19 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177 (далее - Рекомендации по транспортному налогу). В этом пункте сказано, что если в технической документации на транспортное средств мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент: 1 кВт = 1,35962 л. с.). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.

По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 14 декабря 2006 г. по делу № Ф09-11156/06-С1, где рассматривался спор между налоговым органом и налогоплательщиком об уплате транспортного налога по земснарядам и плавкрану ДТС 4, со ссылкой на Словарь морских и речных терминов, вышедший в Москве в издательстве "Речной транспорт" в 1956 г., указано следующее. Судовым двигателем признается двигатель, имеющий конструкцию, позволяющую устанавливать его на судно. Главный судовой двигатель - это двигатель, служащий для привода в действие гребного винта или гребных колес. Вспомогательный судовой двигатель - это двигатель для привода в действие генераторов электростанций, компрессоров, насосов и так далее.

Учитывая функциональное назначение главного и вспомогательного двигателей, суд пришел к выводу, что налоговой базой для указанных земснарядов является мощность главных двигателей. Налоговый орган необоснованно при исчислении налога в отношении названных водных средств в налоговую базу включил мощность вспомогательных двигателей. Судом установлено, что при определении мощности двигателя судна следует руководствоваться свидетельством о годности судна к плаванию, поскольку это специальный технический документ на транспортное средство, в котором указывается полная информация о техническом составе и состоянии судна. Следовательно, налогоплательщик правомерно при исчислении налога исходил из мощности главных (гребных) электродвигателей, указанных в свидетельстве о годности к плаванию.

Как было отмечено в Письме Минфина России от 11 февраля 2005 г. № 03-06-04-04/09, налоговые ставки по транспортному налогу установлены применительно к максимальной мощности двигателя транспортного средства, которая указана в регистрационных документах на основе технической документации на соответствующее транспортное средство, независимо от мощности, развиваемой двигателем при различных режимах эксплуатации.

Вместе с тем ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 15 февраля 2005 г. по делу № А33-26610/04-С3-Ф02-124/05-С1 отметил следующее. Разница в понятиях между эксплуатационной и строительной мощностями состоит в значении предельно допустимой эффективной мощности дизеля, которую он может развивать ограниченное время, установленное заводом-изготовителем, определяет режим максимальной (строительной) мощности. К эксплуатационной мощности относят среднюю мощность дизеля при плановой загрузке и скорости судна. Суд указал, что ввиду давности постройки судна его двигатель не мог развивать строительную мощность, поэтому исчисление налога налогоплательщиком исходя из эксплуатационной мощности двигателя признано судом правомерным.

Итак, как уже было сказано выше, мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. В случае расхождения сведений, представленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, согласно п. 22 Рекомендаций по транспортному налогу, принимаются данные, содержащиеся в технической документации. При отсутствии данных о мощности двигателя в технической документации для определения мощности двигателя к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, представленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ.

ФАС Уральского округа рассматривалось дело по иску налогоплательщика к налоговому органу, доначислившему сумму транспортного налога в связи с тем, что при определении мощности двигателя налогоплательщик воспользовался данными Справочника НИИАТ издательства Москва "Транспорт". Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик обратился в суд. В Постановлении ФАС Уральского округа от 30 июня 2009 г. № Ф09-4465/09-С3 по делу № А76-26085/2008-11-721/62 сказано, что мощность двигателя, указанная налогоплательщиком в целях определения транспортного налога, была подтверждена заводом-изготовителем - открытым акционерным обществом "Ульяновский автомобильный завод". В Письме от 26 мая 2008 г. изготовителем указано, что с 1988 г. автомобили семейства "УАЗ-3741-01" оснащались бензиновыми карбюраторными двигателями УМЗ-4178 номинальной мощностью в комплектации "нетто" по ГОСТ 14846-81 - 76 лошадиных сил. Мощность двигателя в паспорте транспортного средства нового образца должна указываться в комплектации "нетто" согласно действующему одобрению типа транспортного средства.

Довод налогового органа о том, что мощность двигателя составляет 92 л. с., отклонен, поскольку согласно справке ОВД МВД России мощность двигателя спорного автомобиля действительно составляет 92 л. с., при этом не указан вид комплектации двигателя, взятый за основу для определения мощности. Согласно справке завода-изготовителя 92 л. с. составляют мощность двигателя в комплектации "брутто", однако в полной комплектации "нетто" мощность двигателя составляет 76 л. с. При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные требования налогоплательщика.

Налоговая база в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, определяется как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы. Такой порядок установлен пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ.

Разъяснения о том, на основе какого документа определяется паспортная статическая тяга двигателя, и учитываются ли при ее определении возможные отклонения, приведены в Письме Минфина России от 11 июня 2008 г. № 03-05-05-04/08. В п. 1 Письма отмечено, что термин "паспортная статическая тяга двигателей" означает величину замеренной при наземных испытаниях на заводе-изготовителе либо при очередном ремонте на авиационном ремонтном заводе тяги данного экземпляра двигателя, которая внесена в его формуляр. Используемый в пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ термин "паспорт" является эквивалентом термина "формуляр". Термин "статическая" означает, что замер тяги соответствующим заводом осуществлялся на земле в стендовых условиях, а не в условиях полета.

При определении налоговой базы в отношении воздушных транспортных средств с реактивными двигателями следует руководствоваться базовой величиной тяги без учета поля допуска, составляющего +/- 1% (именуемого в Письме отклонением от значения тяги реактивного двигателя, установленного для типа двигателя руководством по эксплуатации), которая, для примера, у двигателя Д-ЗОКП составляет 12 000 кГс.

В качестве подтверждающей информации направляются копии соответствующих страниц из формуляра экземпляра двигателя Д-ЗОКП с паспортными (формулярными) данными завода-изготовителя, которые соответствуют данным, фигурирующим в руководстве по эксплуатации двигателя Д-30, а также данными, полученными при выполнении замеров параметров двигателя после последнего ремонта, о чем говорится в п. 2 рассматриваемого Письма.

В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база по транспортному налогу на основании пп. 2 п. 1 ст. 359 НК РФ определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах. Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах, на что указано в п. 21 Рекомендаций по транспортному налогу.

Вопрос исчисления транспортного налога по плавучим докам был рассмотрен ФНС в Письме от 30 сентября 2013 г. № БС-4-11/17552. В нем сказано, что Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (далее - ОКОФ ОК 013-94), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359, плавучие морские доки отнесены к группе технических и вспомогательных несамоходных судов (15 3511171).

Таким образом, транспортный налог по вышеуказанным судам исчисляется налоговыми органами исходя из категории "несамоходные (буксируемые) суда", для которой определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости).

В Письме от 2 июля 2015 г. № 03-05-05-04/38230 Минфином России был рассмотрен вопрос о налогообложении транспортным налогом понтонного (наплавного) моста. Понтонный (наплавной) мост представляет собой временное сооружение из плавучих модулей с качествами несамоходного судна, соединяющихся в мост необходимой длины с помощью специальных сцепных замков, что не позволяет идентифицировать его как единый имущественный комплекс и самостоятельный объект гражданских прав.

В этой связи наплавной мост сам по себе не относится к водным транспортным средствам и не является объектом, подлежащим регистрации в порядке, предусмотренном ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ).

В соответствии с ОКОФ ОК 013-94 к водным транспортным средствам согласно подразделу "Средства транспортные" относятся средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, - подвижной состав водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры, суда лоцманские и пр.).

Вместе с тем каждый из плавучих модулей наплавного моста является несамоходным судном и при использовании в целях судоходства подлежит отдельной регистрации. В этом случае право собственности регистрируется на каждый плавучий модуль в одном из реестров, предусмотренных КВВТ.

Таким образом, плавучие модули наплавного моста являются объектом налогообложения по транспортному налогу.

В отношении всех вышеперечисленных транспортных средств налоговая база на основании п. 2 ст. 359 НК РФ определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении водных и воздушных транспортных средств, не перечисленных в пп. 1, 1.1 и 2 п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется как единица транспортного средства (пп. 3 п. 1 ст. 359 НК РФ). Причем налоговая база определяется отдельно от налоговой базы по иным транспортным средствам, являющимся объектом налогообложения для налогоплательщика.

Как указано в п. 23 Рекомендаций по транспортному налогу, к водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.

Вместе с тем хотелось бы обратить внимание читателей на Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2007 г. по делу № А56-29356/2006. Налоговый орган, осуществляя проверку правильности исчисления и уплаты налогов, установил, что организацией занижена налоговая база по транспортному налогу в связи с тем, что порт определял налоговую базу по плавучим кранам как единицу транспортного средства. По мнению налоговиков, по плавкранам следовало считать валовую вместимость. Не согласившись с решением налогового органа, организация обратилась в суд.

Суд указал, что в ст. 361 НК РФ установлены различные налоговые ставки для несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости), и для других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей (с единицы транспортного средства).

В НК РФ не дано определение понятия "несамоходное (буксируемое) судно", в связи с чем согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Для плавкранов (несамоходных (буксируемых) судов), для которых определена валовая вместимость, установлена ставка транспортного налога с каждой регистровой тонны валовой вместимости, и налоговый орган правомерно доначислил транспортный налог и пени.

Вместе с тем кассационная инстанция сочла, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ в данном случае нет вины организации, поскольку она руководствовалась разъяснениями, содержащимися в п. 23 Рекомендаций по транспортному налогу, и в силу ст. 109 НК РФ организация не может быть привлечена к ответственности за неполную уплату транспортного налога.

Аналогичное дело рассматривалось ФАС Волго-Вятского округа в 2010 г. Как следует из материалов дела, налоговики, проведя проверку представленных налогоплательщиком налоговых деклараций по транспортному налогу, установили, что им неправомерно исчислен налог в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств (судов брандвахт, водолазного крана ДТ-4, несамоходных земснарядов Печорская-208, Печорская-219, Печерский-301, 304, 316, 706, плавучей мастерской ПМ-150, барж СВ-203, 209, несамоходных земснарядов ПЧ-311, 710, 315, брандвахт БР-114, 115, 9, 116, несамоходного крана Г-101) исходя из ставки, предусмотренной для других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей. По мнению проверяющих, налоговая база в отношении указанных транспортных средств должна определяться как валовая вместимость в регистровых тоннах. Организация обратилась в суд, не согласившись с выводами налоговиков.

Все судебные инстанции, рассматривавшие это дело, согласились с выводами налоговых органов. В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 2 августа 2010 г. по делу № А29-11977/2009 также указано, что из имеющегося в материалах дела письма Северного филиала Российского речного регистра следует, что в соответствии с Инструкцией по учету судов в Российском речном регистре любое судно может считаться буксируемым, если оно не стоит на якоре, не отшвартовано к берегу, причалу, плавучему сооружению, другому стоящему судну и не стоит на мели. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359, спорные плавучие сооружения отнесены к общему коду 15 0000000 "Средства транспортные". При таких обстоятельствах будет правильным вывод о том, что принадлежащие организации спорные объекты представляют собой водные несамоходные (буксируемые) суда, в отношении которых налоговая база по транспортному налогу должна определяться как валовая вместимость в регистровых тоннах.

Перейдем к ст. 361 НК РФ, устанавливающей налоговые ставки. Размеры налоговых ставок, которые могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации, приведены в п. 1 ст. 361 НК РФ. Причем налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Как отмечено в Письме Минфина России от 18 февраля 2014 г. № 03-05-06-04/6768, указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (в рублях) с 01.01.2011

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

2,5

свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

3,5

свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

5

свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

7,5

свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)

15

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно

1

свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

2

свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт)

5

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно

5

свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт)

10

Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

2,5

свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

4

свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

5

свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

6,5

свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)

8,5

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

2,5

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно

2,5

свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт)

5

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

10

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

20

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

20

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

40

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

25

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

50

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

20

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

25

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

20

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

200

Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

В случае если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 361 НК РФ.

Вопрос о возможности установления дифференцированной ставки по транспортному налогу в отношении электромобилей был рассмотрен Минфином России в Письме от 7 апреля 2015 г. № 03-05-04-04/19434, где отмечено, что в соответствии с положениями гл. 28 НК РФ электромобили не выделены в отдельную категорию транспортных средств.

Вместе с тем в соответствии со ст. 356 НК РФ законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Таким образом, снижение налоговой нагрузки в отношении электромобилей может быть реализовано в рамках полномочий, предоставленных законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации ст. 356 НК РФ, путем установления льгот для владельцев указанных транспортных средств в виде полного или частичного освобождения от уплаты транспортного налога.

Транспортный налог - проблемы с определением категории транспортного средства